Дело № 2-4672011 Мотивированное решение изготовлено 06.06.2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кандалакша 01 июня 2011 года Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе судьи: Лебедевой И.В., при секретаре: Смирновой Л.М., помощника прокурора Мамаковой Е.С., представителей администрации муниципального образования Кандалакшский район Шуиной Н.А., Назаровой Т.А., представителей МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» Евтеева Ю.В., Руденко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском городском суде Мурманской области гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кандалакшский район, муниципальному учреждению здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» о возложении обязанности финансирования и проведения ремонтных работ, установки оборудования, установил: Прокурор г. Кандалакша обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кандалакшский район, муниципальному учреждению здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» о возложении обязанности финансирования и проведения ремонтных работ, установки оборудования. В обоснование заявленных требований указал, что 15.03.2011 г. прокуратурой г. Кандалакши проведена проверка МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» по результатам которой установлено, что требования СанПин 2.1.3.2630-10 к внутренней отделке помещений в травматологическом, кардиологическим, неврологическом, гинекологическом отделениях больницы не соблюдаются: в палатах отделений поверхность стен, полов, потолков имеют дефекты, не имеют гладкости, не являются легкодоступными для влажной уборки и устойчивости к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. На потолках следы, образовавшиеся в результате попадания влаги с наружной стороны. На стенах трещины, темные пятна от промерзания стен и попадания влаги. Линолеум на полах имеет изношенный вид, плотно не прилегает к основанию пола, по краям загибается. В коридорах отделений потолки имеют грязно-желтый цвет со следами, образовавшимися в результате попадания влаги с наружной стороны. Кроме того, на момент проверки установлено, что предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 23.03.2010 г. № 018643 в части закупки фильтров тонкой и грубой очистки для системы вентиляции стационара и их установки не исполнены. Просит обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до 01.01.2012 года обеспечить финансирование ремонтных работ отделений МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» и финансирование приобретения и установки фильтров тонкой и грубой очистки на систему вентиляции стационара, обязать МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в срок до 01.01.2013 года произвести ремонтные работы в отделениях больницы, приобрести и установить фильтры тонкой и грубой очистки на систему вентиляции стационара. В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакша Мамакова Е.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика муниципального образования Кандалакшский район Назарова Т.А. и Шуина Н.А. исковые требования в части обеспечения финансирования выполнения ремонтных работ в отделениях МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» и финансирования и установку фильтров тонкой и грубой очистки на систему вентиляции в срок до 01.01.2012 года не признали. Пояснили, что финансирование деятельности учреждения здравоохранения в 2011 году осуществляется за счет средств на условиях софинансирования между областным бюджетом и бюджетом Кандалакшского района. Выполнение капитальных ремонтных работ в отделениях больницы запланированы и осуществляются в рамках национального проекта долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы». Работы запланированы из конкретных этапов: изготовление проектно-сметной документации на выполнение ремонтных работ в отделениях неврологии и кардиологии с соответствующими заключениями, таким образом ремонтные работы в данных отделениях будут выполнены уже в 2011 году. Также в 2011 году будут выполнены работы по изготовлению проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ в других отделениях. Финансирование администрация района не обеспечивает, так как денежные средства на эти цели предусмотрены целевой программой. Кроме того, финансирование осуществляется только после подписания актов выполненных работ организацией, с которой будет заключен муниципальный контракт посредством электронного аукциона. Администрация района осуществляет только своевременное доведение лимитов, полученных в виде субсидий из областного бюджета получателю денежных средств - МУЗ т»Кандалакшская ЦРБ». Определить объем денежных средств по приобретению и установке фильтров не представляется возможным до установления объема необходимых для этого работ. Представители ответчика МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» Евтеев Ю.В., Руденко В.А. в судебном заседании иск признали в полном объеме. Пояснили, что администрация как собственник муниципального имущества обязана нести бремя расходов на содержание своего имущества, не относя все затраты на содержание за счет областного бюджета. Кроме того, программы по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения были разработаны и в предыдущие годы, вместе с тем, денежных средств из областного бюджета для ремонтных работ выделяется недостаточно в связи с чем, были вынуждены финансировать работы самостоятельно за счет средств коммерческой деятельности - платных услуг. Финансирование из местного бюджета могло способствовать проведению работ не дожидаясь поступления денежных средств из областного бюджета. Третье лицо - Министерство здравоохранения Мурманской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило мнение по иску, согласно которому исковые требования прокурора Министерство здравоохранения Мурманской области поддерживает в полном объеме. Указывает, что в соответствии с программой «Модернизации здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы для МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» предусмотрено только финансирование на капитальный ремонт неврологического отделения и кардиологического отделения в 2011 году. Капитальный ремонт травматологического отделения запланирован на 2012 год. Указывает, что администрация муниципального образования Кандалакшский район как собственник обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Суд, заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; 12) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; Согласно пункту 8 части 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов могут находиться имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Из положений статьи 37.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Согласно статье 13 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010) к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296). В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."), (далее по тексту СанПиН 2.1.3.2630-10) санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Согласно пунктам 4.2, 4.3, 6.1, 6.4, 6.5, 6.22, 6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность. Здания ЛПО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением. Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования производится из чистой зоны на высоте не менее 2 м от поверхности земли. Наружный воздух, подаваемый приточными установками, подлежит очистке фильтрами грубой и тонкой очистки. