Дело № 2-563 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кандалакша 25 мая 2011 года г. Кандалакша Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе судьи Лебедевой И.В., при секретаре Леоновой А.Ю., при участии: старшего помощника прокурора города Кандалакши Шевердовой Н.А., представителя администрации муниципального образования Кандалакшский район Шуиной Н.А., представителя администрации городское поселение Кандалакша и Отдела городского хозяйства г. Кандалакши Ильницкой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском городском суде Мурманской области дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования Кандалакшский район о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор города Кандалакши в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах ФИО4 с иском к администрации муниципального образования Кандалакшский район о предоставлении благоустроенной жилой площади. Свое требование обосновывает тем, что на основании постановления администрации города Кандалакши и территории, подчиненной городской администрации от 31.10.1994 г. № ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлена в детское государственное учреждение и пунктом 2 постановления за ней закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. В соответствии со справкой формы 9 в данном жилом помещении зарегистрированы ФИО3, ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ФИО4 Общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> Учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв.м. и при вселении ФИО4 после отчисления из детского государственного учреждения в данную квартиру, на проживающих будет приходиться менее учетной нормы. Просит обязать ответчика предоставить ФИО4 вне очереди благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, отдельное жилое помещение, находящееся в черте города, общей площадью не менее 14 кв.м. Старший помощник прокурора города Кандалакши Шевердова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. ФИО4 в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, телефонограммой просила рассмотреть дело без участия. Представитель Государственного областного образовательного учреждения «<данные изъяты>» ФИО5 телефонограммой просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель администрации муниципального образования Кандалакшский район Шуина Н.А. в судебном заседании представила отзыв, в котором указала, что в случае удовлетворения исковых требований готовы предоставить ФИО4 жилое помещение. Представитель администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша и Отдела городского хозяйства администрации г. Кандалакши Ильницкая А.С. указала, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша является ненадлежащим ответчиком по делу, интересы Отдела городского хозяйства администрации г. Кандалакши также не затронуты в рассматриваемом деле. Представитель Органа опеки и попечительства в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили мнение, в котором просили вынести решение в интересах ФИО4, а также рассмотреть дело без участия представителя. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и постановлением администрации города Кандалакши и территории, подчиненной городской администрации от 31.10.1994 г. № ФИО4, направлена в детское государственное учреждение, пунктом 2 постановления за ней закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>. Согласно справке формы 9 в <адрес> зарегистрированы ФИО3, ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ФИО4; общая площадь квартиры составляет <данные изъяты>. Решением Кандалакшского городского суда Мурманской области от 29.12.2010 г. на администрацию муниципального образования Кандалакшский район возложена обязанность произвести ремонтные работы по приведению <адрес> в надлежащее состояние в срок до 01.07.2011года. Постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 30.03.2011 г. № ФИО4 гарантировано предоставление благоустроенного жилого помещения на территории <адрес>, пункт 2 постановления администрации <адрес> и территории, подчиненной городской администрации от 31.10.1994 г. № признан утратившим силу. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулирование жилищного строительства; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечение контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечение контроля за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Согласно части 1 статьи 4 Закона Мурманской области № 568-01-ЗМО от 28.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), на воспитании в приемных семьях, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях всех видов профессионального образования, в семье опекуна (попечителя), приемного родителя, а также на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сохранность жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается органами местного самоуправления. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), на воспитании в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях всех видов профессионального образования, в семье опекуна (попечителя), приемного родителя, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. За лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшими на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по состоянию на 1 января 2005 года и позднее указанного срока, сохраняется право на обеспечение вне очереди жилой площадью по достижении ими 23-летнего возраста при условии их своевременного обращения в органы местного самоуправления и непредоставления им жилья до достижения возраста 23-х лет по обстоятельствам, от данных лиц не зависящим. Частью 2 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что Порядок обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Правительством Мурманской области. Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 г. № 46-ПП (далее Порядок) установлено, что дополнительные гарантии права на жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление, первичный учет и избрание формы устройства которых осуществлялось на территории Мурманской области, обеспечивают органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (пункт 2 Порядка). Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), принявшие решение об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку, попечительство, на воспитание в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей издают муниципальный правовой акт, закрепляющий право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, в том числе: о гарантии предоставления жилого помещения детям, не являющимся нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, после окончания пребывания в учреждении, под опекой, попечительством, в приемной семье (пункт 3.1 Правил); о гарантии предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их возвращение в жилые помещения, нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками которых они являются, невозможно при наличии одного из предусмотренных жилищным законодательством обстоятельств, в том числе: если на одного проживающего в жилом помещении гражданина приходится менее учетной нормы площади жилого помещения (подпункт 3 пункта 3.2 Правил). Муниципальные правовые акты принимаются за год до окончания пребывания в учреждениях, под опекой, попечительством, в приемной семье, но могут быть приняты и в более поздний срок. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон Мурманской области № 568-01-ЗМО от 28.12.2004 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению. Принимая решение, суд учитывает, что нормами подпункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Мурманской области от 28.12.2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 г. № 46-ПП, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставилось и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, и от времени постановки их на учет, данные статьи также не содержат положений о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы представления. В силу пункта 5 вышеназванного Порядка жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются на территории муниципального района (городского округа), где им был установлен юридический статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно части 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь площадь не ниже социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Мурманской области. Решением Кандалакшского городского Совета установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. В силу пункта 4.5 Правил органы местного самоуправления в установленном на территории муниципального района (городского округа) порядке организуют мероприятия по сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принимают решение о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилых помещениях, во внеочередном порядке по договорам социального найма площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления. Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено администрацией муниципального образования Кандалакшский район, которая является надлежащим ответчиком по делу, ФИО4 вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, отдельное жилое помещение, находящееся в черте города, общей площадью не менее 14 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора города Кандалакши в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования Кандалакшский район о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район предоставить ФИО4 вне очереди благоустроенное, применительно к условиям города Кандалакши Мурманской области, отдельное жилое помещение, находящееся в черте города, общей площадью не менее 14 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней. Судья И.В.Лебедева