о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчёте пенсии



Дело № 2-868/2011

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

В составе:

Судьи Пахаревой Н.Ф.,

При секретаре Жигаловой Ю.А.,

С участием представителя истца Щеглак В.В.,

Представителя государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кандалакше» Маликовой О.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску Сорокиной Марии Александровны

к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кандалакше» о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчёте пенсии,

установил:

Сорокина М.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Кандалакша о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчёте пенсии, мотивируя свои требования тем, что в её трудовой стаж ответчиком не зачислены периоды её работы с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. Полагает данные действия ответчика незаконными и просит суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Кандалакша включить указанные периоды в трудовой стаж и произвести перерасчёт пенсии.

В судебном заседании Сорокина М.А. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

В судебном заседании представитель истца Щеглак В.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что Сорокина М.А. в годы войны обслуживала одновременно два колхоза «Рунасовский» и «Ударник», в которые входили деревни: Скрипилово, Беседкое, Деревягино, Курыгино, Ивакино, Борисково, Малое Ивакино, но документов, подтверждающих её работу не сохранилось.

В судебном заседании представитель ответчика Маликова О.Л. исковые требования не признала, пояснила, что период работы истицы с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. не может быть включён в стаж, так как в Пенсионный фонд не представлены доказательства, подтверждающие, что документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием, а также в связи с тем, что протокол опроса свидетеля не может быть принят во внимание, так как свидетели работали у разных работодателей.

Заслушав стороны, изучив материалы дела и материалы пенсионного дела Сорокиной М.А., суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, 17 марта 2011 года Сорокина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ «Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кандалакше» с заявлением о перерасчёте трудовой пенсии.

08 апреля 2011 года ГУ «Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кандалакше» истице отказано в перерасчёте трудовой пенсии в связи с тем, что в нарушение Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555) в представленных документах отсутствует справка правопреемника колхозов «Рунасовская» и «Ударник» о несохранности архивов за 1941-1943 г.г., справка от 26 февраля 2001 г., выданная Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Стризнево», является недостоверной, так как не содержит сведений о правопреемнике колхозов, отсутствуют основания выдачи справки и подпись ответственного лица. Из свидетельских показаний усматривается, что она работала одновременно в двух колхозах, а приём на работу мог оформить только один из них, свидетели не работали с ней в одном колхозе и поэтому не могут подтвердить её работу.

Суд не может согласиться с данными основаниями для отказа в перерасчёте пенсии Сорокиной М.А. по следующим обстоятельствам.

В соответствии с часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон) трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 18 данного Закона назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 N 555 (ред. от 20.07.2011) утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", на основании пункта 28 которых периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

Суд не может признать обоснованным сомнение ответчика в достоверности представленных сведений, о том, что Сорокина М.А. работала одновременно в двух колхозах, а приём на работу мог оформить только один из них, поскольку запреты на приём на работу одновременно несколькими работодателями влекло ответственность для работодателей, а не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую функцию.

Суд полагает, что истцом представлены допустимые свидетельские показания лиц, подтверждающих её работу в колхозах «<наименование> «<наименование>» с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г.

Так, как следует из протокола опроса свидетеля ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она проживала с Сорокиной М.А. в одной деревне, она работала почтальоном, обслуживала деревни колхозов «Рунасовская» и «Ударник» Ломтевского сельского совета Чебсарского района.

Из протокола опроса свидетеля ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что она с Сорокиной М.А. проживала в одной деревне. Она работала почтальоном и обслуживала деревни в колхозах «<наименование>» и «<наименование>» с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. <адрес>. Опрос произведён специалист администрации сельсовета <адрес> 26 февраля 2001 г.

Как пояснила представитель истицы, иных свидетелей, которые работали с Сорокиной М.А. в годы войны и могли бы подтвердить её работу, на момент опроса уже не было в живых.

Суд полагает, что невозможность документального подтверждения стажа о работе в колхозах непосредственно в годы войны и сразу после нее вызвано трудностями военного времени, о чем свидетельствует и Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 "О повышении пенсии в соответствии с пунктом "ж" статьи 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которым было установлено, что повышение пенсии, гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г. включительно, производить без истребования доказательств времени работы, определенных статьями 96 и 97 названного Закона.

