Дело № 2-584
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2011 года г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачёвой Л.И.,
при секретаре Договор Ю.С.
с участием истца Куманеева Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по иску
Куманеева Бориса Владимировича
к администрации муниципального образования Кандалакшский район
о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Куманеев Б.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее по тексту – администрация МО Кандалакшский район) о признании права собственности на гараж. В обоснование своих требований указал, что владеет гаражом № в гаражном строительном кооперативе № (далее по тексту – ГСК №), расположенном в районе <адрес> в <адрес> в гаражном строительном кооперативе № в районе ул.. Согласно выписке из распоряжения Кандалакшского горисполкома от 19.06.1981 г. № в состав ГСК № был включен ФИО1, после него гаражом владела ФИО2. Третьим владельцем гаража № стала ФИО3, у которой в свою очередь 25.05.2006 г. приобрел гараж он (истец).
В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок, на котором расположен спорный гараж, относится к землям населенных пунктов, предназначен для обслуживания индивидуальных гаражей в гаражном блоке №.
С момента приобретения гаража (25.05.2006 г.) и до настоящего времени он исполняет все обязанности собственника по его содержанию. Его право на указанную недвижимость никем не оспаривалось, каких-либо действий со стороны третьих лиц по его истребованию из его владения не предпринималось.
На основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит признать за ним право собственности на гараж № в ГСК № в районе <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве Администрация МО Кандалакшский район указала, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования Кандалакшский район признание права собственности на объекты недвижимости не относится к перечню вопросов местного значения муниципального района. Вместе с тем администрация не рассматривает объект недвижимости, находящийся в пользовании, владении и распоряжении Куманеева Б.В. как самовольное строение. В случае предоставления истцом доказательств, подтверждающих добросовестное, открытое, непрерывное владение гаражом как своим собственным, отсутствия спорных правоотношений по данному объекту недвижимости и признания за истцом права собственности на указанный гараж администрация предоставит Куманееву Б.В. возможность оформления земельного участка в аренду.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Куманеев Борис Владимирович являлся владельцем гаража № в ГСК № в районе <адрес> в <адрес>.
По данным Кандалакшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по состоянию на 18.05.2011 г. право собственности на указанный гараж ни за кем не зарегистрировано.
В силу положений пункта 1 статьи 25, пунктов 1 и 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30.06.2008 N 108-ФЗ) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство (в том числе на гараж), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание (декларация о таком объекте недвижимого имущества либо кадастровый паспорт);
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуре (статьи 31, 36) земельный участок может быть передан в пользование гражданину либо под строительство объекта недвижимого имущества, либо для обслуживания объекта недвижимого имущества при наличии у гражданина права собственности на данный объект.
Надлежащие правоустанавливающие документы на земельный участок у Куманеева Б.В. отсутствуют.
Учитывая, что рассматриваемый гараж уже построен, для получения правоустанавливающего документа на земельный участок истцу необходимо признать право собственности на гараж.
Рассматривая вопрос о признании за Куманеевым Б.В. права собственности на гараж, суд учитывает следующие обстоятельства.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ччасть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданского права может осуществляться путем признания права.
Согласно части 1 статьи 218, статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно положениям Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 г. № 1475, кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев организуется на основании решений исполкома районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (пункт 1). Кооператив со времени регистрации его устава в исполкоме местного Совета народных депутатов приобретает права юридического лица (пункт 7). Кооператив имеет право получать в бессрочное пользование земельные участки для возведения на них гаражей-стоянок (пункт 10). Каждому члену кооператива предоставляется в постоянное пользование бокс или место стоянки для принадлежащего ему автомобиля в соответствии с внесенным паем и нормой площади, установленной для данной марки автомобиля (пункт 16). Члену кооператива, выбывшему из кооператива, возвращается его пай, с учетом износа основных фондов, а освободившееся гаражное помещение предоставляется по решению общего собрания другому лицу, принятому в члены кооператива; возращение пая выбывшему члену кооператива производится не позднее 3-месячного срока по утверждении общим собранием годового отчета за операционный год, в течение которого пайщик выбыл из кооператива (пункт 21). Пай умершего члена кооператива переходит к его наследникам, наследники – члены семьи умершего - имеют преимущественное право на дальнейшее пользование гаражным помещением при условии вступления в кооператив одного из членов семьи, являющегося владельцем автомобиля, зарегистрированного в установленном порядке; наследникам, отказавшимся от дальнейшего пользования гаражом, выплачивается стоимость наследуемого ими пая или доли его, за вычетом износа основных фондов (пункт 22).
