Дело № 2-937/2011
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша
15 сентября 2011 г.
Кандалакшский городской суд Мурманской области в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
с участием:
старшего помощника Кандалакшской транспортной прокуратуры Михеева А.В.,
представителей ответчика Полетаева В.А., Селюкова Е.В.,
представителей третьего лица Шостака А.А., Морозова А.Г., Ионова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Морской специализированный порт «Витино» о возложении обязанности оборудовать не менее одного безопасного причала, назначить лицо, ответственное за радиационную безопасность и контроль,
установил:
Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Морской специализированный порт «Витино» (далее морской порт Витино) о возложении обязанности оборудовать не менее одного безопасного причала, назначить лицо, ответственное за радиационную безопасность и контроль, мотивируя свои требования тем, что в морской порт Витино регулярно заходят атомные ледоколы «...» и «...». Санитарными правилами СП 2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРПБ-04» устанавливаются требования к специальному оборудованию, сооружениям и службам порта, которые должны быть предусмотрены в связи с его специальным назначением, а также системы мер радиационной безопасности и организации радиационного контроля, которые должны обеспечить безопасность нахождения судна в акватории порта, сохранность на его борту грузов и оборудования, безопасность экипажа судна, работников порта, защиту окружающей среды и населения. В морском порту Витино не обеспечена безопасность мореплавания, не выполнены требования пунктов 4.1, 4.5, 4.9 СП 2.6.01-04. Просит суд обязать ООО «Морской специализированный порт Витино» в срок до 01 декабря 2012 г. оборудовать в морском порту Витино для стоянки судов с ядерными энергетическими установками не менее одного безопасного причала, предусматривающего: наличие водопровода с близко расположенными гидрантами, находящегося под постоянным давлением, обеспечивающим надёжную работу водяных пожарных стволов; возможность соединения береговой электросети с судовой; надлежащее освещение в целях безопасности и охраны; надлежащие средства связи с портовыми службами, включая соединения с портовой АТС и использование радиотелефонных средств. Назначить лицо, ответственное за радиационную безопасность и радиационный контроль в морском порту Витино; приобрести за счёт собственных средств необходимые для обеспечения возможности локализации и ликвидации последствий радиационной аварии на судне с ядерной энергетической установкой в морском порту Витино для персонала, участвующего в противоаварийных работах и экипажей буксиров: комплект спецодежды и средств индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, комплект индивидуальных противорадиационных аптечек, аварийный комплект инвентаря, приспособлений, химических реактивов, расходных материалов и медикаментов, ёмкости для сбора радиоактивных отходов, образовавшихся при ликвидации аварии.
В судебном заседании старший помощник Кандалакшского транспортного прокурора Михеев А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчика Полетаев В.А., Селюков Е.В. возражали в удовлетворении исковых требований, полагая, что поскольку морской порт Витино является оператором морского терминала, а не портом, то требования, изложенные в пунктах 4.1,4.5,4.9 СП 2.6.1.01-04 Закона о портах на них не возложены. В силу ст. 11 п. 5, 6, 7 Закона о портах функции по руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта, по предупреждению чрезвычайных ситуаций в порту и их ликвидации, по организации спасания людей, судов в границах морского порта, ликвидации пожаров на судах, находящихся в порту, возложены на администрацию морского порта. ФГУ «АМП Мурманск» в морском порту Витино оказывает услуги по обеспечению безопасности мореплавания и взимает за оказание этих услуг корабельный сбор.
В судебном заседании представители третьего лица ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» Шостак А.А., Морозов А.Г., Ионов П.Ю. поддержали заявленные требования прокурора, полагая, что эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта Витино осуществляет ответчик, он является единственным оператором морского терминала, в составе которого созданы аварийно-спасательные формирования и служба портового флота, эксплуатирующая буксиры. Морской порт Витино является замерзающим и в период зимней навигации, для осуществления деятельности по перевалке нефтепродуктов, в акватории порта используется ледокольная проводка танкеров. В период зимней навигации с февраля по апрель 2011г. разовые заходы атомных ледоколов в морской порт Витино неоднократно осуществлялись. Требования законодательства в части обеспечения радиационной безопасности в морском порту Витино ответчик не исполняет, в связи с чем, существует непосредственная угроза радиоактивного заражения работников порта, населения и окружающей среды.
Заслушав ст. помощника Кандалакшского транспортного прокурора Михеева А.В., представителей ответчика Полетаева В.А., Селюкова Е.В., представителей третьего лица Шостака А.А., Морозова А.Г., Ионова П.Ю., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, морской порт «Витино» расположен в <адрес>
Акватория порта состоит из внешнего рейда, внутреннего рейда и подходного канала от внешнего рейда к внутреннему.
ООО «Морской специализированный порт «Витино» является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава ООО «Морской специализированный порт «Витино» основным видом деятельности общества являются: погрузка, разгрузка и обслуживание заходящих в порт отечественных и иностранных судов; перевалка на морской транспорт нефтепродуктов и иных грузов из базовых хранилищ, других видов транспорта и обратно; обеспечение транспортно-экспедиционных и складских операций с экспортными, импортными, транзитными и реэкспортными грузами; оказание транспортно-экспедиционных услуг организациям, предприятиям и инофирмам при перевалке экспортных, импортных, транзитных и реэкспортных грузов; проведение работ (оказание услуг) по обслуживанию судов в период их стоянки в порту с целью обеспечения перевозки грузов и жизнедеятельности экипажей; обеспечение безопасности мореплавания в акватории порта; организация поставок наливных грузов с целью наиболее полного обеспечения регионов Крайнего Севера энергоносителями в период открытого мореплавания в этих регионах; дальнейшее строительство и реконструкция портовых сооружений, участие в реконструкции обслуживающей порт нефтебазы с целью увеличения объёмов перевалки и оздоровления экологической обстановки на территории и акватории порта; участие в сборе, заготовке и переработке льяльных и балластовых вод, а также реализация полученной продукции на внутреннем и внешнем рынках; организация и эксплуатация свободных таможенных складов временного хранения в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ, оказание услуг по декларированию грузов; осуществление внешнеэкономической деятельности; осуществление любой иной деятельности, не запрещённой действующим законодательством.
ООО «Морской специализированный порт «Витино» имеет лицензию серия МТ 1008 № 019158 от 19 июня 2007 г., выданную Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, место осуществления деятельности <адрес> адрес осуществления лицензируемого вида деятельности: многоточечный рейдовый причал №3 с плавучей технологической площадкой, наплавным переходом и сопрягающей дамбой, многоточечный рейдовый причал №4 нефтеперегрузочного комплекса.
Лицами, участвующими в деле также не оспаривалось, что ООО «Морской специализированный порт «Витино» заявлен, как осуществляющий свою деятельность круглогодично.
В период зимней навигации в акватории порта используется ледокольная проводка танкеров. Так, из письма капитана порта от 29 июля 2011 г. № 159 следует, что с 01 января 2010 г. на акваторию морского порта Витино заходили атомные ледоколы: «...» - 30 октября 2010 г., «...» - 03, 04, 05 февраля 2011 г., «...» - 09, 11, 15, 17, 18, 22, 25 февраля 2011 г., 02, 04, 05, 14, 16, 18, 20, 24, 26, 29, 31 марта 2011 г., 01, 04, 07, 14, 15, 17, 18 апреля 2011 г.
Как следует из письма генерального директора ООО «Морской специализированный порт Витино» Чутченко В.В. от 01 августа 2011 г. № 253, ООО «Морской специализированный порт Витино» планирует заключить договор с ФГУ «Атомфлот» на ледокольную проводку танкеров ледоколами с ядерными энергетическими установками в зимнюю навигацию 2011-2012 г.г. от кромки льда в Белом море до внутреннего рейда акватории морского порта и в обратном направлении, без захода ледоколов с ядерными энергетическими установками на внутренний рейд порта.
ООО «Морской специализированный порт «Витино» является учредителем аварийно-спасательного формирования «ООО Морской специализированный порт «Витино» (свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях серия 108 № 0027 от 19 октября 2010 г.).
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 21 ноября 1995 № 170-ФЗ (ред. от 18 июля 2011) "Об использовании атомной энергии" настоящий Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
В соответствии со статьёй 41 Федерального закона от 21 ноября 1995 № 170-ФЗ (ред. от 18 июля 2011) "Об использовании атомной энергии" перечень портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, в том числе и терпящих бедствие, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок захода в порты Российской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками определяется нормативными правовыми актами и правилами, согласованными с органами государственного регулирования безопасности. Администрация порта Российской Федерации, в который допускается заход судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, должна располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварий на таких судах и плавсредствах и обеспечивать при необходимости его реализацию. Ответственность за осуществление плана мероприятий по защите населения в прилегающем к порту районе в случае таких аварий возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
В перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 14-р) Распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2008 № 212-р введена позиция «Витино».
Из части 1 статьи 10 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 261-ФЗ (ред. от 19 июля 2011) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что администрации морских портов, являющиеся портовыми властями, наделяются административно-властными и иными полномочиями в морских портах, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 15 данного Федерального закона операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны: 1) своевременно информировать администрацию морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, а также об актах незаконного вмешательства в морском порту для принятия соответствующих мер; 2) соблюдать порядок в морском порту; 3) обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами; 4) способствовать проведению объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
При таких обстоятельствах, суд не принимает довод представителей ответчика о том, что морской порт Витино является оператором морского терминала, а не портом и поэтому на него не распространяются пункты 4.1, 4.5 и 4.9 Санитарных правил СП 2.6.1.01.-4 поскольку Федеральным законом прямо предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих деятельность в морском порту, по обеспечению необходимых мер безопасности, тогда как на администрацию морского порта – функции надзора и контроля за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом.
Суд также полагает неубедительным довод представителей ответчика о том, что атомные ледоколы заходят в порт транзитом, не заходят на внутренний рейд порта, следовательно, не могут причинить вред работникам порта и другим лицам, находящимся на территории порта, поскольку в отличие от многих других форм деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих, атомная деятельность связана со значительно большим риском причинения вреда.
Суд полагает, что единственным установленным юридическим лицом, заинтересованным в заходе атомных ледоколов в акваторию ООО «Морской специализированный порт «Витино» для осуществления своей уставной деятельности является ответчик, заявивший себя, как порт, осуществляющий круглогодичную навигацию, а для осуществления навигации круглый год порт нуждается в ледокольной проводке танкеров в зимний период.
Суд полагает необоснованным довод ответчика о том, что атомные ледоколы не заходят непосредственно на акваторию осуществления лицензируемого вида деятельности морского порта Витино, поскольку, как следует из части 2 статьи 55 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Как установлено в судебном заседании границы территории и акватории морского порта Витино определены Распоряжением Правительства РФ от 24 февраля 2009 № 224-р «Об установлении границ морского порта Витино (<адрес>)».
Как следует из пояснений капитана порта «Витино», атомные ледоколы заходили в границы акватории морского порта Витино, установленные данным Распоряжением Правительства РФ.
Ссылку представителя ответчика на то обстоятельство, что ФГУ «АМП Мурманск» взимает портовые сборы, следовательно, из этих средств и должно осуществляться обеспечение безопасности в порту, суд полагает не допустимой, поскольку портовые сборы представляют собой платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Взимание портовых сборов отнесено к компетенции администрации морского порта как субъекта, осуществляющего оказание услуг, обеспечение безопасности и порядка в порту, но лишь взимание. Финансирование деятельности Администрации в соответствии с пунктом 30 Устава ФГУ «АМП Мурманск» осуществляется за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации, а также за счёт портовых сборов, получаемых за оказываемые государственные услуги на морском транспорте, других доходов от разрешённой настоящим Уставом деятельности, иных источников финансирования соответствующих целям и предмету деятельности Администрации. При таких обстоятельствах суд полагает, что ФГУ «АМП Мурманск» не вправе самостоятельно распоряжаться полученными портовыми сборами на цели, не предусмотренные Уставом.
Суд полагает убедительным довод прокурора о необходимости применения к данным правоотношениям положений Санитарных правил СП 2.6.1.01-01 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04" (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 11 февраля 2004 г. №5).
В соответствии с пунктом 4.5 данных Санитарных правил порт, предназначенный для приема атомных судов, судов АТО и ПЭБ, должен иметь в своем составе службу радиационной безопасности (далее - СРБ) - для портов базирования и портов регулярного захода, или лицо, ответственное за радиационную безопасность и радиационный контроль, - для портов разового захода.
В силу пункта 4.9 данных Санитарных правил для обеспечения возможности локализации и ликвидации последствий радиационных аварий в порту, принимающем атомные суда, суда АТО и ПЭБ, должны быть предусмотрены:
- достаточное количество буксиров, готовых при необходимости к выводу аварийного судна;
- комплект спецодежды и средств индивидуальной защиты для персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
- комплект индивидуальных дозиметров для персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
- комплект индивидуальных противорадиационных аптечек для персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
- аварийный комплект инвентаря, приспособлений, химических реактивов, расходных материалов и медикаментов;
- емкости для сбора радиоактивных отходов, образовавшихся при ликвидации аварии.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора удовлетворить, возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Морской специализированный порт Витино» в срок до 01 декабря 2012 года оборудовать в морском порту Витино для стоянки судов с ядерными энергетическими установками не менее одного безопасного причала, предусматривающего: наличие водопровода с близко расположенными гидрантами, находящегося под постоянным давлением, обеспечивающим надёжную работу водяных пожарных стволов; возможность соединения береговой электросети с судовой; надлежащее освещение в целях безопасности и охраны; надлежащие средства связи с портовыми службами, включая соединения с портовой АТС и использование радиотелефонных средств; назначить лицо, ответственное за радиационную безопасность и радиационный контроль в морском порту Витино; приобрести за счёт собственных средств необходимые для обеспечения возможности локализации и ликвидации последствий радиационной аварии на судне с ядерной энергетической установкой в морском порту Витино для персонала, участвующего в противоаварийных работах и экипажей буксиров: комплект спецодежды и средств индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, комплект индивидуальных противорадиационных аптечек, аварийный комплект инвентаря, приспособлений, химических реактивов, расходных материалов и медикаментов, ёмкости для сбора радиоактивных отходов, образовавшихся при ликвидации аварии.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Морской специализированный порт «Витино» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Ф.Пахарева