о признании недействительным приказа об оплате труда



Дело № 2-431

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

с участием:

старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Михеева А.В.,

Ляпакова М.Ю.,

представителя ОАО «РЖД» Кутыревой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании:

исковое заявление

Кандалакшского транспортного прокурора в интересах Ляпакова Михаила Юрьевича

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

о признании недействительным приказа от 22 февраля 2011 г. №84/пр,

установил:

Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») в интересах Ляпакова М.Ю. В обоснование иска указал, что Ляпаков М.Ю. работает в должности <данные изъяты> Ремонтного локомотивного депо Кандалакша Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава – структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту Депо). 22 февраля 2011 г. и.о. начальника Депо издал приказ №84/пр согласно которому с 01 февраля 2011 г. работникам предприятия проиндексирована заработная плата на 2,4% и установлены для оплаты труда служащих и рабочих 1 и 2 уровней размеры месячных должностных окладов и часовых тарифных ставок, согласно приложениям. Указывает, что оспариваемый локальный нормативный акт издан представителем работодателя ОАО «РЖД» с нарушением обязательных требований части 4 статьи 135 и статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации и подлежит отмене, поскольку принят без мотивированного мнения представительного органа первичной профсоюзной организации Депо, выраженного в письменной форме по проекту данного нормативного акта. Просит суд признать недействительным приказ от 22 февраля 2011 г. №84/пр «Об оплате труда работников ремонтного локомотивного депо Кандалакша» с даты вынесения решения судом первой инстанции.

В судебном заседании старший помощник Кандалакшского транспортного прокурора Михеев А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании Ляпаков М.Ю. заявленные прокурором требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Кутырева Т.В. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на иск, указав, что оспариваемый приказ не устанавливает систему оплаты труда, он издан во исполнение положений коллективного договора, отсутствие мотивированного мнения представительного органа работников по приказу не образует условий, по которым локальные нормативные акты не подлежат применению, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Михеева А.В., Ляпакова М.Ю., представителя ОАО «РЖД» Кутыреву Т.В., допросив свидетеля ФИО, изучив материалы дела, суд признает иск не подлежащим удовлетворению.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, признаётся, в том числе, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В силу положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

На основании части 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в случаях, предусмотренных названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Согласно положениям статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В судебном заседании установлено и лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось, что Ляпаков М.Ю. по трудовому договору от 01 октября 2003 г., с дополнительным соглашением к трудовому договору от 04 декабря 2008 г. работает в ОАО «РЖД» <данные изъяты> – филиала ОАО «РЖД» <адрес>.

Согласно подпункту 1 пункта 4 указанного выше дополнительного соглашения к трудовому договору Ляпакову М.Ю. установлен должностной оклад/тарифная ставка в размере <данные изъяты>. в час с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором.

Ляпаков М.Ю. на дату издания оспариваемого приказа состоял в членах Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, в конце февраля 2011 г. вышел из членов названного профсоюза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» учреждено ОАО «РЖД», которое согласно Уставу является коммерческой организацией, осуществляющей функции единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Установление системы оплаты труда и определение мер мотивации труда работников ОАО «РЖД» отнесены к компетенции Правления ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» осуществляет в отношении своих работников функции работодателя и вправе реализовывать весь комплекс полномочий работодателя в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 29, 30, 31 Трудового кодекса Российской Федерации первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора с работодателем, с которым у работников заключены трудовые договоры.

В структуру ОАО «РЖД» входит 166 филиалов (в т.ч. 17 железных дорог) (приложение к Уставу ОАО «РЖД», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. ), расположенных на всей территории Российской Федерации, а также представительства в иностранных государствах. Коллективным договором ОАО «РЖД» регулируются основы социально-трудовых отношений целой отрасли экономики Российской Федерации, в силу ст. 26 ТК РФ данный договор относится к правовому акту отраслевого, а не локального уровня.

Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011 -2013 г. – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между сторонами социального партнёрства – Работниками и Работодателем в лице их представителей.

Согласно Разделу 1 коллективного договора представитель Работников, профсоюз – первичная профсоюзная организация ОАО «РЖД» Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), объединяющая в своих рядах в совокупности более половины работников ОАО «РЖД».

