Дело № 2-1035/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша
10 октября 2011 г.
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) в защиту прав неопределенного круга потребителей коммунальных услуг к
Открытому акционерному обществу «Славянка»
О защите прав потребителей,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд в защиту прав неопределённого круга потребителей коммунальных услуг к Открытому акционерному обществу «Славянка» (далее ОАО «Славянка») о признании действий ОАО «Славянка» противоправными в отношении неопределённого круга потребителей, связанных с не предоставлением потребителям услуг (подачи питьевой воды), соответствующих по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1175- 02 «гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по санитарно химическим (железо, марганец) и органолетическим (цветность) показателям, возложении обязанности опубликовать решение суда, вступившее в законную силу в средствах массовой информации, обязать ОАО «Славянка» обеспечить население с. Алакуртти – потребителей коммунальных услуг холодной водой гарантированного качества соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», мотивируя свои требования тем, что ответчик осуществляет деятельность по водоснабжению и эксплуатации централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории с. Алакуртти Мурманской области. При проверке было установлено, что ОАО «Славянка» не обеспечено соответствие качества питьевой воды действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, представлен письменный отзыв, в котором пояснили, что в эксплуатацию очистные сооружения были переданы ФГУ «Алакурттинская КЭЧ района», при их осмотре было выявлено, что песчаные фильтры находятся в нерабочем состоянии, для замены неисправных элементов требуются запчасти, которые в настоящее время не производятся. Прорабатываются различные варианты восстановления работоспособности очистных сооружений.
Изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании частей 1,2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила) коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исполнителем может являться управляющая организация, в обязанности которой входит заключение договора с ресурсоснабжающей организацией. Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Как следует из подпункта б) пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
В силу пункта 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании государственного контракта № 1-КЖФ от 20 июля 2010 г. по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации, заключённому между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Славянка», ОАО «Славянка» оказывает услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Очистные сооружения питьевой воды военного городка №4 переданы Федеральным государственным учреждением «Алакурттинская КЭЧ района» в эксплуатацию ответчику по акту приёма-передачи № 11.1.186 от 01 ноября 2010 г.
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что ОАО «Славянка» осуществляет эксплуатацию централизованной системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Алакуртти.
Из экспертного заключения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» в Кандалакшском и Терском районах № 10 -201 от 06 мая 2011 г. качество питьевой воды из подземного источника – скважины куст №2 с. Алакуртти по санитарно- химическим (железо) и органолептическим (цветность, мутность) показателям не соответствует требованиям установленным СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования». Качество питьевой воды на очистных сооружениях водопровода перед поступлением в распределительную сеть, питьевой воды из внутренней водопроводной сети по санитарно-химическим (железо, марганец) и органолептическим (цветность) показателям не соответствует требованиям установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Сомневаться в выводах экспертного заключения у суда нет оснований, экспертиза проведена экспертным учреждением, имеющим свидетельство об аккредитации № 58 – АК от 01 марта 2010 г., выводы экспертов не оспаривались ответчиком.
Суд установил, что ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей не обеспечивая соответствие качества питьевой воды действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В соответствии со статьёй 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Управления Роспотребнадзора по Мурманской области подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) удовлетворить.
Признать противоправными действия открытого акционерного общества «Славянка» в отношении неопределённого круга потребителей, связанных с не предоставлением потребителям услуг (подачи питьевой воды), соответствующих по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1175- 02 «гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по санитарно химическим (железо, марганец) и органолептическим (цветность) показателям.
Возложить обязанность на открытое акционерное общество «Славянка» довести до потребителей решение суда, вступившее в законную силу в средствах массовой информации.
Возложить обязанность на открытое акционерное общество «Славянка» обеспечить население села Алакуртти Мурманской области – потребителей коммунальных услуг холодной водой гарантированного качества соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Взыскать с открытого акционерного общества «Славянка» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.
Судья Н.Ф.Пахарева