о защите прав потребителей



Дело № 2-853/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 г.

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе: судьи Пахаревой Н.Ф.,

при секретаре Жигаловой Ю.А.,

с участием:

истцов Тывонюк Н.Н., Тывонюк И.А.,

ответчика Донецкой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Тывонюк Нины Николаевны, Тывонюк Иосифа Антоновича к

Товариществу собственников жилья «Маяк»

о защите прав потребителей,

установил:

Тывонюк Н.Н. обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Маяк» (далее ТСЖ «Маяк») о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что <адрес> находится под управлением ТСЖ «Маяк». Она регулярно оплачивает счета за коммунальные услуги, вместе с тем полагает, что ответчик незаконно выставил счета в размере 350,93 руб. за «доначисление холодной воды» и в размере 369,67 руб. за «доначисление канализации». Кроме того, полагает, что ответчик должен произвести перерасчёт платы за предоставление услуги по отоплению ненадлежащего качества с 01 декабря 2010 г. по 21 февраля 2011 г. Просит суд возложить на ТСЖ «Маяк» обязанность произвести перерасчёт платы за предоставление услуги по отоплению ненадлежащего качества с 01 декабря 2010 г. по 21 февраля 2011 г., исключить из квитанций за январь 2011 г. строку «доначисление холодной воды в сумме 350,93 руб.» и «доначисление канализации в сумме 369,67 руб.», взыскать в счёт компенсации морального 1,00 руб.

В судебном заседании Тывонюк Н.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

На основании определения Кандалакшского городского суда от 29 августа 2011 г. к участию в деле в качестве соистца допущен Тывонюк И.А., который в судебном заседании поддержал требования истицы, по тем же доводам, кроме того, полагал, что при расчёте платы за водоснабжение в связи с отсутствием в 2010 г. водомера, должен применяться пункт 16 Правил № 307.

Председатель ТСЖ «Маяк» Донецкая Г.А. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, полагая их необоснованными и не законными, пояснив, что перерасчёт за 2010 г. по отоплению по дому <адрес> был сделан, корректировка платы за отопление за 2011 год будет сделана по итогам 2011 года.

Суд, заслушав стороны, свидетеля ФИО, изучив материалы дела, пришёл к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ТСЖ «Маяк» является юридическим лицом, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом № 125 по <адрес>. Председателем ТСЖ «Маяк» на основании протокола №1 от 28 октября 2010 г. собрания правления ТСЖ «Маяк» избрана Донецкая Г.А.

Между ТСЖ «Маяк» и ГОУП «Кандалакшаводоканал» 01 января 2010 г. заключён договор № 1-391 поставки коммунального ресурса (холодной питьевой воды) и приёма бытовых сточных вод.

Как следует из пункта 2.1 данного договора в целях осуществления текущих (ежемесячных) расчётов по предметы настоящего договора, количество поставленного коммунального ресурса, а также объём принятых бытовых стоков, принимаются равными нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, утверждённым уполномоченным органом в соответствии с «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (утв. Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г.) и количеству проживающих в МКД (в т.ч. временно) потребителей.

Из пункта 2.2. договора следует, что по истечении каждых трёх последовательных календарных месяцев (1 раз в квартал), количество фактически потреблённого коммунального ресурса определяется РСО расчётным путём в порядке, установленном законодательством РФ и настоящим договором.

Пункт 2.3. договора содержит сведения о том, какие данные подлежат учёту при перерасчёте РСО количества коммунального ресурса по фактическому потреблению, учёту.

На основании дополнительного соглашения к договору № 1-391 от 01 января 2010 г. от 01 июля 2010 г. пункт 2.3. дополнен пунктом «2.3.4 Показания индивидуальных счётчиков».

Решением Совета депутатов г. Кандалакша с подведомственной территорией № 425 от 22 ноября 2006 г. утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории муниципального образования г. Кандалакша с подведомственной территорией.

01 октября 2010 г. между ООО «Тепловой энергетический комплекс» и ТСЖ «Маяк» заключён договор № 054Ц на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

ТСЖ «Маяк» предоставило в суд документы, свидетельствующие о выставленных ресурсоснабжающими организациями ТСЖ «Маяк» счетах-фактурах за теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение за период с 01 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В данном случае подлежат применению Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167) (далее Правила № 167), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) (далее Правила № 307), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306) (далее Правила № 306).

Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункту 32 Правил № 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил № 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Так как в силу пункта 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами № 167 следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил N 307.

Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил № 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил № 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.

Из вышеуказанного суд делает вывод о том, что учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод производится одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.

В судебном заседании было установлено, что в 2010 г. <адрес> не был оборудован прибором учета воды, размещенного на сетях ТСЖ «Маяк» на границе эксплуатационной ответственности между ГОУП «Кандалакшаводоканал» и ТСЖ «Маяк».

Суд полагает, что в данном случае не применимы положения пункта 16 Правил № 307, предусматривающих исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды, поскольку при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.

В противном случае, вся ответственность за потери в сетях, находящихся в управлении ТСЖ «Маяк», лежала бы на ресурсоснабжающей организации. Кроме того, в силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, тогда как расчёт объёма полученной энергии лишь по индивидуальным приборам учёта исключает несение бремя содержания общего имущества каждым собственником жилого помещения.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157), наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (часть 13 статьи 155).