Пунктом 4.1.4 коллективного договора работодатель обязался осуществлять оплату труда работников в соответствии с Положением о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», положениями об оплате труда работников структурных подразделений ОАО «РЖД», иными локальными нормативными актами по оплате труда, принятыми компанией, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и с учетом мотивированного мнения Профсоюза.

Пунктом 4.1.5 коллективного договора работодатель обязался проиндексировать в 2011 году заработную плату работников, исходя из индекса потребительских цен на товары и услуги в среднем за 2011 год к уровню 2010 г., запланированного при утверждении годовых параметров бюджета затрат на оплату труда компании, в том числе с 1 февраля - на основании данных Федеральной службы государственной статистики о росте цен на потребительские товары и услуги в IV квартале 2010 г.

Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» утверждено на заседании правления ОАО «РЖД» 18-19 декабря 2006 г., оно согласовано с Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей, который уполномочен от имени работников ОАО «РЖД» непосредственно либо через образуемые им органы проводить коллективные переговоры, заключать коллективный договор, вносить в него изменения, дополнения и контролировать его выполнение, согласовывать положения об установлении системы оплаты труда, что отвечает требованиям статьи 37 Трудового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 05 февраля 2011 г. р предписано в соответствии с п.п. 4.1.5 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 г. индексировать с 01 февраля 2011 г. заработную плату работников ОАО «РЖД» на 2,4 % на основании данных о росте цен на потребительские товары и услуги в IV квартале 2010 г. Согласно пункту 2 названного распоряжения установлены с 01 февраля 2011 г. месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда оплаты труда, оплачиваемого по I уровню оплаты труда в ОАО «РЖД» - <данные изъяты> руб., минимальный размер оплаты труда – <данные изъяты> руб. Согласно пункту 5 названного распоряжения предписано начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» осуществить индексацию заработной платы работников в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в бюджетах затрат филиалов ОАО «РЖД» и в сметах на содержание работников аппарата управления и структурных подразделений ОАО «РЖД» на 1 квартал 2011 г.

Постановлением от 21 января 2011 г. первичная профсоюзная организация ОАО «РЖД» согласилась с проектом распоряжения ОАО «РЖД» «Об индексации заработной платы работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги»».

В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 05 февраля 2011 г. р и в соответствии с пунктом 4.1.5 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы Распоряжением дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» от 07 февраля 2011 г. №ЦТР-27, предписано индексировать с 1 февраля 2011 г. заработную плату работников Дирекции на 2,4 % на основании данных о росте цен на потребительские товары и услуги в IV квартале 2010 г., установить, что с 01 февраля 2011 г. месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда оплаты труда, оплачиваемого по I уровню оплаты труда в ОАО «РЖД» составляет <данные изъяты> руб., минимальный размер оплаты труда составляет <данные изъяты> руб. Согласно пункту 3 данного распоряжения предписано начальникам дирекций по ремонту тягового подвижного состава и начальникам ремонтных локомотивных депо осуществить индексацию заработной платы работников.

В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 05 февраля 2011 г. р и в соответствии с пунктом 4.1.5 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы, во исполнение приказа начальника дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» от 07 февраля 2011 г. №ЦТР-27, приказом Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава от 15 февраля 2011 г. /тр предписано индексировать с 1 февраля 2011 г. заработную плату работников дирекции по ремонту тягового подвижного состава на 2,4 % на основании данных о росте цен на потребительские товары и услуги в IV квартале 2010 г., установить, что с 01 февраля 2011 г. месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда оплаты труда, оплачиваемого по I уровню оплаты труда в ОАО «РЖД» составляет <данные изъяты> руб., минимальный размер оплаты труда составляет <данные изъяты> руб. Согласно пункта 3 данного приказа предписано начальникам ремонтных локомотивных депо осуществить индексацию заработной платы работников.

