Дело № 2-737 Мотивированное решение изготовлено 29.07.2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 25 июля 2011 года
Кандалакшский городской суд Мурманской области
в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Никовской Т.Э.,
с участием:
старшего помощника прокурора Шевердовой Н.А.,
представителя администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский Британа С.М.,
представителя ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Скочилова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском городском суде Мурманской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский, третье лицо на стороне истца – Отдел надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Мурманской области, о возложении обязанности по выполнению противопожарных мероприятий,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский о возложении обязанности по выполнению противопожарных мероприятий. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой по пожарной безопасности, установлено неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности. Так, в период с 08.12.2010 года по 10.12.2010 года начальником ОГПН по пожарному надзору Бойко С.М. проводилась проверка обеспечения администрацией муниципального образования городское поселение Зеленоборский соблюдения требований Федерального Закона «О пожарной безопасности». В ходе проверки были установлены нарушения: не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах <адрес> и на прилегающих к ним территориях; по направлению движения к источникам не установлены объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; в населенных пунктах <адрес> отсутствуют пожарные мотопомпы; в населенных пунктах <адрес>, н.п. Пояконда, ст. Жемчужная, ст. Ковда не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения – защитные полосы. По результатам проверки составлен акт и на имя главы муниципального образования выписано предписание № 354/1/142 от 10.12.2010 года о необходимости устранения нарушений в срок до 01.05.2011 года. В период с 18.05.2011 года по 24.05.2011 года ОГПН проведена повторная проверка с целью надзора за выполнением требований предписания, которой установлено, что до настоящего времени ответчиком предписание не исполнено. Одновременно выдано новое предписание № 104/1/69 об устранении выявленных нарушений в сроки, установленные данным предписанием. Невыполнение требований закона, непринятие мер, направленных на предупреждение пожаров нарушает конституционные права граждан, в связи с чем просит обязать ответчика создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в указанных населенных пунктах и прилегающих к ним территориях, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели. Оснастить сельские населенные пункты пожарными мотопомпами и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в населенных пунктах в сроки, установленные предписанием от 24.05.2011 года № 104/1/69.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Шевердова Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что основанием для предъявления в суд иска послужило неисполнение ответчиком требований Закона «О противопожарной безопасности». На возражения представителя ответчика указала, что прокуратура полномочий надзирающего органа ОГПН не подменяет, поскольку в соответствии с Законом «О прокуратуре» вправе проводить проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности. Неисполнение предписаний противопожарной безопасности ответчиком было установлено ими в ходе проведения прокурорской проверки, проводимой по запросу прокуратуры Мурманской области.
Представитель ответчика Британ С.М. с заявленными требованиями не согласился частично. Пояснил, что находит требования прокурора незаконными и подменяющими полномочия надзирающего за исполнением противопожарного законодательства органа ОГПН, который самостоятельно вправе обратиться в суд. Указал, что требования предписания № 354/1/142 от 10.12.2010 года исполнить было невозможно в силу того, что срок, установленный надзирающим органом до 01.05.2011 года, необоснован. Произвести указанные в предписании работы в зимний период не представляется возможным, кроме того, программа обеспечения мер противопожарной безопасности носит длительный характер и требует больших финансовых затрат. Так, обустройство защитных полос требует больших денежных вливаний, рабочей силы. Данные полосы составят более 70 км. Кроме того, условия предписания от 24.05.2011 года ими выполняются. Приобретены, но не установлены указатели со светоотражающим покрытием, приобретены две помпы, проводятся мероприятия по организации работ по обустройству защитных полос. Поскольку сроки, установленные вторым предписанием, не истекли, требования прокурора полагает не подлежащими удовлетворению.
Представитель ГУ Министерства РФ по делам ГО И ЧС и ликвидации стихийных бедствий Скочилов Е.А. заявленные прокурором требования поддержал.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 21 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, ссылку ответчика на указанную норму права суд находит несостоятельной и отклоняет, поскольку право прокурора на возбуждение гражданских дел при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, предусмотрено частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Не подменяя органы государственного контроля, прокурорский надзор выступает дополнительной гарантией законности в их деятельности.
