Дело № 2-529 Мотивированное решение
изготовлено 29.05.2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачёвой Л.И.,
при секретаре Договор Ю.С.,
с участием представителя истца Мироновой В.М.,
представителя ответчика Сердюк М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского городского суда гражданское дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц
к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»
об обжаловании действий по предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее по тексту - Роспотребнадзор) обратилось в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее по тексту – ООО «ГУК») об обжаловании действий по предоставлению коммунальных услуг ненадлежащего качества. В обоснование своих требований указало, что территориальным отделом Роспотребнадзора в Кандалакшском и Терском районах, городе Полярные Зори на основании сведений, опубликованных в средствах массовой информации в отношении ООО «ГУК» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ходе проведенного административного расследования было установлено, что с 21 декабря 2010 г. и по 21 марта 2011 года коммунальная услуга - теплоснабжение, гражданам проживающим на территории м.о.г. Кандалакша оказывалась ненадлежащего качества, температура воздуха в жилых помещениях не соответствовала требованиям п. 4.1 (прил.2) СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно – эпидемиоло-гические требования к условиям проживания в жилых помещениях», Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., что подтверждается результатами замеров параметров микроклимата (температуры воздуха) в жилых помещениях.
Причиной предоставления ответчиком коммунальной услуги теплоснабжения ненадлежащего качества послужило введение ресурсоснабжающей организацией - ООО «Тепловой энергетический комплекс» (далее по тексту – ООО «ТЭК») ограничения подачи тепловой энергии, что подтверждается решением Кандалакшского городского суда от 30.12.2010 г.
ООО «ГУК» согласно Уставу осуществляет деятельность по управлению жилым и нежилым фондом, и в соответствии со статями 4, 7, 13 Закона «О защите прав потребителей», пунктами 3, 9, 49, 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307, ООО «ГУК» несет ответственность перед гражданами, проживающими в управляемых им многоквартирных домах, за качество и своевременность предоставления коммунальных услуг.
Роспотребнадзор просит признать действия ООО «ГУК» по предоставлению коммунальных услуг (отопления) ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать ответчика опубликовать решение суда, вступившее в законную силу в средствах массовой информации или иным образом довести эту информацию до сведения потребителей.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Миронова В.М. уточнила исковые требования, просила признать действия ООО «ГУК» по предоставлению коммунальных услуг (отопления) ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать ответчика прекратить данные действия, а также обязать ответчика опубликовать решение суда, вступившее в законную силу в средствах массовой информации или иным образом довести эту информацию до сведения потребителей.
Представитель ООО «ГУК» Сердюк М.П. в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что 22.12.2010 г. ООО «ГУК» получено предупреждение от ресурсоснабжающей организации – ООО «ТЭК» предупреждение о введении ограничения подачи тепловой энергии с 21.12.2010 г. путем снижения температуры теплоносителя в связи с имеющейся задолженностью от потребителей г. Кандалакша. При этом ООО «ГУК» выполняет свои обязательства по оплате за полученную тепловую энергию перед ООО «ТЭК» и считает, что ООО «ТЭК» не имело оснований для введения ограничения подачи тепловой энергии, путем снижения температуры теплоносителя. Кроме того, ООО «ГУК» не обращалось к ООО «ТЭК» с требованиями о прекращении или ограничении подачи тепловой энергии и никаких действий по ограничению и прекращению подачи тепловой энергии не осуществляла и не могла осуществлять. Решением Кандалакшского городского суда от 30.12.2010 г. ООО «ТЭК» обязано отменить ограничение подачи тепловой энергии и возобновить теплоснабжение жилых многоквартирных домов, расположенных в городе Кандалакше, н.п. Нивский, п. Зеленоборский. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено. В связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества из-за ограничения подачи тепловой энергии путем снижения температуры теплоносителя ООО «ТЭК» всем потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ГУК», выполнен перерасчет за недопоставленную услугу. Кроме того, по индивидуальным обращениям граждан им производились перерасчеты за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307. ООО «ГУК» 29.03.2011 г. в адрес ООО «ТЭК» направлена претензия на снабжение тепловой энергией в горячей воде надлежащего качества. Однако среднесуточная температура подающей сетевой воды на коллекторах теплоцентрали не соответствует температурному графику, прилагаемому к заключенным между ООО «ГУК» и ООО «ТЭК» договорам.
