о защите прав потребителей



Дело № 2-968

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 г.

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

с участием:

старшего помощника Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области Васильченко Е.В.,

представителя ФКУ ИК -20 Янченко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

исполняющего обязанности Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц

к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония -20 УФСИН России по Мурманской области

о возложении обязанности предоставить документы для получения специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего (генерирующего) излучения,

третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области,

установил:

И.о. Мурманского прокурора прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония -20 УФСИН России по Мурманской области (далее по тексту ФКУ ИК-20) о возложении на ответчика обязанности в срок до 17 октября 2011 г. предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области документы в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ, Положением «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации oт 25 февраля 2004 г. № 107, для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего (генерирующего) излучения. В обоснование иска прокурор указал, что при проведении проверки деятельности ФКУ ИК-20 были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающем среды и радиационной безопасности населения: в медицинской части ФКУ ИК-20 осуществляется деятельность без специального разрешения (лицензии) на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, а именно, осуществляется хранение источника ионизирующего излучения (генерирующего) аппарата рентгеновского с автоматизированным управлением «АРА 110/160-01». Данное нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и радиационной безопасности населения непосредственным образом создаёт угрозу радиационной безопасности окружающей среды и граждан, отбывающих наказание в ФКУ ИК-20, и осуществляющих трудовую деятельность в исправительном учреждении.

В судебном заседании старший помощник прокурора Васильченко Е.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, уточнил их в части срока выполнения заявленного требования, изменив его с 17 октября 2011 г. на 01 ноября 2011 г., о чём представил письменное заявление, приобщённое к материалам дела.

В судебном заседании представитель ответчика Янченко В.В. исковые требования в части требования о возложении обязанности предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области документы в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ, Положением «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации oт 25 февраля 2004 г. № 107, для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего (генерирующего) излучения, признал, о чём представил письменное заявление, приобщённое к материалам дела, полномочия на признания иска указаны в представленной суду доверенности, последствия признания исковых требований частично ему разъяснены и понятны. С заявленным прокурором сроком - до 17 октября 2011 г., не согласился, просил суд определить срок исполнения обязанности до 30 декабря 2011 г., мотивируя доводами, указанными в представленном отзыве на иск.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявление, в котором заявленное прокурором требование поддержали, просили дело рассмотреть без участия представителя.

Заслушав старшего помощника прокурора Васильченко Е.В., представителя ФКУ ИК-20 Янченко В.В., изучив материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик имеет право признать иск полностью или частично. В силу части 2 статьи 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

По правилам части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельности обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно основным положениям, определённым в статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»,: лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность организаций подлежит лицензированию.

Согласно первому абзацу пункта 7 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30 (далее по тексту Положение), для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно положениям, определённым в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В статье 48 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучении) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 09 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.4.1. Санитарных правил СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» определено, что деятельность организаций, связанная с использованием источников излучения, не допускается без наличия лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Coгласно пункту 4 Положения «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации oт 25 февраля 2004 г. № 107, под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация. техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.

В судебном заседании установлено, участвовавшими в деле лицами не оспаривалось, что ФКУ ИК-20 в 2010 году поставлен, впоследствии был установлен аппарат рентгеновский с автоматизированным управлением «АРА 110/160-01», до настоящего времени ответчик не имеет специального разрешения (лицензии) на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

Принимая решение, суд учитывает, что исполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды и радиационной безопасности населения является безусловным, направлено на исключение создания возможной угрозы радиационной безопасности окружающей среде, населению. При установленных обстоятельствах суд считает, что имеются основания для принятия судом признания иска ответчиком в части основного заявленного требования, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и законом охраняемые интересы иных лиц, и считает необходимым: обязать ФКУ ИК-20 предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области документы в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ, Положением «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации oт 25 февраля 2004 г. № 107, для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего (генерирующего) излучения.

В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным согласиться с уточнённым прокурором сроком исполнения возложенной на ответчика обязанности – до 01 ноября 2011 г., так как убедительные доводы, соответствующие доказательства, обосновывающие невозможность для ответчика предоставить документы в соответствующий орган в срок до 01 ноября 2011 г., суду не представлен, данные пояснения: о нахождении предполагаемого работника в отпуске, его предстоящей поездке на обучение, ничем не подтверждены.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ФКУ ИК 20 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить, обязать Федеральное казённое учреждение Исправительная колония -20 УФСИН России по Мурманской области в срок до 01 ноября 2011 года предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области документы в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ, Положением «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации oт 25 февраля 2004 г. № 107, для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего (генерирующего) излучения.

Взыскать с Федерального казённого учреждения Исправительная колония -20 УФСИН России по Мурманской области государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.

Судья                                                                           М.Е. Филиппова