о признании представления прокурора незаконным



Дело № 2-902/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2012 года

г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

Судьи Пахаревой Н.Ф.,

при секретаре Жигаловой Ю.А.,

с участием представителя заявителя ФИО2,

помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по заявлению

Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес>

об оспаривании представления прокурора <адрес> от <дата> <номер>в-<дата>,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> (далее Межрайонная ИФНС России <номер>) обратилась в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора <адрес> от <дата> <номер>в-2012, мотивируя свои требования тем, что не согласны с названным представлением прокурора <адрес>, так как полагают, что неточности в заполнении справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи при установленной законодателем возможности внесения в них изменений, не может рассматриваться как нарушение законодательства, учитывая, что проверка проводилась до <дата>, то есть до истечения срока предоставления сведений. Вывод прокурора о том, что выявленные нарушения создают угрозу нарушения принципов противодействия коррупции, таких как законность, публичность и открытость деятельности государственных органов, явно несоразмерен характеру и последствиям допущенных недочетов при оформлении соответствующих справок. Недочёты оформления могут быть восполнены, как в порядке внесения изменений в справки о доходах, так и за счёт данных, представленных в прошлых отчётные периоды. Полагают, что для привлечения лица к дисциплинарной ответственности факты представления заведомо недостоверных и неполных сведений должны быть установлены в ходе проверки, следовательно, требование прокурора о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, являются неправомерными. Просит суд признать незаконным Представление прокурора <адрес> от <дата> <номер>в-2012.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в письменном заявлении.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 полагал представление прокурора законным и обоснованным.

Заслушав представителя Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> ФИО2, помощника прокурора <адрес> ФИО3, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 21, частью 3 статьи 22, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением и исполнением Конституции Российской Федерации и законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При таких обстоятельствах, оспариваемое представление вынесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «№79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее 79-ФЗ) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

В силу частей 6, 6.1 той же статьи 79-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011) "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), в том числе, лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей части.

На основании пункта 7 Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 N 1065 (ред. от 13 марта 2012) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку, в том числе достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта.

Как следует из пункта 8 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 N 559 (ред. от 13 марта 2012) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", в случае, если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в подпунктах "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось заявителем, в ходе проверки соответствующих сведений о доходах, представленных государственными гражданскими служащими Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> прокурором <адрес> выявлены следующие факты нарушения установленного порядка заполнения сведений о доходах: в справке ФИО4 не указан период, за который предоставляются сведения, не указана дата рождения государственного служащего, в разделе 3 справки не указан адрес банка, в котором открыт счёт; в справке ФИО5 не указана дата рождения подателя сведений; в справке ФИО6 в пункте 2.1 раздела 2 справки при наличии сведений о квартире, внесённых в строку 3, графа 2 не заполнена; аналогичное нарушение в справке, представленной ФИО7; ФИО8 в разделе 3 справки не указан адрес банка, в котором открыт счёт; в сведениях о доходах и имуществе несовершеннолетней дочери ФИО8 в разделе 3 справки не указан вид банковского счёта, адрес банка и полная дата открытия данного счёта; в сведениях ФИО9 не указана дата рождения, в разделе 3 справки указано 4 банковских счёта, при этом в отношении 2 счетов указано только, что они рублёвые, в отношении 2 других только, что они индивидуальные, не указаны адреса кредитных учреждений, в разделе 5.2 в графе 3 указано только название банка, без указания адреса и наименования конкретного подразделения, выдавшего кредит. На всех справках отсутствует отметка лица, принявшего справку.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> ФИО2 пояснила, что в настоящее время все недостатки, указанные прокурором <адрес> устранены.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Представление прокурора <адрес> от 13 апреля об устранении нарушений законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции в деятельности МИФНС России <номер> по <адрес> о принятии мер по устранению выявленных нарушений законности, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения законности – законно и обосновано.

Довод представителя заявителя о том, что представление прокурора незаконно, так как для привлечения лица к дисциплинарной ответственности факты представления заведомо недостоверных и неполных сведений должны быть установлены в ходе проверки, а такой проверки не проводилось, суд полагает не являющимся основанием к отмене представления прокурора, поскольку в своём представлении прокурор требует не привлечь лицо к дисциплинарной ответственности, а рассмотреть данный вопрос, что не обязывает Межрайонную ИФНС России <номер> по <адрес> при отсутствии оснований накладывать дисциплинарное взыскание.

Довод представителя заявителя о том, что вывод прокурора о том, что выявленные недостатки создают угрозу нарушения принципов противодействия коррупции, таких как законность, публичность и открытость деятельности государственных органов, явно несоразмерен характеру и последствиям допущенных недочетов при оформлении соответствующих справок, суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку законодатель не устанавливает критерии соразмерности или несоразмерности нарушений требований законодательства по противодействию коррупции. Кроме того, поскольку порядок заполнения справок установлен Указом Президента РФ от 18 мая 2009 N 559 (ред. от 13 марта 2012) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", то он должен чётко соблюдаться гражданскими служащими.

Довод представителя заявителя о том, что не истёк срок внесения уточнённых сведений в сведения о доходах, суд полагает не влияющим на законность вынесенного представления, поскольку целью прокурорской проверки являлось именно устранение нарушений законодательства о противодействии коррупции в Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>, оспариваемое представление ничем не нарушило права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> отказать в удовлетворении заявления об оспаривании представления прокурора <адрес> от <дата> <номер>в-<дата>.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.

Судья                  Н.Ф.Пахарева