В соответствии с пунктом 4.1.5 коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы, распоряжением ОАО «РЖД» от 05 февраля 2011 г. р, во исполнение приказа начальника дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» от 07 февраля 2011 г. №ЦТР-27, приказа начальника Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава от 15 февраля 2011 г. /тр, приказом и.о. начальника ремонтного локомотивного депо Кандалакша от 22 февраля 2011 г. /пр предписано проиндексировать с 1 февраля 2011 г. заработную плату работников ремонтного локомотивного депо Кандалакша Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава на 2,4 %, установлено, что с 01 февраля 2011 г. минимальный размер оплаты труда составляет 6156 руб. В приложении к данному приказу представлена тарифная сетка по Корпоративной системе оплаты труда с 1 февраля 2011 г. рабочих и служащих ремонтного локомотивного депо Кандалакша филиала ОАО «РЖД» Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, согласно которой месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда оплаты труда, оплачиваемого по I уровню оплаты труда, составляет <данные изъяты> руб. Согласно пункту 7 данного приказа приказ /пр от 19 ноября 2010 г. «Об оплате труда работников ремонтного локомотивного депо Кандалакша» предписано считать утратившим силу.

В судебном заседании ни истец, ни прокурор не оспаривали, что заработная плата истца с 1 февраля 2011 г. была проиндексирована, она реально увеличилась, доказательства нарушения каких-либо прав и законом охраняемых интересов истца оспариваемым актом суду не представлены.

В соответствии с положениями статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Суд соглашается с доводом представителя ответчика, что система оплаты труда в ОАО «РЖД» установлена Положением о корпоративной системе оплаты труда, в соответствии с которым оплата труда рабочих осуществляется по часовым тарифным ставкам, определяемым на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих, применяется с 01 января 2007 г., оспариваемым приказом система оплаты труда работников ответчика не изменялась и не устанавливалась.

Сам по себе факт указания в пункте 4 оспариваемого распоряжения на увеличение тарифной ставки на процент доплат при работе слесарей во вредных условиях, не свидетельствует об изменении условий или системы оплаты труда работников, так как пункт аналогичного, дословного содержания имеется и в приказе от 19 ноября 2010 г. /пр, который признан утратившим силу оспариваемым приказом, новых норм и правил оспариваемое распоряжение не вводит, ранее действовавшие нормы и правила не изменяет.

Суд соглашается с доводом представителя ответчика, что индексация заработной платы для работников ОАО «РЖД», в том числе работников Депо, с 01 февраля 2011 г. произведена распоряжением президента ОАО «РЖД» от 05 февраля 2011 г. р в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации и положениями коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы, все последующие распоряжения и приказы руководителей филиалов и структурных подразделений издавались во исполнение указанных выше нормативных правовых и локальных нормативных актов, и не устанавливали и не изменяли систему оплаты труда.

Принимая решение, суд считает необходимым учесть, что согласно положениям трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, Ляпакову М.Ю. установлен должностной оклад/тарифная ставка в размере <данные изъяты> руб. в час с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором, что и произведено в соответствии с установленным порядком ответчиком.

Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, учитывая, что статья 134 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит указания на обязанность работодателя при индексации заработной платы получать мотивированное мнение профсоюзной организации, в Коллективном договоре ОАО «РЖД» на 2011-2013 г. не имеется положений о получении мотивированного мнения профсоюзного органа при проведении индексации заработной платы работников, также такое положение не содержится и в трудовом договоре, заключенном между ответчиком и истцом, вместе с тем, ОАО «РЖД» получило предварительное согласование проекта распоряжения ОАО «РЖД» «Об индексации заработной платы работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в профсоюзном комитете первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД» в январе 2011 г., факт нарушения индивидуальных прав истца ни прокурором, ни Ляпаковым М.Ю. не доказан, судом по результатам рассмотрения дела не установлен, суд не соглашается с доводом прокурора о том, что оспариваемый акт подлежит отмене, как принятый с нарушением установленного порядка принятия локального нормативного акта, не находит оснований для удовлетворения иска и отказывает в его удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Кандалакшскому транспортному прокурору в удовлетворении иска в интересах Ляпакова Михаила Юрьевича о признании недействительным приказа от 22 февраля 2011 г. /пр «Об оплате труда работников ремонтного локомотивного депо Кандалакша», изданного и.о. начальника Ремонтного локомотивного депо Кандалакша Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава – структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «Российские железные дороги», с даты вынесения решения судом первой инстанции отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей кассационной жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                       М.Е. Филиппова