Мотивированное решение изготовлено 31 января 2011 г. Дело № 2-116 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 31 января 2011 г. г. Кандалакша Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе: судьи Филипповой М.Е., при секретаре Васильевой В.С., с участием: старшего помощника прокурора г. Кандалакши Загайкевича В.В., Ючинской З.К., её представителя Коломийца И.П., командира войсковой части 71216 Иосипенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ючинской Зулфии Камильевны к Западному военному округу в лице филиала войсковой части 71216 Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа», третье лицо командир войсковой части 71216 Иосипенко А.В., третье лицо Открытое акционерное общество «Славянка», о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, установил: Ючинская З.К. обратилась в суд с иском к в/ч 71216 Ленинградского военного округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование иска указала, что согласно трудовому договору от 30 июня 2002 г. работала в в/ч 71216, последнее время работала в должности <данные изъяты> с 01 декабря 2010 г. уволена в связи с сокращением штата работников организации. Считает свое увольнение незаконным, так как при увольнении ей не была предложена другая вакантная должность, фактически сокращение проводилось в связи с реорганизацией и переподчинением ОАО «Славянка», так как занимаемая должность сохранилась в штатном расписании. Просит суд восстановить на работе в должности <данные изъяты> взыскать заработную плату за время вынужденного прогула. В судебном заседании Ючинская З.К. и её представитель Коломиец И.П. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили восстановить истицу на работе в должности оператора хлораторной установки 4-го разряда водонасосной станции водоканализационного хозяйства войсковой части 71216. В судебном заседании Ючинская З.К. пояснила, что намерена продолжать работу по месту жительства на территории <адрес>, членом профсоюзной организации она не состоит, при увольнении с ней был произведен расчет, выдана трудовая книжка, она поставлена на учет в ЦЗН, работодателем ей выплачивается сохраняемая заработная плата. В судебное заседание представители Западного военного округа, образованного путем переформирования Ленинградского и Московского военных округов с 01 декабря 2010 г., Федерального бюджетного учреждения Управление Ленинградского военного округа не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом, вручением повестки командиру в/ч 71216 - филиала ответчика, уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством факсимильной связи, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, доказательства невозможности явиться в суд представителю, не представили. Командир войсковой части 71216 Иосипенко А.В. в судебном заседании заявил, что Ючинская З.К. законно и обоснованно уволена в связи с сокращением численности и штата, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном суду. В судебное заседание представители ОАО «Славянка» не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили письменное мнение, в котором указали, что не имеется оснований для удовлетворения иска, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя. Истица и её представитель заявили о согласии на рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчика в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Заслушав Ючинскую З.К., её представителя Коломийца И.П., командира войсковой части 71216 Иосипенко А.В., допросив свидетеля ФИО, изучив материалы дела, учитывая заключение старшего помощника прокурора Загайкевича В.В., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. В судебном заседании установлено, и лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось, что: войсковая часть 71216 являлась филиалом Федерального бюджетного учреждения Управление Ленинградского военного округа (приказ Министра обороны Российской Федерации №1045 от 28 сентября 2009 г.); согласно выписке из директивы штаба Ленинградского военного округа от 31 января 2009 г. №4/1/086 прием и увольнение гражданского персонала, заключение и расторжение трудовых договоров, ведение трудовых книжек, возложено на командиров соединений и войсковых частей; согласно выписке из директивы МО РФ №012 от 12 июля 2010 г. и директивы Генерального штаба № 314/2/00622 от 19 июля 2010 г. Московский и Ленинградский военные округа переформированы в Западный военный округ, переформирование предписано завершить к 01 декабря 2010 г.; Ючинская З.К. с 15 марта 2002 г. работала в войсковой части 21214 в должности <данные изъяты>, в связи с переподчинением ВКХ (водоканализационное хозяйство) трудовые отношения с ней с 01 июля 2002 г. продолжены в в/ч 71216, с 01 апреля 2005 г. Ючинская З.К. переведена на должность <данные изъяты> 18 августа 2010 г. Ючинская З.К. была письменно уведомлена о предстоящем увольнении по сокращению штатов; приказом командира в/ч 71216 от 29 ноября 2010 г. № Ючинская З.К. с 01 декабря 2010 г. была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации); с приказом об увольнении Ючинская З.К. была ознакомлена под роспись, расчет при увольнении с ней произведен, трудовая книжка выдана; 29 декабря 2010 г. Ючинская З.К. обратилась в суд с настоящим иском. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации. Увольнение по основаниям, указанным в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. В силу ст. 