ООО «ТЭК», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «ГУК» является управляющей организацией, основной вид деятельности которой согласно Уставу состоит в деятельности по управлению жилым и нежилым фондом. В управлении ООО «ГУК» находится 82 многоквартирных дома в г. Кандалакше.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее по тесту - Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ (оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
В соответствии со статьей 4 Закона исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее по тексту — Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Исполнителем могут являться товарищество собственников жилья или управляющая организация, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями.
Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пункт 10 Правил).
В силу пункта 50 Правил исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом X названных Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
В соответствии с пунктом 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Из содержания статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В целях обеспечения предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений в управляемых ООО «ГУК» многоквартирных домах коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению ответчиком 01.01.2011 г. заключен с ООО «ТЭК» договор № 002Ц на снабжение тепловой энергией в горячей воде от котельных № 1 и № 21 в г. Кандалакша.
21.12.2010 г. ООО «ТЭК» в адрес ООО «ГУК» направлено сообщение о введении с 21.12.2010 г. ограничения подачи тепловой энергии путем снижения температуры теплоносителя в связи с неполным и несвоевременным погашением задолженности по договору снабжения тепловой энергией в горячей воде.
Решением Кандалакшского городского суда от 30.12.2010 г., вынесенным по иску прокурора г. Кандалакша в интересах неопределенного круга лиц, действия ООО «ТЭК» по введению ограничения подачи тепловой энергии с 21.12.2010 г. путем снижения температуры теплоносителя при отсутствии соглашения между ООО «ТЭК» и ООО «УК ЖКС», ООО «ГУК», ООО «УК «Комфорт», ТСЖ «Нива» по обеспечению бесперебойного снабжения теплоэнергией граждан-потребителей, своевременно оплачивающих данную коммунальную услугу, признаны противоправными, и на ОО «ТЭК» возложена обязанность отменить ограничение подачи тепловой энергии.
Из журнала заявок диспетчерской службы ООО «ГУК» за период с 01.12.2010 г. по 10.03.2011 г. усматривается, что в указанный период ежедневно поступали жалобы жильцов на ненадлежащее теплоснабжение жилых помещений.
Определением Роспотребнадзора от 03.03.2011 г. № 15 на основании информации, опубликованной в средствах массовой информации (газета «Нива» № 1 от 14.01.2011 г. статья «Недотопы. На холодном пайке», № 5 от 11.02.2011 г. статья «Кто ответит инвалиду?», № 6 от 18.02.2011 г. «Вопросов больше чем ответов», № 7 от 25.02.2011 г. «На топливном фронте без изменений») в отношении ООО «ГУК» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принято решение о проведении административного расследования.
В ходе административного расследования 16 и 17 марта 2011 года были произведены исследования параметров микроклимата в жилых помещениях по адресам: <адрес>.
Согласно экспертному заключению от 17.03.2011 г. № 10-109, составленному по результатам проведенной в рамках указанного дела об административном правонарушении экспертизы, температура воздуха в помещениях жилых зданий муниципального образования г. Кандалакша по вышеуказанным адресам не соответствует требованиям установленным СанПиН 2.1.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Из объяснений представителя Роспотребнадзора следует, что производство по делу об административном правонарушении по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ГУК» было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и недоказанностью его вины.
Суд полагает, что введенное с 21.12.2010 г. ОО «ТЭК» ограничение подачи тепловой энергии от котельных № 21 и № 1 автоматически привело к снижению качества предоставляемой ООО «ГУК» неопределенному кругу лиц потребителей, проживающих в управляемых им многоквартирных домах, услуги теплоснабжения, поскольку не была обеспечена нормативная подача теплоресурса в объемах, необходимых для поддержания в жилых помещениях температурного режима, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях», Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.
Предоставление гражданам-потребителям услуги теплоснабжения ненадлежащего качества с 21.12.2010 г. по настоящее время представителем ООО «ГУК» не оспаривается, подтверждается поступавшими в адрес ООО «ГУК» от жильцов заявками, экспертным заключением от 17.03.2011 г. № 10-109 по делу об административном правонарушении, а также распоряжениями ООО «ГУК» от 27.01.2011 г. № 8, от 28.02.2011 г. № 12, от 23.03.2011 г. № 18, от 27.04.2011 г. № 26 о выполнении в связи с недопоставкой услуги по теплоснабжению перерасчета платы за отопление за декабрь 2010 г., январь – март 2011 г.
Согласно сообщения Отдела судебных приставов г. Кандалакши от 23.05.2011 г. исполнительное производство, возбужденное на основании решения Кандалакшского городского суда от 30.12.2011 г. о возложении на ООО «ТЭК» обязанности отменить ограничение подачи тепловой энергии и возобновить теплоснабжение в жилые многоквартирные дома в настоящее время не окончено, решение в полном объеме не исполнено: температура теплоносителя на теплоисточниках филиала ООО «ТЭК» в г. Кандалакше соответствует установленному температурному режиму не регулярно, поставка мазута осуществляется крайне нерегулярно и в недостаточных количествах.
Принимая решение, суд учитывает, что некачественное предоставление ООО «ГУК» гражданам-потребителям коммунальной услуги – отопления стало следствием введенного ООО «ТЭК» ограничения подачи теплоресурсов. При этом со стороны ООО «ГУК» в добровольном порядке были осуществлены действия, направленные на обеспечения прав потребителей в части снижения платы за отопление в связи с некачественным предоставлением данной услуги, а также предприняты меры для возобновления подачи теплоснабжения в жилые дома в необходимом количестве, а именно: 29.03.2011 г. направлена претензия в адрес ООО «ТЭК».
Прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ГУК» в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и недоказанностью его вины, по мнению суда, не освобождает ответчика от гражданско-правовой ответственности перед потребителями за некачественное предоставление коммунальных услуг. Так в частности, административная ответственность наступает только в случае доказанности вины привлекаемого к ответственности лица, в то время как гражданско-правовая ответственность за причиненный вреда может наступать и при отсутствии вины в его причинении (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом статьей 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины.
Суд учитывает, что ООО «ТЭК» с гражданами-потребителями в договорных отношениях не состоит, ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг перед гражданами-потребителями в соответствии с вышеприведенными нормами права несет ООО «ГУК».
Как указывалось выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителю предоставлено право в порядке, установленном разделом X названных Правил, приостанавливать или ограничивать подачу потребителю только горячей воды, электрической энергии и газа. Возможность приостановления или ограничения подачи теплоснабжения Правилами не предусмотрена.
Неисполнение контрагентами ООО «ГУК» обязательств по договорам поставки тепловой энергии не может служить основанием для признания правомерным предоставления ООО «ГУК» его потребителям коммунальный услуг ненадлежащего качества.
Таким образом, предоставление ООО «ГУК» гражданам коммунальной услуги теплоснабжение ненадлежащего качества нарушает права граждан и не может быть признано правомерным, вследствие чего суд находит исковые требования Роспотребнадзора обоснованными. На основании статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» на ответчика также возлагается судом обязанность довести данное решение до сведения потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины 200 рублей для физических лиц при подаче искового заявления неимущественного характера.
Учитывая, что исковые требования Роспотребнадзора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» удовлетворить.
Признать неправомерным предоставление обществом с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в его управлении, с 21 декабря 2010 года коммунальной услуги – теплоснабжение ненадлежащего качества и обязать общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» принять меры для нормализации теплоснабжения управляемых им жилых домов.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» в течение 15 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу опубликовать его в средствах массовой информации или разместить его текст на досках объявлений в общедоступных для жильцов местах.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачёва