о взыскании задолженности за работу во вредных условиях труда



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-859

12 августа 2011 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по искам:

Бутиной Татьяны Васильевны,

Аверьяновой Екатерины Николаевны,

Коржуевой Любови Дмитриевны

к Министерству обороны Российской Федерации

о взыскании задолженности за работу во вредных условиях труда и компенсации морального вреда в порядке субсидиарной ответственности,

третьи лица:

ФГУ «Управление Ленинградского военного округа»,

войсковая часть № 21985,

установил:

Бутина Т.В., Коржуева Л.Д., Аверьянова Е.Н. обратились в суд с исковыми заявлениями к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за работу во вредных условиях труда и компенсации морального вреда в порядке субсидиарной ответственности. В обоснование своих требований истицы указали, что 11 марта 2011 года Кандалакшским городским судом вынесено заочное решение о взыскании с Федерального государственного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» в пользу Бутиной Т.А. задолженности за работу во вредных условиях труда за период с 01 декабря 2009 года по 31 мая 2010 года в сумме <данные изъяты>, компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей, в пользу Аверьяновой Е.Н. задолженности в сумме <данные изъяты> компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей, судебных расходов в сумме 3000 рублей, в пользу Коржуевой Л.Д. задолженности в размере <данные изъяты>., компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей. После предъявления исполнительных документов, выданных на основании указанного заочного решения суда, к исполнению Дзержинским отделом Центрального района Санкт-Петербурга Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу истицам были направлены постановления от 10 мая 2011 года об отказе в возбуждении исполнительных производств. До предъявления исполнительных документов, выданных на основании заочного решения Кандалакшского городского суда от 11 марта 2011 года, Бутиной Т.В., Коржуевой Л.Д., Аверьяновой Е.Н. стало известно, что имеется возможность предъявления требований по неисполненному исполнительному документу в порядке субсидиарной ответственности к главному распорядителю средств федерального бюджета - Министерству обороны Российской Федерации, лицевые счета которого открыты в Специализированном отделении Управления Федерального казначейства по г. Москве, в ведении которого находится должник. Для исполнения решения суда через Специализированное отделение Управления Федерального казначейства по г. Москве должна быть произведена замена стороны в исполнительном производстве. Истицы просят изменить порядок исполнения заочного решения суда, взыскать в их пользу денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств федерального бюджета – с Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истицы не присутствовали, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявления, в которых просят рассмотреть дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают.

Федеральное государственное учреждение «Управление Ленинградского военного округа» извещалось о рассмотрении дела по юридическому адресу в г. Санкт-Петербурге, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, представителей для участия в деле не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило.

Войсковая часть 21985 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представили суду заявление, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Министерство обороны Российской Федерации о рассмотрении заявления извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, возражений на заявленные требования не представило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд находит заявления подлежащими удовлетворению.

Заочным решением Кандалакшского городского суда от 11 марта 2011 года с Федерального государственного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» за счет денежных средств, выделяемых на финансирование войсковой части 21985, в пользу Бутиной Т.А. взыскана задолженность за работу во вредных условиях труда за период с 01 декабря 2009 года по 31 мая 2010 года в сумме <данные изъяты>, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, в пользу Аверьяновой Е.Н. взыскана задолженность в сумме <данные изъяты>., компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, судебные расходы в сумме 3000 рублей, в пользу Коржуевой Л.Д. взыскана задолженность в размере <данные изъяты>., компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей. Данное заочное решение было получено лицами, участвовавшими в деле, не обжаловалось, вступило в законную силу 11 апреля 2011 года, истицам выданы исполнительные листы.

Согласно постановлениям Дзержинского отдела Центрального района Санкт-Петербурга Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу от 10 мая 2011 года истицам было отказано в возбуждении исполнительных производств.

Согласно письму Специализированного отделения Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу от 11 апреля 2011 года исполнительный лист от 30 декабря 2010 г., выданный Кандалакшским городским судом по другому делу №2-2454/2010, о взыскании с Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» денежных средств в пользу работника, возвращен в связи с закрытием лицевого счета должника Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа», и разъяснена возможность предъявления требований по неисполненному исполнительному документу в порядке субсидиарной ответственности к главному распорядителю средств федерального бюджета - Министерству обороны Российской Федерации, лицевые счета которого открыты в Специализированном отделении Управления Федерального казначейства по г. Москве, в ведении которого находится должник.

В соответствии с письмом Специализированного отделения Управления Федерального казначейства по г. Москве от 16 мая 2011 года исполнительный документ о взыскании с Федерального учреждения «Управление Ленинградского военного округа» денежных средств возвращен взыскателю в связи с отсутствием лицевых счетов должника в Специализированном отделении Управления Федерального казначейства по г. Москве, и разъяснено, что замена стороны в исполнительном производстве возможна только на основании судебного решения.

В силу положений статей 13, 209, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если законодательно не предусмотрено иное, на основании выдаваемого судом исполнительного листа.

Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.

Пунктом 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.

Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования был предусмотрен нормами пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, (абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату рассмотрения дела в суде, в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ)), и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Спорные правоотношения возникли до 01 января 2011 г., в связи с чем имеются основания для решения вопроса о субсидиарной ответственности.

На основании пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам, находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ подлежит направлению в орган федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Суд учитывает, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 изменено военно-административное деление Российской Федерации, вследствие чего изменилась структура органов военного управления.

Согласно выпискам из Единого государственного юридических лиц в отношении Управления Ленинградского военного округа (далее – ЛенВо) и Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (зарегистрировано 19 апреля 2011 года) ЛенВо в настоящее время не ликвидировано, его правопреемники не определены, лицевые счета ЛенВо закрыты.

Суд считает, что государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

Сам по себе факт отсутствия у истиц уведомлений органов Федерального казначейства о возвращении исполнительного документа, не исключает возможность для рассмотрения вопроса о субсидиарной ответственности, так как факт закрытия у должника Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» лицевых счетов подтверждён материалами дела, в том числе сведениями, указанными в приложении №1 к приказу от 15 декабря 2010 г. №0228, о зачислении Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» с 01 января 2011 г. на финансовое обеспечение в «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт–Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

При установленных обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и взыскать в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств федерального бюджета – Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства в пользу:

Бутиной Татьяны Васильевны: задолженность за работу во вредных условиях труда за период с 1 декабря 2009 года по 31 мая 2010 года в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей;

Аверьяновой Екатерины Николаевны: задолженность за работу во вредных условиях труда в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей, судебные расходы в сумме 3000 рублей;

Коржуевой Любови Дмитриевны: задолженность за работу во вредных условиях труда в сумме <данные изъяты> компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей;

взысканные заочным решением Кандалакшского городского суда от 11 марта 2011 г. с Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» за счёт денежных средств, выделяемых на финансирование войсковой части 21985.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

решил:

Взыскать в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств федерального бюджета – Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства в пользу:

Бутиной Татьяны Васильевны: задолженность за работу во вредных условиях труда за период с 1 декабря 2009 года по 31 мая 2010 года в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей;

Аверьяновой Екатерины Николаевны: задолженность за работу во вредных условиях труда в сумме <данные изъяты> компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей, судебные расходы в сумме 3000 рублей;

Коржуевой Любови Дмитриевны: задолженность за работу во вредных условиях труда в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей;

взысканные заочным решением Кандалакшского городского суда от 11 марта 2011 г. по гражданскому делу №2- 168/2011 с Федерального бюджетного учреждения «Управление Ленинградского военного округа» за счёт денежных средств, выделяемых на финансирование войсковой части 21985.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                 М.Е. Филиппова