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года, в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Согласно статье 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается Министром обороны Российской Федерации. В случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица. В ходе рассмотрения дела установлено, что: гражданский персонал в количестве 26 шт. ед. по обслуживанию коммунальных сооружений - водоканализационного хозяйства военного городка № в войсковой части 71216 содержался по штатному расписанию № от 25 ноября 2009 г. № ВКХ, утвержденному ФГУ Кандалакшская Квартирно-эксплуатационная часть района, также в войсковой части по штатным расписаниям №№2842 и 2843 от 25 ноября 2009 г. содержался гражданский персонал в количестве <данные изъяты> ед. по обслуживанию коммунальных сооружений военного городка № - № ВКХ и в количестве <данные изъяты> ед. по обслуживанию теплового хозяйства №ТХ; недвижимое имущество ВКХ военного городка № является Федеральной собственностью, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации №1392-р от 30 апреля 2003 г. было закреплено на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации, было поставлено на баланс ФГУ Кандалакшская КЭЧ района; в связи с проводимым реформированием в Вооруженных силах Российской Федерации и на основании указания Генерального штаба ВС РФ от 26 июля 2010 г. №314/9/2389 «О переподчинении КЭЧ района Департаменту имущественных отношений», приказа Министерства обороны Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. №1303 «О реорганизации Федеральных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» с 28 февраля 2011 г. ФГУ Кандалакшская КЭЧ района подлежит сокращению, в связи с чем командиру в/ч 71216 указанием ФГУ Кандалакшская КЭЧ района от 04 августа 2010 г. №1693 было предписано уведомить до 15 августа 2010 г. гражданский персонал по обслуживанию коммунальных сооружений, содержащийся по штатным расписаниям, зарегистрированным в КЭЧ района, о предстоящем увольнении: по штатным расписаниям №ТХ-<данные изъяты> ед., № ВКХ - <данные изъяты> ед., № ВКХ -<данные изъяты> ед. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 N 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»» федеральные государственные унитарные предприятия по перечню согласно Приложению N 12 преобразованы в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и учредить открытое акционерное общество «Славянка» (<адрес>), 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставный капитал находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус 1 акция каждого из открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования этих федеральных государственных унитарных предприятий. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ОАО «Славянка» зарегистрировано 30 апреля 2009 г. в <адрес>. На территории <адрес> действует филиал <адрес>» ОАО «Славянка», на основании положения, утвержденного приказом генерального директора ОАО «Славянка» 26 мая 2010 г. №. По результатам проведенных закрытых конкурсных процедур по выбору специализированных организаций для выполнения функций эксплуатации и содержания фондов Минобороны России, между Минобороны России, действующем от имени Российской Федерации, и ОАО «Славянка» заключен государственный контракт №-КЖФ от 20 июля 2010 г. на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации. Срок действия контракта с 01 июля 2010 г. по 30 июля 2011 г. Согласно актам о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию № от 01 ноября 2010 г. объекты недвижимости водоканализационного хозяйства военных городков № и № соответственно, переданы от ФГУ Кандалакшская КЭЧ района в ОАО «Славянка» на основании указания заместителя Министра обороны Российской Федерации №147/РГ/1161 от 30 июля 2010 г. и в соответствии с государственным контрактом №-КЖФ от 20 июля 2010 г. Согласно сообщению ФГУ Кандалакшская КЭЧ района от 02 ноября 2010 г. №2204 штатные расписания, зарегистрированные в КЭЧ района (№2842, 2848, 2843 от 25 ноября 2009 г., прекращают свое действие с даты подписания актов о приеме-передаче объектов. Акты о приеме-передаче поступили в войсковую часть 25 ноября 2010 г. В судебном заседании истица не оспаривала, что все работники, обслуживавшие ВКХ войсковой части 71216, были уволены, затем почти все были приняты на работу в ОАО «Славянка», она тоже писала заявление о приеме её на работу в ОАО «Славянка», однако ничего о судьбе своего заявления ей неизвестно. Таким образом, в судебном заседании установлено в войсковой части 71216 были сокращены все должности (профессии), числящиеся по штатным расписаниям, зарегистрированным в КЭЧ района - №2842, 2848, 2843 от 25 ноября 2009 г., и из данных штатных расписаний исключены все штатные единицы. Также установлено, что работы по техническому обслуживанию и эксплуатации ВКХ военных городков № и № войсковой части 71216 были переданы на выполнение на основании государственного контракта №-КЖФ от 20 июля 2010 г., заключенного между Минобороны России и ОАО «Славянка», ОАО «Славянка», в связи с чем, произошло уменьшение объема работ у ответчика, штат гражданского персонала ВКХ в другое структурное подразделение Западного военного округа, Ленинградского военного округа, Кандалакшской КЭЧ района, войсковой части не передавался и не мог быть передан по причине передачи работ по техническому обслуживанию и эксплуатации ВКХ сторонней организации, у которой имеется свой штат работников. При этом ОАО «Славянка» является специализированной организацией в указанной сфере деятельности и выполняет аналогичные работы на других объектах, переданных в обслуживание по государственному контракту. Суд не может согласиться с доводом истицы и её представителя, о применении в данном споре положений ст. 75 ТК РФ, поскольку по смыслу названной нормы материального права под сменой собственника имущества организации необходимо понимать смену собственника организации в целом, как имущественного комплекса, включая движимое и недвижимое имущество, сырье, продукцию, долги, права требования и другие исключительные права. В любом случае, в результате смены собственника организации, как имущественного комплекса в целом, для ее работников не меняются условия труда, так как они продолжают выполнять ту же самую работу в той же самой организации. В данном споре суд не установил факта смены собственника, так как собственником ВКХ являлась и является Российская Федерация, полномочным лицом - Министерство обороны Российской Федерации, за которым данное имущество закреплено на праве