о признании незаконными действий по назначению минимальной величины пособия по безработице



Дело № 2-2885/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:

судьи Вериной О.И.,

при секретаре Голышкиной Г.В.,

с участием: помощника прокурора г. Кандалакши Шевердовой Н.А.,

представителя ответчика Хухаревой Ж.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора г. Кандалакши в интересах Куимова Василия Николаевича

к Государственному областному учреждению Центру занятости населения города Кандалакша

о признании действий незаконными, назначении пособия по безработице,

установил:

Прокурор г. Кандалакши в интересах Куимова В.Н. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центру занятости населения г. Кандалакша (далее - ответчик, ЦЗН), просит суд: обязать ответчика назначить Куимову В.Н. с момента постановки на учет пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; произвести перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с даты постановки на учет.

В обоснование требований указал, что Куимов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к указанной выше категории лиц. 26 июля 2010 года он обратился к ответчику и был поставлен на учет как безработный, состоит на учете по настоящее время. Пособие по безработице ему назначено на общих основаниях, т.е. сроком на 6 месяцев, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на районный коэффициент 40%. Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» считает, что истец имеет право на получение пособия в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области. Однако, при обращении к ответчику в июле 2010 года ему было отказано в назначении пособия как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку он не относился к числу лиц, ищущих работу впервые, так как ранее работал в трудовых бригадах. Между тем, трудовой договор с истцом не заключался, трудовая книжка не заводилась, а потому указанная работа не может быть признана работой, лишающей Куимова В.Н. статуса лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должна расцениваться как оказание социальной поддержки и трудовая адаптация несовершеннолетнего.

В судебном заседании помощник прокурора Шевердова Н.А. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в иске.

Куимов В.Н. в судебном заседании не присутствовал, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Хухарева Ж.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном суду.

Заслушав помощника прокурора Шевердову Н.А., представителя ответчика Хухареву Ж.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

По правилам п. 7 Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развитая Российской Федерации от 10 февраля 1998 года № 5, детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Куимов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался и обучался в Муниципальном образовательном учреждении <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении.

В период с 31 мая 2006 года по 28 июня 2006 года, с 29 июня 2006 года по 26 июля 2007 года Куимов В.Н. работал <данные изъяты> согласно договору от 31 мая 2006 года №, заключенному между ЦЗН и МОУ <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул» и договору между ЦЗН и МОУ <данные изъяты> от 29 июня 2006 года № «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул».

По правилам ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом.

В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.

Согласно ст. 69 и 266 Трудового кодекса Российской Федерации лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).

В судебном заседании установлено, что трудовой договор, в том числе и срочный, с истцом не заключался, трудовая книжка не заводилась, заявления о приёме на работу и увольнении Куимовым В.Н. не оформлялись. В трудовые бригады Куимов В.Н. включался приказами директора <данные изъяты> от 29 мая 2006 года № «Об организации трудовых бригад» и от 28 июня 2006 года № «Об организации трудовой бригады». Документы, подтверждающие проведение в отношении истца медицинского обследования при поступлении в трудовую бригаду, суду не представлены, исходя из пояснений лиц, участвующих в деле, медицинский осмотр несовершеннолетнего Куимова В.Н. не проводился.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и п.п. 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Согласно п. 4 вышеприведенного Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы, данные лица, ищущие работу впервые, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.

По сообщению ответчика Куимов В.Н. состоит на учете в ЦЗН с 26 июля 2010 года по настоящее время. Обращение истца в ЦЗН 26 июля 2010 года было расценено ответчиком как повторное обращение с целью поиска работы, так как первые обращения зарегистрированы в связи с организацией временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул, с чем нельзя согласиться.

Принимая решение, следует отметить, что органы занятости населения в соответствии с возложенными на них полномочиями проводят работу по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, включая граждан из вышеперечисленной категории. Трудоустройство осуществляется на основании срочных трудовых договоров, заключаемых с работодателями. Запись о периодах трудовой деятельности вносится в трудовые книжки несовершеннолетних граждан.

В судебное заседание ответчиком не представлены объективные данные о том, что Куимов В.Н. обращался с письменным заявлением в ЦЗН в целях поиска подходящей работы до 26 июля 2010 года, такие сведения отсутствуют и в материалах дела.

Судом установлено, что истец впервые лично обратился в ЦЗН в целях поиска работы только 26 июля 2010 года, на указанную дату трудовая книжка в отношении истца не заводилась. Таким образом, принимая во внимание, что Куимов В.Н. до 26 июля 2010 года лично не обращался в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, ранее участвовал только в программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, впервые лично с паспортом и документом об образовании (без трудовой книжки) обратился в ЦЗН в целях поиска подходящей работы лишь 26 июля 2010 года, суд приходит к выводу, что Куимова В.Н. до постановки его на учет в ЦЗН 26 июля 2010 года следует признать безработным, лицом, ищущим работу впервые, ранее не работавшим.

При этом следует отметить, что ссылки истца на отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за Куимова В.Н. в периоды его работы в трудовых бригадах в указанные выше периоды времени, при установленных судом обстоятельствах, не являются самостоятельным основанием для отказа в иске.

С учетом изложенного, суд считает, что истец в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности назначения Куимову В.Н. пособия по безработице в размере минимальной величины такого пособия и считает, что истцу должно быть назначено пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также должен быть произведен перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 26 июля 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить, обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения города Кандалакша назначить Куимову Василию Николаевичу с 26 июля 2010 года пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 26 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.

Судья: О.И. Верина