о постановке на учет бесхозяйных участков дорог



Дело № 2-816

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

с участием:

помощника прокурора г. Кандалакши Свильпова Э.Ю.,

представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Роговой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Кандалакши в интересах муниципального образования городское поселение Кандалакша

к Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района

о постановке на учет бесхозяйных участков дороги,

третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах муниципального образования городское поселение Кандалакша к Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные участки дороги, расположенные: от 2 км. подъездного пути – ул. Питео - ул. Рыбацкая, протяженностью 300 м. и площадью 1200 кв.м.; от 1176 километра железной дороги (переезд) до ул. Зеленая, протяженностью 400 м., площадью 1600 кв.м.; от 1 км. подъездного пути – ул. Питео- район очистных сооружений, протяженностью 800 м. и площадью 4 400 кв.м. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша имеются указанные участки автомобильных дорог, при этом, документов, подтверждающих факт принадлежности данных участков автомобильных дорог какому-либо собственнику либо передачи их в оперативное управление или хозяйственное ведение, не имеется. Таким образом, указанные участки автомобильных дорог относятся к бесхозяйному имуществу. Указал, что бездействие органов местного самоуправления и непринятие ими мер, направленных на признание права муниципальной собственности на бесхозяйные участки дорог, а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания данных участков, может повлечь за собой нарушение гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав граждан на благоприятные условия жизни. Интерес муниципального образования в данном случае состоит в возможности оформления права собственности на спорные участки дороги, что позволит в дальнейшем осуществить их надлежащее техническое обслуживание и, как следствие, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.

    В судебном заседании помощник прокурора Свильпов Э.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. В процессе рассмотрения дела заявил об изменении позиции прокурора по сроку, в течение которого должно быть исполнено решение суда, о чем представил суду письменное заявление, в котором указал, на возложение обязанности поставить участки дорог на учет в срок до 01 января 2012 года.

В судебном заседании представитель ответчика Рогова Е.О. заявила, что с требованиями прокурора не согласны, по основаниям, изложенным в письменном мнении на иск, также указала, что исполнение решения суда, в случае удовлетворения судом иска не возможно в течение определенного прокурором месячного срока.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в судебном заседании не присутствовали, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили письменный отзыв на иск, в котором просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что возражений относительно требований прокурора г. Кандалакши не имеют.

Суд, заслушав помощника прокурора Свильпова Э.Ю., представителя ответчика Рогову Е.О, изучив материалы дела, признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что 23 марта 2011 г. на заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения было принято решение, в пункте 4 которого комиссия рекомендовала главам муниципальных образований Кандалакшского и Кольского районов продолжить работу по определению балансодержателей участков дорог, расположенных на подведомственных территориях г. Кандалакши: <адрес>

Помощником прокурора г. Кандалакши и сотрудником ОГИБДД ОВД по Кандалакшскому району 17 мая 2011 г. произведены замеры длины и площадей указанных участков дорог, результаты которых оформлены справкой, имеющейся в материалах дела.

Проведенной прокурором проверкой установлено, что на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша имеются автомобильные участки дорог, расположенные: <адрес>., на которые не имеется документов, подтверждающих факт принадлежности данных участков автомобильных дорог какому-либо собственнику, либо передачи их в оперативное управление или хозяйственное ведение.

Согласно пояснениям представителя ответчика данные участки были выявлены при рассмотрении вопросов о безопасности дорожного движения, в том числе на участках дорог, примыкающих или пересекающих железнодорожные пути.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По правилам статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По правилам статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться: автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В силу статьи 2 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» его целями, в частности, являются: определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона используются следующие основные понятия: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Из положений статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

По правилам статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Статьей 225 данного Кодекса установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункты 1 и 3).

По сообщениям Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии от 16 июля 2011 года № 02/011/2011-062, № 02/011/2011-061, № 02/011/2011-060, от 12 июля 2011 года № 02/009/2011-889, № 02/009/2011-880, № 02/009/2011-891 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества - участки дорог по адресу: <адрес>.

До настоящего времени с документами и заявлениями на регистрацию или постановку на учет в качестве бесхозяйного на данные объекты никто не обращался.

Таким образом, документов, подтверждающих факт принадлежности указанных участков дорог какому-либо собственнику, либо передачи их в оперативное управление или хозяйственное ведение, в материалах дела не имеется, не представлены они ответчиком в судебное заседание, не добыты и судом.

При установленных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, суд соглашается с доводами прокурора и считает, что указанные участки автомобильных дорог могут относиться к бесхозяйному имуществу.

До настоящего времени органом местного самоуправления не предприняты необходимые действия для постановки указанных объектов транспортной инфраструктуры на учет в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.

Анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, представленные доказательства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, на обеспечение безопасности дорожного движения, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора, и считает возможным согласиться с изменённым заявленным сроком и обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в срок до 01 января 2012 года поставить на учет в Кандалакшском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в качестве бесхозяйных участки дорог расположенные в <адрес>

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая положения приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора города Кандалакши в интересах муниципального образования городское поселение Кандалакша удовлетворить, обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в срок до 01 января 2012 года поставить на учет в Кандалакшском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в качестве бесхозяйных участки дорог, расположенные по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.

Судья:                                                                      М.Е. Филиппова