о признании незаконным бездействия администрации



Дело № 2- 969

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

с участием:

помощника прокурора г. Кандалакши Егоровой Н.А.,

Дюндиной Е.М.,

представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Ильницкой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора г. Кандалакши в интересах Дюндиной Елены Михайловны

к Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района

о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспечению контроля за соответствием жилого помещения, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания,

установил:

Прокурор города Кандалакши в интересах Дюндиной Е.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшский район о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспечению контроля за соответствием жилого помещения, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Дюндина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, по договору социального найма проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственником квартиры является муниципальное образование городское поселение Кандалакша Кандалакшского района. Многоквартирный <адрес> был включён в муниципальную целевую программу «Переселение граждан г. Кандалакши с подведомственной территорией из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы, в последствие дом был исключён из целевой программы, так как в установленном законом порядке не был признан аварийным и подлежащим сносу. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в части не принятия мер по обеспечению контроля за соответствием жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес> установленным санитарным и техническим правилам и нормам, обязать администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшский район, как собственника жилого помещения, в котором проживает истица, обратиться в межведомственную комиссию при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша для решения вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

В судебном заседании помощник прокурора города Кандалакши Егорова Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Дюндина Е.М. в судебном заседании заявленные в её интересах прокурором требования поддержала, пояснила, что в течение многих лет неоднократно обращалась в различные органы и к должностным лицам по вопросу разрушения стены в квартире, также обращалась в межведомственную комиссию, однако вопрос о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания так и не решен.

Представитель администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Ильницкая А.С. в судебном заседании заявила, что с исковыми требованиями не согласны, так как оснований для обращения в межведомственную комиссию не имеется, обращение собственника в межведомственную комиссию по вопросу признания жилого помещения не пригодным для постоянного проживания является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, и лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось, что Дюндина Е.М., <данные изъяты>, что подтверждено справкой сер. от 15 января 2002 г., проживает в <адрес>, по договору о найме жилого помещения от 23 декабря 2004 г., согласно справке формы-9 в указанной квартире также проживает и зарегистрирована её дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно справке Кандалакшского филиала ГУП ТИ от 15 марта 2010 г. по состоянию на 23 октября 1998 г. износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, 1938 года постройки, составляет 61%, в том числе, по фундаменту – 60%, стенам бревенчатым оштукатуренным – 75%, перекрытиям – 70 %.

Согласно представленной истицей переписке, приобщённой к материалам дела, в период с 2001 года по настоящее время Дюндина Е.М. многократно обращалась в администрации органов местного самоуправления, в обслуживающие жилой дом организации, с заявлениями, в который указывала, что одна из стен квартиры, в которой она проживает, сгнила, конструкция держится за счёт дранки и штукатурки, указывала на сырость и холод в ванной комнате и туалете, на наличие грибов в ванной комнате, перекос полов, отслоение краски и другие нарушения установленных санитарно-технических норм и требований к жилым помещениям.

Непосредственно в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района с жалобами на ненадлежащее состояние жилого помещения истица обращалась: в октябре 2007 г., 06 ноября 2008 г., в октябре 2010 г., 18 февраля 2011 г., 08 августа 2011 г. Обращение от 18 февраля 2011 г. адресовано истицей в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша и межведомственную комиссию.

Согласно акту обследования от 23 июня 2009 г. в квартире истицы установлено отслоение масляной краски со стен в ванной комнате и в туалете, разрушение штукатурки стен в ванной по причине промерзания стен, указанно, что требуется восстановление штукатурного слоя стен и заделка отверстий в стенах, утепление стен.

Актом от 01 ноября 2010 г. температурный режим в ванной комнате и в туалете в квартире истицы зафиксирован как не соответствующий нормативам: +12 и +10 градусов Цельсия соответственно.

Согласно акту от 16 апреля 2010 г. в ванной комнате и в туалете в квартире истицы, обнаружены следы залития из-за течи в кровле.

