о возложении обязанности осуществить ограничение подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам



Дело 2-1202

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Васильевой В.С.,

с участием:

Сенюги Ф.В.,

представителя ответчика ООО «УК «ЖКС»» Куняевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

исковое заявление

Сенюги Фёдора Васильевича

к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис»»

о возложении обязанности осуществить ограничение подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам,

установил:

Сенюга Ф.В. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис»» (далее по тексту ООО «УК «ЖКС»») о возложении обязанности осуществить ограничение подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам. В обоснование иска истец указал, что проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, управление многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «ЖКС»». Истец добросовестно оплачивает коммунальные услуги, но по причине наличия у ряда жильцов дома задолженности по коммунальным платежам, в преддверии отопительного сезона остро встаёт вопрос о качественном отоплении и снабжении горячей водой квартир жилого дома. Истец указал, что принятие мер ответственности к неплательщикам, в том числе ограничение предоставления коммунальных услуг, должны осуществлять управляющие компании. Ответчик не предпринимает мер, не осуществляет ограничение подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам-неплательщикам и юридическим лицам, чем нарушает права истца на проживание в благоприятных санитарных условиях. Просит суд признать противоправным бездействие ООО «УК «ЖКС»» в части непринятия мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги, в том числе, путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам, обязать ООО «УК «ЖКС»» исполнять в соответствии с договором управления обязательства по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в том числе, в части принятия мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам.

В судебном заседании Сенюга Ф.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ООО «УК «ЖКС»» Куняева Е.Н. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать полностью по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, представленном суду.

Заслушав Сенюгу Ф.В., представителя ООО «УК «ЖКС»» Куняеву Е.Н., изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно преамбуле данного Закона под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Согласно части 2.3 названной статьи 2.3 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктами 4, 5, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор) (п. 4). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п. 5). При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (п. 9).

Обязанности исполнителя коммунальных услуг установлены в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в том числе обязанности:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;

б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;

в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;

г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором;

ж) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

з) вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения;

н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;

р) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);

с) нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

Согласно подпункту а пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что: <адрес> находится в управлении ООО «УК «ЖКС» по договору управления многоквартирным домом от 31 июля 2008 г.; Сенюге Ф.В. на праве личной собственности принадлежит ? доля квартиры (договор на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 14 августа 1997 г., зарегистрирован в ГУП ТИ 20 августа 1997 г. .), факт проживания истца в указанной квартире с 06 мая 1994 г. подтверждён штампом о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации;

Согласно договору управления многоквартирным домом от 31 июля 2008 г. ответчик принял на себя обязательства, определенные в разделе 3.1 названного договора, такой обязанности перед получателем коммунальных услуг, как принятие мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам, договор управления не содержит.

Пункт 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, определяет, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, является правом, а не обязанностью исполнителя, оно может быть применено через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) каждого конкретного потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

В соответствии с положениями закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, договора управления многоквартирным домом, истец, как потребитель жилищно-коммунальных услуг, имеет право требовать от исполнителя получение данных услуг надлежащего качества, соответствующих санитарным и техническим требованиям к режиму, объёму и качеству предоставляемых услуг. При введении режима ограничения поставки коммунальных ресурсов истец наделён правом предъявлять требования о поставке услуги надлежащего качества, о проведении перерасчёта, возмещении нанесённого вреда здоровью, имуществу, взыскании убытков, неустойки, такого права, как требовать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг принять меры по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам, действующие нормативно-правовые акты не содержат, также не предусмотрено это соглашением сторон согласно условиям договора управления многоквартирным домом.

Истцом в материалы дела представлено письмо администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 17 ноября 2011 г. № С-509, согласно которому по состоянию на 15 ноября 2011 г. в доме по <адрес> выявлено 9 должников, имеющих задолженность на сумму 518361 руб. 69 коп., в судебном порядке с должников взыскивается задолженность за жилое помещение и коммунальные услуги. Также в данном письме указано о мерах, принимаемых ООО «УК «ЖКС»» по борьбе с неплательщиками, и сделан вывод о том, что все возможные меры по взысканию задолженности за жилые помещения и коммунальные услуги с граждан, несвоевременно оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, ООО «УК «ЖКС»» принимаются.

Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для признания незаконным бездействия ООО «УК «ЖКС»» в части непринятия мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги, в том числе, путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам, и возложения на ООО «УК «ЖКС»» обязанности исполнять в соответствии с договором управления обязательства по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в виде принятия мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Сенюге Фёдору Васильевичу в иске к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис»» о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис»» в части непринятия мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги, в том числе, путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам, и возложения на Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-коммунальный сервис»» обязанности исполнять в соответствии с договором управления обязательства по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в виде принятия мер по увеличению сбора платежей за коммунальные услуги путём осуществления ограничения подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению гражданам неплательщикам отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.

Судья М.Е. Филиппова