Дело № 2-2858
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 года
г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области
в составе:
судьи Филипповой М.Е.,
при секретаре Титовой О.Э.,
с участием:
помощника прокурора г. Кандалакши Мамаковой Е.С.,
истицы Коляскиной Т.С.,
представителя ответчика Хухаревой Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г. Кандалакши в интересах Коляскиной Татьяны Сергеевны
к Государственному областному учреждению Центру занятости населения города Кандалакша
о признании незаконными действий, назначении пособия по безработице,
установил:
Прокурор г. Кандалакши в интересах Коляскиной Т.С. обратился в суд с иском к Государственному областному учреждению Центру занятости населения г. Кандалакша (далее - ответчик, ЦЗН), просит суд: признать незаконными действия ответчика в части назначения истице пособия по безработице в размере минимальной величины пособия; обязать назначить Коляскиной Т.С. пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование требований указал, что Коляскина Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к указанной выше категории лиц. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику и была поставлена на учет как безработная, состоит на учете по настоящее время. Пособие по безработице ей назначено на общих основаниях, т.е. сроком на 6 месяцев, в размере минимальной величины пособия, увеличенного на районный коэффициент 40%. Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», считает, что истица имеет право на получение пособия в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области. Однако при обращении к ответчику в мае 2010 года ей было отказано в назначении пособия как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она не относилась к числу лиц, ищущих работу впервые, так как ранее работала в трудовой бригаде. Между тем, трудовой договор с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, а потому указанная работа не может быть признана работой, лишающей Коляскину Т.С. статуса лица, впервые ищущего работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и должна расцениваться как оказание социальной поддержки и трудовая адаптация несовершеннолетнего. Прокурор просит обязать ЦЗН назначить Коляскиной Т.С. с даты постановки на учет пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и произвести перерасчет ранее выплаченного пособия.
В судебном заседании помощник прокурора Мамакова Е.С. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Коляскина Т.С. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Кандалакши поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Хухарева Ж.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном суду. Заявила, что Коляскина Т.С. является повторно обратившейся в ЦЗН с целью поиска работы, так как в 2008 и 2009 годах истица была трудоустроена рабочей по благоустройству населенных пунктов в МОУ <данные изъяты> согласно договорам от 31 мая 2008 года №, и от 01 июня 2009 г. №, заключенным между ЦЗН и МОУ <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул».
Заслушав помощника прокурора Мамакову Е.С., истицу Коляскину Т.С., представителя ответчика Хухареву Ж.Б., исследовав материалы дела, суд признаёт иск подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
По правилам п. 7 Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развитая Российской Федерации от 10 февраля 1998 года № 5, детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице устанавливается в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Коляскина Т.С., в девичестве ФИО, фамилия изменена в связи с регистрацией брака), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она воспитывалась в Муниципальном образовательном учреждении <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении.
В период с 31 мая 2008 года по 29 июня 2008 г., с 01 июня 2009 г. по 30 июня 2009 г. истица работала <данные изъяты> в <данные изъяты> по договорам от 31 мая 2008 года №, и от 01 июня 2009 г. №, заключенным между ЦЗН и МОУ <данные изъяты> «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул».
По правилам ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней.
Согласно ст. 69 и 266 Трудового кодекса Российской Федерации лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования).
В судебном заседании установлено, что трудовой договор, в том числе и срочный с истицей не заключался, трудовая книжка не заводилась, приказы о её приеме и увольнении не издавались, заявления о приёме на работу и увольнении истицей не писались и не оформлялись. В трудовую бригаду истица была включена приказами директора <данные изъяты> от 04 июня 2008 г. № «О зачислении в трудовую бригаду» и от 27 мая 2009 г. № «О создании трудовых бригад». Документы, подтверждающие проведение в отношении истицы медицинского обследования при поступлении в трудовую бригаду, суду не представлены.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и п.п. 7 и 14 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Согласно п. 4 вышеприведенного Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в качестве лиц, ищущих работу. Их регистрация в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для регистрации в целях поиска подходящей работы, данные лица, ищущие работу впервые, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.
По сообщению ответчика Коляскина Т.С. состоит на учете в ЦЗН с 05 марта 2010 года. Обращение истицы в ЦЗН 05 марта 2010 года было расценено ответчиком как повторное обращение с целью поиска работы, так как первое обращение зарегистрировано 05 июня 2008 года в связи с организацией временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул, с чем нельзя согласиться.
Принимая решение, следует отметить, что органы занятости населения в соответствии с возложенными на них полномочиями проводят работу по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, включая граждан из вышеперечисленной категории. Трудоустройство осуществляется на основании срочных трудовых договоров, заключаемых с работодателями. Запись о периодах трудовой деятельности вносится в трудовые книжки несовершеннолетних граждан.
В судебное заседание ответчиком не представлены объективные данные о том, что истица обращалась с письменным заявлением в ЦЗН в целях поиска подходящей работы до 05 марта 2010 года, такие сведения отсутствуют и в материалах дела.
Судом установлено, что истица впервые лично обратился в ЦЗН в целях поиска работы только 05 марта 2010 года, на указанную дату трудовая книжка в отношении истицы не заводилась. Таким образом, принимая во внимание, что истица до 05 марта 2010 года лично не обращалась в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, ранее участвовала только в программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет во время летних каникул, впервые лично с паспортом и документом об образовании (без трудовой книжки) обратилась в ЦЗН в целях поиска подходящей работы лишь 05 марта 2010 года, суд приходит к выводу, что Коляскину Т.С. до постановки её на учет в ЦЗН 05 марта 2010 года следует признать безработной лицом, ищущим работу впервые, ранее не работавшим.
С учетом изложенного, суд считает, что истица в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в Мурманской области.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности назначения Коляскиной Т.С. пособия по безработице в размере минимальной величины такого пособия и считает, что истице должно быть назначено пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также должен быть произведен перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 05 марта 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить, обязать Государственное областное учреждение Центр занятости населения города Кандалакша назначить Коляскиной Татьяне Сергеевне с 05 марта 2010 года пособие по безработице как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущему работу, в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», произвести перерасчет ранее выплаченного пособия, начиная с 05 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней.
Судья: М.Е. Филиппова