оперативного управления. Положения ст. 75 ТК РФ не применимы в случае передачи в эксплуатацию в результате сделок либо на иных, предусмотренных законом основаниях, части имущества, так как в противном случае к новому владельцу имущества, (иному юридическому лицу либо гражданину) автоматически перешли бы права и обязанности работодателя по отношению к работникам другого юридического лица (собственника данного имущества), что противоречит действующему трудовому законодательству, в соответствии с которым для трудоустройства в иной организации работнику необходимо сначала расторгнуть трудовой договор с прежним работодателем, а затем оформить трудовые отношения с новым работодателем в порядке, установленном ст. ст. 67, 68 ТК РФ. Часть 5 ст. 75 ТК РФ носит гарантийный характер и направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, при реорганизации юридического лица, то есть на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п. 6 ст. 77 ТК РФ, либо трудовой договор расторгается по инициативе работника. Принимая решение, суд учитывает, что ВКХ воинских частей не было внесено в качестве вклада в уставный капитал ни ОАО «Оборонсервис», ни в ОАО «Славянка», соответственно не имеется оснований для вывода о наличии в данном деле изменения правового статуса работодателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, выделения, разделения, присоединения, слияния. Суд также не усматривает в данном деле изменения подведомственности (подчиненности) организации работодателя, так как войсковая часть 71216, Кандалакшская КЭЧ района, Ленинградский военный округ, Западный военный округ, не изменяли своей подчиненности и подведомственности, а остаются учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, организациями Российской Федерации. Поскольку в данном случае произошла только передача обслуживающей организации по договору имущественного комплекса, в том числе ВКХ, и у ответчика остались иные структурные подразделения, то прекращение деятельности юридического лица в данной местности не произошло, и положения ст. 75 ТК РФ в данном споре применяться не могут. Суд также не может согласиться с доводом истицы и её представителя, об отсутствии реального сокращения штатов и передаче рабочих мест в другое структурное подразделение или организацию, подчиненную ответчику, поскольку заключенный государственный контракт №-КЖФ от 20 июля 2010 г. не содержит в себе положений о передаче рабочих мест, прав и обязанностей по заключенным с работниками ВКХ ответчиком трудовым договорам. Согласно положениям действующего трудового законодательства, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом, в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. При этом принятие решения об утверждении, изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81ТК РФ) при условии соблюдения закрепленного ТК РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения. Имущество и материальные средства войсковой части, являющиеся федеральной собственностью, на основании директив Министерства обороны Российской Федерации и других актов вышестоящего командования в процессе реформирования переданы в обслуживание ОАО «Славянка», что действующему законодательству не противоречит и о факте реорганизации (переформировании) воинской части не свидетельствует. Сам по себе факт передачи недвижимого имущества на обслуживание по договору в ОАО «Славянка» не влечет автоматическую передачу штатов от одного юридического лица другому. Согласно представленному отзыву в ОАО «Славянка» было утверждено штатное расписание, в соответствии с которым был укомплектован штат специалистов. Суд не может согласиться с доводом истцы и её представителя о нарушении ответчиком положений ст. 179 ТК РФ, в части нарушения её преимущественного права на оставление на работе, так как из штатных расписаний по ВКХ и ТХ войсковой части 71216 были исключены все штатные единицы. Согласно представленному сообщению Объединенного стратегического командования Западного военного округа от 25 января 2011 г. №31/18/93 по состоянию на 01 декабря 2010 г. и по настоящее время в Западном военном округе вакантных должностей гражданского персонала не имеется. Согласно пояснениям командира войсковой части 71216 по состоянию на дату увольнения истицы в войсковой части по штату не имелось ни одной вакантной должности гражданского персонала, более того сокращение должностей гражданского персонала по другим должностям, состоящим в штате, производится по настоящее время. У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности доводов командира войсковой части о том, что Ючинской З.К., как и другим увольняемым работникам, не предлагались вакантные должности в связи с их отсутствием по причине реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, исключения из сферы деятельности вооруженных сил не связанных с обороноспособностью государства функций, проводимого в масштабах всего государства. Исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствуют о том, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ Ючинская З.К. надлежащим образом под роспись более чем за два месяца была предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности (штата), что истицей не оспаривалось, её намерение продолжать работу обусловлено только работой по месту жительства, расчет с ней произведен, трудовая книжка выдана, гарантии и компенсации, в связи с увольнением по сокращению штатов, в том числе сохранение среднего заработка на период трудоустройства, ей предоставлены. Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд не находит оснований для удовлетворения иска и отказывает Ючинской З.К. в иске о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 235 ГПК РФ, суд решил: Ючинской Зулфие Камильевне в иске о восстановлении на работе в должности <данные изъяты> войсковой части 71216 Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» Западного военного округа, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья М.Е. Филиппова