Согласно сообщению ООО «Городская управляющая компания» №821/л от 12 апреля 2011 г., обслуживающего жилой дом, более 50 % кровельного покрытия жилого <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, имеются сколы, трещины, асбестоцементные листы местами отсутствуют, обрешетка частично поражена гнилью, по мнению управляющей компании, проведение текущего ремонта нецелесообразно, необходим капитальный ремонт.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6 в ред. ФЗ - от 18.07.2011 N 242-ФЗ), обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 6 в редакции, действовавшей до 01 августа 2011 г.).

В силу положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8).

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2001 г. № 47 (далее по тексту Положение).

Согласно положениям пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 24 марта 2008 г. № 40 утверждены: Положение о межведомственной комиссии при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша с подведомственной территорией о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, решения вопросов по переустройству и перепланировке жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша и состав межведомственной комиссии. Согласно пунктам 1.1 и 3.1. указанного положения межведомственная комиссия создаётся, в том числе, для рассмотрения вопросов о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, в соответствии с возложенными задачами осуществляет оценку соответствия жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2001 г. № 47.

Согласно пунктам 15 и 16 Положения наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Согласно пунктам 33 и 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу требований пунктов 43 и 43 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения

Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется в связи с тем, что истица может сама обратится с заявлением в межведомственную комиссию и поставить вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания, так как истица обращалась с заявлением в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша, межведомственную комиссию 18 февраля 2011 г., однако, сведений о принятии мер по её заявлению ни у истицы, ни у прокурора, ни у суда не имеется.

Суд учитывает, что многоквартирный <адрес> был включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан г. Кандалакши с подведомственной территорией из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004 – 2010 г.г.» То есть, по состоянию на 2004 год имелись основания для отнесения всего многоквартирного жилого дома к ветхому и аварийному жилью. Тот факт, что в последствии (сообщение от 2010 г.) данный дом был исключен из муниципальной целевой программы в связи с тем, что в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не был признан, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, так как само по себе включение дома в указанную программу, многочисленные зафиксированные нарушения установленных санитарных и технических требований к жилому помещению, по мнению суда, свидетельствует о наличии необходимых и достаточных оснований для постановки перед межведомственной комиссией вопроса о признании или непризнании жилого помещения, в котором проживает истица, пригодным или непригодным для проживания.

Суд соглашается с доводом прокурора, что именно органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий были обязаны обеспечить сохранность жилого помещения, контролировать и обеспечивать его пригодность для проживания, учитывая, в том числе, обязанности наймодателя, определенные в договоре найма жилого помещения, при этом, принятие мер по обеспечению выполнения частичных ремонтных работ, как в квартире истицы, так и общего имущества многоквартирного дома, не может быть обоснованием незаконного бездействия соответствующего органа и нарушением прав лица, проживающего в муниципальном жилищном фонде.

Факт нахождения жилых комнат в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в удовлетворительном состоянии, не требующем ремонта, не влияет на возможность удовлетворения или не удовлетворения заявленных требований, так как истица в своих обращениях указывает не на плохое техническое состояние занимаемых ею жилых помещений, а указывает на прогнивание, промерзание стен в ванной и туалете, износ кровли, вследствие чего протекание в туалете и ванной происходит до занимаемой ею квартиры, расположенной на этаже двухэтажного дома, на общий износ конструкций дома, 1938 года постройки.

Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах Дюндиной Е.М. подлежат удовлетворению, и признаёт незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в части не принятия мер по обеспечению контроля за соответствием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и возлагает на администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшский район, как собственника жилого помещения, в котором проживает истица, обязанность обратиться в межведомственную комиссию при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша для решения вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города Кандалакши в интересах Дюндиной Елены Михайловны к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в части не принятия мер по обеспечению контроля за соответствием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, обязать администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшский район, как собственника жилого помещения, обратиться в межведомственную комиссию при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша для решения вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                                              М.Е. Филиппова