о возложении обязанности оборудования входа в здание пандусом



Дело № 2-1161/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 г.

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Пахаревой Н.Ф.,

при секретаре Жигаловой Ю.А.,

с участием:

помощника прокурора г. Кандалакша Егоровой Н.А.,

представителя ответчика Трошенковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц

к Государственному областному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения»

о возложении обязанности оборудования входа в здание пандусом,

установил:

Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения о возложении обязанности оборудования входа в здание пандусом (далее ГОУСОССЗН ККЦСОН) в ходе проведения проверки было установлено, что вход в помещение, в котором расположено отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями не оборудован пандусом. Отсутствие оборудованного пандусом входа в данное учреждение нарушает социальные права детей, относящихся к маломобильным группам населения, на беспрепятственный доступ к объекту инфраструктуры. Кроме того, установлено, что помещения, используемые отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, расположены на 2 этаже здания, что создаёт крайне неудобные условия для передвижения детей-инвалидов, имеющих проблемы со здоровьем, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата, практически исключает возможность самостоятельного нахождения на дневном обслуживании инвалидов-колясочников, что нарушает права несовершеннолетних данной категории на получение гарантированных государством услуг по их реабилитации. Просит суд обязать в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание ГОУСОССЗН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенное по адресу <адрес> пандусом с поручнями с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 и разместить отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями на 1 этаже здания, расположенного по адресу <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Егорова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, уточнила исковые требования в части срока исполнения – до 01 июля 2012 г.

Представитель ГОУСОССЗН ККЦСОН Трошенкова О.В. в судебном заседании пояснила, что при условии надлежащего финансирования данные требования прокурора будут выполнены.

Представители Министерства труда и социального развития Мурманской области, Министерства имущественных отношений Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, представлены письменные мнения, в которых полагают, что являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Суд, заслушав помощника прокурора г. Кандалакши Егорову Н.А., Трошенкову О.В., изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

Статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно статье 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с пунктами 3.13, 3.14. Строительных норм и правил 35-01 -2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли, оборудованный пандусом с поручнем с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В судебном заседании установлено, лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что:

ГОУСОССЗН ККЦСОН самостоятельное юридическое лицо, п.2.2. Устава ГОУСОССЗН ККЦСОН находится в ведомственном подчиненности Министерства труда и социального развития Мурманской области, которое осуществляет от имени Мурманской области функции учредителя. В соответствии с п.2.4 Устава учреждение финансируется за счёт средств областного бюджета, в силу п. 4.3 учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления в соответствии с законодательством РФ, Мурманской области и настоящим Уставом;

в силу п. 3.1 Устава предметом деятельности ГОУСОССЗН ККЦСОН является оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи и реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса;

нежилым помещением, в котором расположен ГОУСОССЗН ККЦСОН, в силу п. 4.3 учреждение владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления в соответствии с законодательством РФ, Мурманской области и настоящим Уставом;

в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона Мурманской области от 09.11.2001 N 303-01-ЗМО (ред. от 21.12.2010) "Об управлении государственной собственностью Мурманской области" имущество государственных областных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества государственного областного учреждения является Мурманская область;

вход во встроенное нежилое помещение, в котором размещен ГОУСОССЗН ККЦСОН: <адрес>, не оборудован пандусом. Отсутствие оборудованного пандусом входа в здание нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения;

помещения, используемые отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, расположены на 2 этаже здания, что создаёт крайне неудобные условия для передвижения детей-инвалидов, имеющих проблемы со здоровьем, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата, практически исключает возможность самостоятельного нахождения на дневном обслуживании инвалидов-колясочников.

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, суд учитывает, что исполнение заложенного в Конституцию Российской Федерации принципа права свободного передвижения, является обязательным и безусловным. При установленных обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, с ГОУСОССЗН ККЦСОН подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Кандалакши удовлетворить: обязать Государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» в срок до 01 июля 2012 года оборудовать вход в здание Государственное областное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенное по адресу <адрес> пандусом с поручнями с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 и разместить отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями на 1 этаже здания, расположенного по адресу <адрес>.

Взыскать с Государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Н.Ф. Пахарева