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается. Уборка помещений вентиляционных камер должна проводиться не реже 1 раза в месяц, а воздухозаборных шахт не реже 1 раза в полгода. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции предусматривается не реже 1 раза в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов проводится безотлагательно. В соответствии с пунктом 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно. Судом установлено, что договором № 281 от 16.05.1996 года за муниципальным медицинским учреждением центральная районная больница закреплено движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления согласно распорядительному балансу Учреждения в соответствии с приложением I: здания гаража, поликлиники, детской поликлиники, стоматологической поликлиники, Скорой помощи, здание центральной районной больницы, здание хирургического корпуса, здание специализированного дома ребенка, здание инфекционного отделения, здание больницы, здание АХЧ. В соответствии с пунктом 12 Устава МУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» источниками финансирования имущества «Учреждения», в том числе финансовых средств, являются бюджетные ассигнования и другие поступления от администрации г. Кандалакша. Согласно акту проверки технического и санитарного состояния здания МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» от 15.03.2011 года, проведенной прокуратурой г. Кандалакши на основании Федерального закона «О прокуратуре», установлены нарушения санитарного законодательства: отсутствуют фильтры грубой и тонкой очистки на вентиляционной системе стационара (подпункт 2 раздела 1); внутренняя отделка помещений в травматологическим отделении, гинекологическом, кардиологическим, неврологическим не соответствует требованиям СанПин: в палатах поверхности стен, полов, потолков имеют дефекты, не имеют гладкости, не являются легкодоступными для влажной уборки и устойчивости к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. На потолках следы, образовавшиеся в результате попадания влаги с наружной стороны. На стенах трещины, темные пятна от промерзания стен и попадания влаги. Линолеум на полах имеет изношенный вид, плотно не прилегает к основанию пола, по краям загибается. В коридорах отделений потолки имеют грязно-желтый цвет со следами, образовавшимися в результате попадания влаги с наружной стороны (подпункт 3 раздела 1). Кроме того, установлено, что предписание контролирующего органа - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области от 23.03.2010 года № 018643 в части закупки и установки фильтров грубой и тонкой очистки вентиляционной системы не исполнены. Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика администрации муниципального образования Кандалакшский район относительно финансирования ремонтных работ и финансирования закупки оборудования ввиду того, что данное финансирование должно осуществляться, по их мнению, только за счет средств долгосрочной программы "Модернизации Здравоохранения Мурманской области" на 2011 - 2012 годы. Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Мурманской области от 08.02.2011 г. № 32-ПП/2, предписано Министерству финансов Мурманской области (ФИО) производить финансирование мероприятий Программыв пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете. Таким образом, расходование средств на реализацию мероприятий Программы осуществляется в пределах выделенных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в форме субсидий бюджету Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию Программы, а также в рамках бюджетных ассигнований областного бюджета Мурманской области и бюджета Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на соответствующие цели, что не снимает с собственника обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества. Кроме того, представители ответчика указывают, что администрация муниципального образования Кандалакшский район является лишь получателем межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по своевременному доведению лимитов, полученных в виде субсидий из областного бюджета получателю денежных средств - МУЗ «Кандалакшской ЦРБ», с чем суд также согласиться не может. Так, в соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Мурманской области от 08.02.2011 N 32-ПП/2 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011 - 2012 годы", участниками (исполнителями) мероприятий по капитальному ремонту учреждений здравоохранения являются органы местного самоуправления Мурманской области - получатели иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по капитальным ремонтам муниципальных учреждений здравоохранения. Указанные положения также не освобождают администрацию муниципального образования Кандалакшский район от несения расходов по содержанию принадлежащего ей имущества. Кроме того, в соответствии с нормами СанПин установленные в ходе проверки нарушения должны устраняться незамедлительно, что не соответствует целям долгосрочной программы модернизации, основной целью которой является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Учитывая изложенное, суд считает возможным согласиться с заявленными сроками. На основании изложенного, и анализируя приведенные выше нормы права, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрение дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этой связи и с учетом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика МУЗ «Кандалакшская ЦРБ» в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей, ответчик администрация муниципального образования Кандалакшский район от уплаты государственной пошлины освобождена. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кандалакшский район, муниципальному учреждению здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» о возложении обязанности финансирования и проведения ремонтных работ, установки оборудования, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до 01 января 2012 года обеспечить финансирование ремонтных работ по внутренней отделке помещений в травматологическом, кардиологическом, неврологическом, гинекологическом отделениях муниципального учреждения здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» с учетом требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до 01 января 2012 года обеспечить финансирование приобретения и установки фильтров тонкой и грубой очистки на систему вентиляции стационара муниципальное учреждение здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница». Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» в срок до 01 января 2013 года произвести ремонтные работы по внутренней отделке помещений в травматологическом, кардиологическом, неврологическом, гинекологическом отделениях муниципального учреждения здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» с учетом требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» в срок до 01 января 2013 года приобрести и установить фильтры тонкой и грубой очистки на систему вентиляции стационара муниципальное учреждение здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница». Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 2000 рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья И.В. Лебедева