Из чего следует, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Правилами № 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного <адрес> раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

Пунктом 22 Правил № 307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 названных Правил.

Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктом 23 и пунктом 25 Правил № 307, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

Как установлено в судебном заседании, ТСЖ «Маяк» произвело корректировку платы за холодное водоснабжение и водоотведение за 2010 год по формуле 4 Правил № 307 (данные положения Правил № 307 действовали в рассматриваемый период): (578773,79 – 446663,69) х 44,6/5487,1 = 1073,80 руб., где 578773,79 руб. – начисления, произведённые ресурсоснабжающей организацией, 446663,69 руб. – начисления, произведённые РИВЦ во всех жилых помещениях дома, 44,6 кв.м – общая площадь жилого помещения истцов, 5487,1 кв.м – общая площадь всех помещений многоквартирного дома.

Как следует из письма ГОУП «Кандалакшаводоканал» № 2215 от 19 сентября 2011 г. с 0-1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. объёмы водоснабжения и водоотведения ТСЖ «Маяк» по многоквартирному дому <адрес> по договору № 1-391 от 01 января 2010 г. предъявлялись ГОУП «Кандалакшаводоканал» в соответствии с нормативами водоснабжения и водоотведения, принятыми решением Совета депутатов <адрес> с подведомственной территорией № 425 от 22 ноября 2006 г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории муниципального образования <адрес>», так как указанный дом не оборудован общедомовым прибором учёта воды. С 01 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. объёмы водоснабжения и водоотведения были предъявлены в соответствии с дополнительным соглашением к договору.

Исследовав представленные ответчиком копии счетов-фактур за водоснабжение и водоотведение за период с 01 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. суд установил, что расхождений между суммой, выставленной ресурсоснабжающей организацией за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению и суммой, взятой ТСЖ «Маяк» для расчёта корректировки (578773,79 руб.) – нет.

Как пояснила в судебном заседании Донецкая Г.А., с учётом того, что в доме имеются жилые помещения и с индивидуальными приборами учёта холодной воды и без таковых, размер корректировки по решению ТСЖ «Маяк» по данному жилому помещению был выставлен менее чем 1073,80 руб. - 720,60 руб., в том числе, 350,93 руб. по холодной воде и 369,67 руб. – по водоотведению, что, по мнению суда, не нарушает законных интересов истцов.

Суд не может согласиться с доводом истцов о том, что ответчик в данный момент должен произвести перерасчёт платы за отопление в связи с ненадлежащим качеством поставляемой услуги в зимний период декабрь 2010 г. – апрель 2011 г. по следующим основаниям.

В силу подпункта «ж» пункта 49 Правил № 307 исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.

На основании пункта 71 Правил № 307основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Как установлено в судебном заседании, данный акт в силу субъективных обстоятельств (отсутствие собственников жилого помещения в квартире) не составлен.

Суд полагает, что довод истца Тывонюк И.А. о том, что отсутствие надлежащего отопления жилого фонда является общеизвестным фактом и по этому основанию ТСЖ «Маяк» должно было самостоятельно произвести перерасчёт платы за отопление немедленно, имеет место быть лишь в отношении многоквартирных домов, не оборудованных тепловыми коллективными приборами учёта, тогда как установлено в судебном заседании, многоквартирный <адрес> тепловым коллективным прибором учёта оборудован.

В силу подпункта 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома корректируется исполнителем 1 раз в год, поскольку корректировка за 2011 год должна быть произведена по итогам 2011 года, требование истцов о корректировке за 2011 г. преждевременно.

Довод Тывонюк И.А. и Тывонюк Н.Н. о том, что поскольку узел учёта тепловой энергии, установленный в жилом доме не прошёл поверку, следовательно, это рассматривается как отсутствующий прибор учёта, то и корректировка должна быть произведена в разумное время, а не по окончанию года, суд полагает не обоснованным, поскольку, как следует из письма ООО «ТЭК» от 01 сентября 2011 г., на основании обращения председателя ТСЖ «Маяк» за № 383 от 21 сентября 2010 г. и предоставленного акта технического обслуживания узла учёта тепловой энергии от 14 сентября 2010 г. ООО «ТЭК» было дано разрешение на дальнейшую эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, установленного в жилом <адрес> до 30 апреля 2011 г., при условии, что до мая 2011 г. будет смонтирован новый узел учёта.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, данное условие ТСЖ «Маяк» было выполнено в назначенный срок.

Довод истца о том, что ООО «ТЭК» не вправе было давать разрешение на эксплуатацию не поверенного узла учёта, суд полагает не имеющим отношения к данному делу, так как в данном случае права заявителей не были нарушены, размер платы при этом был выставлен меньше, чем следовало.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ТСЖ «Маяк» действовало в интересах собственников многоквартирного <адрес> и считает, что исковые требования Тывонюк Н.Н. и Тывонюк И.А. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Тывонюк Нине Николаевне, Тывонюк Иосифу Антоновичу в удовлетворении исковых требований к Товариществу собственников жилья «Маяк» о защите прав потребителей – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                             Н.Ф.Пахарева