Статьей 1 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О пожарной безопасности" определено понятие пожарной безопасности, что представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно статье 20 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Статьей 1 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) установлено, что настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно статей 10, 11 Приказа собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;
создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Согласно пункту 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Из положений пункта 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации следует, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Пунктом 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Судом установлено, что прокурорская проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по подготовке к пожароопасному сезону проводилась в соответствии с требованием прокуратуры Мурманской области.
В ходе прокурорской проверки, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что в период с 08.12.2010 года по 10.12.2010 года начальником ОГПН по пожарному надзору Бойко С.М. проводилась проверка обеспечения администрацией муниципального образования городское поселение Зеленоборский соблюдения требований Федерального Закона «О пожарной безопасности». В ходе проверки были установлены нарушения: не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах <адрес> и на прилегающих к ним территориях; по направлению движения к источникам не установлены объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; в населенных пунктах <адрес> отсутствуют пожарные мотопомпы; в населенных пунктах <адрес> не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения – защитные полосы. По результатам проверки составлен акт и на имя главы муниципального образования выписано предписание № 354/1/142 от 10.12.2010 года о необходимости устранения нарушений в срок до 01.05.2011 года.
В ходе повторной проверки, проведенной ОГПН с целью установления исполнения требований предписания, проведена повторная проверка в период с 18.05.2011 года по 24.05.2011 года, которой установлено, что до настоящего времени ответчиком предписание не исполнено. Одновременно выдано новое предписание № 104/1/69 об устранении выявленных нарушений в сроки, установленные данным предписанием: создать условия для забора в любое время годы воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях: <адрес> г.; установить указатели объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах, а также по направлению движения к ним: <адрес> установить пожарные мотопомпы в сельских населенных пунктах: <адрес> обустроить защитные противопожарные полосы в населенных пунктах <адрес>
Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что мероприятия по пожарной безопасности, указанные в предписании № 104/1/69 от 24.05.2011 г., в полном объеме не исполнены.
Поскольку специалистами Отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов установлен перечень мероприятий и населенных пунктов, в которых необходимо провести данные мероприятия, прокуратурой города Кандалакши не представлено дополнительных данных о необходимости их проведения в других населенных пунктах, суд приходит к выводу, что требования прокурора не подлежат удовлетворению в части:
создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в <адрес> и на прилегающей территории;
оснащения мотопомпами <адрес>.
Анализируя по отдельности и в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский, третье лицо на стороне истца – Отдел надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Мурманской области, о возложении обязанности по выполнению противопожарных мероприятий удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района произвести следующие мероприятия:
создать условия для забора в любое время годы воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях:
<адрес> – в срок до 01.08.2013 г.,
<адрес> – в срок до 01.07.2012 г.,
железнодорожная станция Жемчужная – в срок до 01.10.2013 г.,
железнодорожная станция Ковда – в срок до 01.07.2013 г.,
установить указатели объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах, а также по направлению движения к ним:
<адрес> – в срок до 01.08.2013 г.,
<адрес> – в срок до 01.07.2012 г.,
<адрес> – в срок до 01.10.2011 г.,
<адрес> – в срок до 01.07.2013 г.
установить пожарные мотопомпы в сельских населенных пунктах:
<адрес> – в срок до 01.06.2013 г.,
<адрес> – в срок до 01.06.2013 г.,
обустроить защитные противопожарные полосы в населенных пунктах городского поселения Зеленоборский, расположенных в лесных массивах:
<адрес> – в срок до 01.05.2012 г.,
<адрес> – в срок до 01.05.2012 г.,
<адрес> – в срок до 01.05.2013 г.,
<адрес> – в срок до 01.05.2012 г.,
<адрес> – в срок до 01.05.2013 г.,
<адрес> – в срок до 01.05.2013 г.,
<адрес> – в срок до 01.05.2013 г.
В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева