Дело № 2-706
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2011 г. г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачёвой Л.И.,
при секретаре Договор Ю.С.,
с участием заместителя Кандалакшского транспортного прокурора Горячева И.И.,
представителей ответчика Дмитриева А.В. и Бородачева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по иску
Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц,
к федеральному государственному учреждению «Администрация морского порта Мурманск»
о возложении обязанности разработать и утвердить установленные законодательством планы мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному учреждению «Администрация морского порта Мурманск» (далее по тексту – ФГУ «Администрация морского порта Мурманск») о возложении обязанности разработать и утвердить установленные законодательством планы мероприятий. В обоснование своих требований указал, что морской порт Витино, являющийся филиалом ФГУ «Администрация морской порт Мурманск», распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 г. № 417-р включен в «Перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 г. № 14-р.
В мае 2011 г. при проведении прокурорской проверки установлено, что в период с 30.10.2010 г. по 17.04.2011 г. на акваторию морского порта <адрес> неоднократно (более 20 раз) заходили суда с ядерными установками: атомный ледокол «<данные изъяты>», атомный ледокол «<данные изъяты>» и атомный ледокол «<данные изъяты>». При этом в нарушение требований пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в морском порту <адрес> отсутствует план мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварий на судах и плавсредствах с ядерными установками и радиационными источниками.
Кроме того, в нарушение требований пункта 11 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.04.2009 г. № 53, пункта 25 Приказа МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации ФГУ «Администрация морского порта Мурманск», в частности его филиал <адрес>, не имеет плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море.
Кандалакшский транспортный прокурор просит обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения, обеспечив в срок до 30.09.2011 г. разработку и утверждение указанных планов мероприятий.
Определением суда от 28.06.2011 г. прекращено производство по делу в части требований о разработке плана мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварий на судах и плавсредствах с ядерными установками и радиационными источниками в связи с отказом прокурора от данного требования вследствие его добровольного удовлетворения ответчиком.
В судебном заседании заместитель Кандалакшского транспортного прокурора Горячев И.И. уточнил требование о разработке и утверждении плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море, просил обязать ответчика разработать и утвердить данный план в срок до 01.03.2012 г.
Представители ответчика в судебном заседании с требованием прокурора не согласились, указав, что в настоящее время ведется работа по разработке и согласованию плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в море, определить сроки окончания данных работ не представляется возможным в связи с длительностью процедуры согласования.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статьям 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оговорено, что данный Федеральный закона определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к числу принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, входят:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в числе прочего относятся:
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности.
Требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, установлены Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240.
Согласно пункту 2 указанных Правил в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 06.04.2009 г. № 53, федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и в числе прочих осуществляют следующие функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти в зонах ответственности морских портов:
разрабатывают и утверждают в установленном порядке планы администраций морских портов по предупреждению и ликвидации разливов нефти в море;
согласовывают планы и календарные планы организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти на морских акваториях, по предупреждению и ликвидации разливов нефти в море для чрезвычайных ситуаций локального уровня в соответствующих зонах ответственности.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 24 по 26 мая 2011 года Кандалакшской транспортной прокуратурой на основании задания Северо-Западной транспортной прокуратуры от 19.05.2011 г. № 20-23/1-20-11 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства в морском порту Витино, являющемся филиалом ФГУ «Администрация морского порта Мурманск». В ходе данной проверки было установлено, что в филиале <адрес> ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» не имеется разработанного и утвержденного в установленном порядке плана администрации морского порта по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов в морском порту.
Из письменных объяснений капитана морского порта <адрес> Бородачева В.В., данных при проведении проверки следует, что указанный план находится в стадии разработки. Для повседневной деятельности используется имеющийся в наличии план ЛАРН ООО «МСП «<адрес>» с актуализированной схемой оповещения.
Согласно представленным суду документам ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» 18.02.2011 г. заключен договор № 03-11/плрн с ООО «Системы промышленной безопасности» на проведение работ по разработке, согласованию и утверждению соответствующими органами Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акваториях морских портов, в том числе порта Витино. В соответствии с календарным планом выполнения указанных работ общий срок разработки, согласования и утверждения соответствующих планов установлен в 240 рабочих дней с даты оплаты Заказчиком авансового платежа и передачи исходных данных согласно Списку основных исходных данных.
Принимая решение, суд учитывает, что ответчиком приняты меры по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории морского порта Витино, при этом до настоящего времени данный план в установленном порядке не согласован и не утвержден. При установленных обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленного требования. При этом суд полагает, что срок до 01 марта 2012 года является разумным для разработки, согласования и утверждения указанного плана.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины 200 рублей для физических лиц при подаче искового заявления неимущественного характера.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кандалакшского транспортного прокурора к федеральному государственному учреждению «Администрация морского порта Мурманск» удовлетворить.
Обязать федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Мурманск» в срок до 01 марта 2012 г. обеспечить разработку, согласование и утверждение плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на морской акватории порта Витино.
Взыскать с федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Мурманск» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.
Судья Л.И. Плескачёва