Дело № 2-626 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2011 г. г. Кандалакша Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе: судьи Плескачёвой Л.И., при секретаре Договор Ю.С., с участием помощника прокурора г. Кандалакша Шевердовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по иску прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Русских Виктору Владимировичу о возложении обязанности осуществить паспортизацию опасных отходов, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Русских В.В. (далее по тексту - ИП Русских В.В.) о возложении обязанности осуществить паспортизацию опасных отходов. В обоснование своих требований указал, что 12.05.2011 г. при проведении прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований статей 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», частей 2, 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 Порядка паспортизации отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818, ИП Русских В.В. не оформлены паспорта на образующиеся в процессе его деятельности опасные отходы 1 класса опасности, а именно - люминесцентные трубки (лампы). Прокурор указывает, что отсутствие паспортов опасных отходов нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, просит обязать ответчика разработать паспорта на опасные отходы 1 класса опасности (люминесцентные лампы) и направить их на согласование в Управление Росприроднадзора по Мурманской области в срок до 01.09.2011 г. В судебном заседании помощник прокурора Шевердова Н.А. поддержала заявленные требования, уточнив, что отсутствие паспортов опасных отходов нарушает интересы Российской Федерации, поскольку создает препятствия для осуществления органами государственной власти Российской Федерации полномочий по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором с предъявленный иск признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Третье лицо Управление Росприроднадзора по Мурманской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Заслушав помощника прокурора Шевердову Н.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Согласно статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оговорено, что данный Федеральный закона определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. Согласно статье 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в числе прочего относятся: разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания: проводят работу по паспортизации опасных отходов; организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Приказом МПР России от 02.12.2002 N 785 утверждена Инструкция по заполнению формы паспорта опасного отхода. Согласно пунктам 1 и 2 данной Инструкции паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды. Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в который под кодом 35330100 13 01 1 включены ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак. В примечании данного каталога указано, что тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, в том числе одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (1 - токсичность (т)), тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (1 - I класс опасности). В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 12 мая 2011 года прокуратурой г. Кандалакша совместно с представителями Роспотребнадзора, ОАО «ДСУ-3», МУ «Отдел городского хозяйства администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша» проведена проверка исполнения ИП Русских В.В. в своей деятельности природоохранного законодательства в сфере отходов производства и потребления. В ходе данной проверки было установлено, что в процессе деятельности ИП Русских В.В. в числе прочих отходов производства и потребления образуются отходы 1 класса опасности, а именно - люминесцентные ртутьсодержащие лампы, которые ИП Русских В.В. на основании договора от 01 января 2011 г. № передает для размещения и утилизации обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>». Согласно условиям указанного договора между ИП Русских В.В. (Заказчиком) и ООО «<данные изъяты>» (Исполнителем) Заказчик обязуется предоставить на сдачу ртутьсодержащие отходы (лампы) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 03.09.2010 г. и утвержденными лимитами (при наличии) (пункт 2 раздела 1 договора), Заказчик обязуется предоставить паспорт опасного отхода (пункт 4 раздела 1 договора). Из акта прокурорской проверки от 12 мая 2011 года следует, что на момент проверки 2 люминесцентные лампы находились в нерабочем состоянии, отсутствовали паспорта отходов, не разработаны (проекты) нормативы образования отходов и лимиты на размещение отходов. При подготовке дела к судебному разбирательству ответчиком факт нарушения в ходе осуществляемой им деятельности требований природоохранного законодательства в сфере отходов производства и потребления не оспаривался, представлено заявлении о признании иска. При установленных обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленного требования. При этом суд полагает, что срок до 01 сентября 2011 года является разумным для разработки и согласования паспортов на опасные отходы В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины 200 рублей для физических лиц при подаче искового заявления неимущественного характера. Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора г. Кандалакши к индивидуальному предпринимателю Русских Виктору Владимировичу удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Русских Виктора Владимировича в срок до 01 сентября 2011 г. разработать паспорта на образующиеся в его деятельности опасные отходы 1 класса опасности (люминесцентные ртутьсодержащие лампы) и направить их на согласование в Управление Росприроднадзора по <адрес>. Взыскать с индивидуального предпринимателя Русских Виктора Владимировича государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней. Судья Л.И. Плескачёва