Согласно положениям Закона СССР от 26.05.1988 г. № 8998-ХI «О кооперации в СССР» кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах (статья 11 часть 1).
Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов.
В случае, когда для деятельности кооператива требуется участок земли или другие природные ресурсы, для его регистрации необходимо согласие на их предоставление соответствующего государственного органа, землевладельца, землепользователя или первичного пользователя другими природными ресурсами (статья 11 часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 06 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР», действовавшего до 01.01.1991 г., частью 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Согласно выписке из распоряжения Кандалакшского горисполкома от 19.06.1981 г. № в состав ГСК № по <адрес> в <адрес> был включен ФИО1.
Из материалов, представленных в суд нотариусом нотариального округа: <адрес> ФИО6, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умер, его наследниками, принявшими наследство, являются его жена ФИО2 и дети ФИО4 и дочь ФИО7. При этом гараж № в ГСК № по <адрес> в <адрес> в качестве наследственного имущества ФИО1 через нотариуса не оформлялся.
В соответствии с представленной истцом заверенной печатью ГСК № тетрадкой учета платежей и взносов, вносимых владельцами гаража №, после ФИО1 владельцем гаража являлась его жена ФИО2, с 2002 года внесение взносов по данному гаражу осуществлялось ФИО3 (имеется ссылка на протокол № от 15.04.2002 г.), со второй половины 2005 г. платежи вносятся Куманеевым Б.В. (имеется ссылка на протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, суду представлены копии заявлений на имя председателя ГСК №: от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 о принятии ее в члены ГСК № в связи с приобретением гаража у ФИО5 (с подписью ФИО2 в подтверждение продажи гаража и записью «протокол 6 от ДД.ММ.ГГГГ»), от ДД.ММ.ГГГГ Куманеева Б.В. о принятии в члены ГСК № в связи с приобретением гаража № у ФИО3 и от этой же даты заявления ФИО3 об исключении из членов ГСК № в связи с продажей гаража №.
Суд полагает, что гараж № в ГСК № в районе <адрес> в <адрес> не является самовольной постройкой, поскольку возведен на земельном участке, предназначенном для обслуживания индивидуальных гаражей, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок. Доказательств допущения при строительстве гаража существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил суду не представлено.
Сторонами не оспаривалось, что ГСК №, в составе которого был построен рассматриваемый гараж, был создан в установленном примерным Уставом порядке. Также никем не оспорено, что смена владельцев гаража № (включение их в состав членов ГСК №) производилась в установленном порядке, и в период существования ГСК № паевой взнос внесен его владельцами полностью. Согласно справкам председателя ГСК № Куманеев Б.В. владеет гаражом № с 25.05.2006 г., задолженности по взносам не имеет.
Исходя из изложенного, суд полагает, что Куманеев Б.В. на основании статьи 218 ГК РФ приобрел право собственности на указанный гараж, находит обоснованным признать за истцом право собственности на гараж № в ГСК № в районе <адрес> в <адрес>.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Ответчиком не оспаривалось, что земельный участок, на котором расположен спорный гараж, находится в государственной собственности. Разграничение государственной собственности на него до настоящего времени не произведено.
Исходя из этого, суд полагает, что администрация МО Кандалакшский район является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Куманеева Бориса Владимировича к администрации муниципального образования Кандалакшский район о признании права собственности на гараж удовлетворить.
Признать за Куманеевым Борисом Владимировичем право собственности на гараж № (инвентарный номер №) общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в составе Гаражного строительного кооператива № в районе <адрес> в <адрес>, зарегистрированный для государственного технического учета ДД.ММ.ГГГГ за №.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.
Судья Л.И. Плескачёва