Суд полагает, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса о зачёте периодов работы в стаж для перерасчёта пенсии является наличие доказательств выполнения этой работы, а не место работы свидетелей.

Суд полагает, что дополнительным доказательством, подтверждающим работу Сорокиной М.А. в годы войны с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. является справка Архивного отдела государственного архива <адрес> от 29 июня 1993 г. № С-695 о том, что в архивном фонде <адрес> облисполкома в списке лиц, представленных к вручению медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» от 09 апреля 1946 г. по <адрес> районной конторе связи <адрес> значится ФИО2, п/о <адрес>, <должность>. В графе «стаж работы» указано: «с 23 февраля 1944 г.».

Судом установлено, что ФИО2 и Сорокина М.А. одно лицо (актовая запись о рождении № 6 от ДД.ММ.ГГГГ, справка о браке от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации брака с ФИО11, актовая запись о заключении брака № 23 от ДД.ММ.ГГГГ).

Суд предполагает, что Сорокина М.А. была принята на работу в п/о <адрес> на должность <должность> по достижению ею шестнадцати лет, в соответствии с действовавшим в тот период времени трудовым законодательством. Так Постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. "О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время", была расширена возможность привлечения граждан к трудовой повинности. Она объявлялась для выполнения оборонных работ и других военных надобностей, для заготовок топлива, выполнения специальных строительных работ и других государственных заданий, борьбы с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, охраны объектов. Лица, привлекаемые к трудовой повинности, могли использоваться как по месту их постоянного жительства, так и вне его. К трудовой повинности привлекались мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины - от 16 до 45 лет.

Кроме того, в упомянутой выше справке содержатся сведения о том, что документы почтового отделения <адрес>, документы <адрес> районной конторы связи <адрес> на хранение в архив не поступали, что позволяет суду предположить об отсутствии архива и, как следствие, подтверждение того факта, что в то время работники почтового отделения числились на работе в колхозах, как это утверждала истица.

В качестве доказательства утраты документов о работе в связи с пожаром, суду представлена справка СХПК колхоз «<наименование> от 26 февраля 2001 г., о том, что данные о колхозах «<наименование>», «<наименование>» <адрес> сельсовета <адрес> с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. в архиве СХПК колхоза <наименование> не сохранились по причине пожара административного здания. Документы на хранение в областной и районный архивы не сдавались.

Суду представлен акт о пожаре от 03 мая 1997 г. д. <адрес>, который свидетельствует о том, что 01 мая 1997 г. произошёл пожар в здании конторы и материального склада ТОО «Стризнево» в д. <адрес>. Как следует из акта о пожаре здание конторы и материального склада полностью уничтожены огнём.

Суду представлена справка СХПК «Стризнево» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что колхозы «<наименование>» и «<наименование>» <адрес> сельсовета <адрес> реорганизовались в 1956 году в колхоз «<наименование> Колхоз «<наименование>» <адрес> сельсовета <адрес> реорганизован в совхоз «<наименование>» 02 ноября 1970 г. Совхоз «<наименование>» реорганизован в СХПК колхоз «<наименование> 19 июня 1998 г. СХПК колхоз «<наименование>» является правопреемником колхозов «<наименование>» и «<наименование>», колхоза «<наименование>», совхоза «<наименование>», ТОО «<наименование>».

Из чего суд делает вывод о том, что сведения о том, что документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (пожаром) и восстановить их невозможно, представлены надлежащим лицом.

При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для удовлетворения иска.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

В силу пункта 28 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утв. Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

Как следует из материалов дела, Сорокина М.А. обратилась за перерасчётом пенсии к ответчику 30 марта 2011 г. вх. № 01-47/1145.

На основании вышеизложенного, анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд полагает исковые требования Сорокиной М.А. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Сорокиной Марии Александровны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше о признании незаконным отказа о включении периодов работы с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. в трудовой стаж и перерасчёте пенсии удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше включить в трудовой стаж периоды работы Сорокиной Марии Александровны в колхозах «<наименование> и «<наименование>» <адрес> сельсовета <адрес> в должности <должность> с 01 января 1941 г. по 30 апреля 1943 г. с даты обращения – 30 марта 2011 г.

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления в окончательной форме.

Судья Кандалакшского

городского суда Н.Ф.Пахарева