о возложении обязанности проведения мероприятий по охране окружающей среды



Дело № 2-992/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша

20 сентября 2011 г.

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Пахаревой Н.Ф.,

при секретаре Жигаловой Ю.А.,

с участием:

представителя Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Свильпова Э.Ю.,

представителя ответчика Кокшарова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Типография» о возложении обязанности по охране проведения мероприятий по охране окружающей среды,

установил:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Типография» о возложении обязанности по охране проведения мероприятий по охране окружающей среды.

В обоснование иска указано, что ответчик осуществляет деятельность по предоставлению полиграфических услуг, брошюровочно-переплётных, отделочных услуг, изготовлению бланочной продукции по адресу <адрес>. При осуществлении уставной деятельности ответчика образуются вредные вещества в виде паров, аэрозолей и пыли. Так, пары образуются в результате испарения органических растворителей красок, а также от растворов кислот и щелочей. Аэрозоли свинца образуются в результате испарения с поверхности расплавленного свинца. Пыль – в результате механической переработки полиграфических материалов. С целью вывода вредных веществ в атмосферных воздух, помещения ответчика оборудованы вытяжной системой вентиляции, которая является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кроме того, в процессе деятельности предприятия образуются отходы: ртутные лампы, люминесцентные трубки, отработанные в брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), лом свинца в кусковой форме незагрязнённый, опилки свинцовые незагрязнённые, обтирочный материал, загрязнённый маслами, отходы, содержащие свинец (в том числе и/или пыль свинца), несортированные, мусор от уборки производственных помещений загрязнённых свинцовой стружкой, формированные отходы из сплавов олова и свинца (гарт), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона не загрязнённые. В нарушение статей 3, 11, 16, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 14, 18, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статей 14, 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» МУП «Типография» не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не организован учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученных от других лиц отходов, не оформлены паспорта на образующиеся опасные отходы, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан и не согласован в установленном порядке проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником. Просит суд обязать ответчика в срок до 31 декабря 2011 г.: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученных от других лиц отходов, оформить паспорта на образующиеся опасные отходы 1-4 класса опасности, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, разработать и согласовать в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником

В судебном заседании представитель природоохранного прокурора Свильпов Э.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании председатель ответчика Кокшаров А.В. пояснил, что в части выполнения мероприятий по охране окружающей среды с иском прокурора согласен, но полагает, что прокурор не доказал причинение МУП «Типография» вреда окружающей среде.

Представитель Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, представлено письменное мнение, в котором исковые требования прокурора поддерживают в полном объёме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьёй 3 Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе и принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе и соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

На основании пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 разработан порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

На основании части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в МУП «Типография» не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не организован учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученных от других лиц отходов, не оформлены паспорта на образующиеся опасные отходы, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан и не согласован в установленном порядке проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником.

Суд не соглашается с доводом представителя МУП «Типография» Кокшарова А.В. о том, что прокурор должен был доказать факт загрязнения предприятием окружающей среды, так как статьёй 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды" устанавливается презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и, в этом случае, бремя доказывания отсутствия загрязнения окружающей среды хозяйственной деятельностью предприятия лежит на МУП «Типография».

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он был освобождён, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Типография» в срок до 31 декабря 2011 г.: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученных от других лиц отходов, оформить паспорта на образующиеся опасные отходы 1-4 класса опасности, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, разработать и согласовать в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области проект предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Типография» государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.

           Судья Кандалакшского

            городского суда:                                                             Н.Ф. Пахарева