Дело № 2-866/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
Судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к
Федеральному государственному дошкольному образовательному учреждению <номер> Министерства обороны Российской Федерации,
Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании компенсации расходов, понесённых по оплате за жилое помещение,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Федеральному государственному дошкольному образовательному учреждению <номер> Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГДОУ <номер> МО РФ), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», ссылаясь на то, что ФИО1 работает воспитателем в ФГДОУ <номер> МО РФ, проживает в <адрес> и, в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако, с момента трудоустройства (<дата>) ей не возмещаются расходы по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, оплата за предоставленное жилое помещение осуществлялась ею в полном объеме. Просит взыскать в пользу ФИО1 денежные средства в счет компенсации расходов, понесённых по оплате за жилое помещение, отопление и освещение, как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за период с января 2010 г. по декабрь 2011 г. в размере 82935 руб. 06 коп.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители ФГДОУ <номер> МО РФ в судебном заседании не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представлено письменное мнение, в котором с исковым заявлением согласились.
Представители Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, мнение по иску не представили.
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что ФИО1 проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения в домах жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от <дата>, согласно представленным в суд квитанциям по квартирной плате и коммунальным платежам истицей производится оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, включая электроэнергию в полном размере, без учета имеющейся у неё льготы.
ФИО1 с <дата> по настоящее время работает педагогическим работником – воспитателем в ФГДОУ <номер> <адрес>, ФГУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, по месту работы ФИО1 расходы по оплате за жилье и предоставленные коммунальные услуги, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, не возмещались.
За период с января 2010 г. по декабрь 2011 г. истица понесла расходы: по оплате за жилое помещение 40515 руб. 12 коп. (1688 руб. 13 коп. х 24 мес.), за отопление – 37860 руб. 60 коп. (1483 руб. 23 коп. х 12 мес. + 1671 руб. 82 коп. х 12 меся.), за электроснабжение 4559 руб. 34 коп., всего 82935 руб. 06 коп.
Согласно п. 4.7 договора социального найма жилого помещения в домах жилищного фонда министерства Обороны Российской Федерации <номер> от <дата>, заключенного с истицей, наниматель имеет право пользоваться льготами и получать субсидию при наличии на то справки в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами;
Предъявленная в иске ко взысканию денежная сумма в размере 82935 руб. 06 коп. соответствует по своему размеру денежному эквиваленту предоставления льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, доказательства обратного ответчиками суду не представлены, расчет выполнен прокурором, истицей, он обоснован, сомневаться в его достоверности и правильности у суда оснований не имеется, в соответствии с частью 2 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно справке заведующей ФГДОУ <номер> Минобороны России от <дата> <номер> за время работы ФИО1 с <дата> ей льгота по оплате жилья и коммунальных услуг не предоставлялась и денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг не выплачивалась.
Согласно частям 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей с 10 января 2011 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» был дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.В статье 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Принимая решение, суд исходит из того, что наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан, было направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
То есть, Федеральным законом от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» не было отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
На дату рассмотрения дела в суде размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, законодательством Российской Федерации не установлен.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав рассматривавшейся категории медицинских работников федеральному законодателю было предписано урегулировать предоставление им мер социальной поддержки, и указано, что до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01 января 2005 года.
Данная правовая позиция в полной мере распространяется на педагогических работников государственных учреждений Российской Федерации и специалистам государственных образовательных учреждений Российской Федерации, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года № 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 года № 711 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны Российской Федерации в пределах выделенных средств, право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части.
Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение № <номер> Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющее деятельность при Федеральном государственном учреждении «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, в котором работает истица, имеет ведомственную подчиненность, в связи, с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны Российской Федерации.
Принимая во внимание, что при всех изменениях законодательства право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», после 01 января 2005 года и до настоящего времени федеральным законодателем сохранено, размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги, для последующего учета в межбюджетных отношениях не определены, то имеются основания для признания в данном споре надлежащим ответчиком Министерства обороны Российской Федерации и взыскания с него в пользу истицы компенсации в размере льготы по оплате за наем жилья, отопление и освещение, которая должна быть ей предоставлена как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
Доказательства, свидетельствующие об осуществлении в 2009-2010 годах финансирования расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам государственных учреждений Российской Федерации и специалистам государственных образовательных учреждений Российской Федерации, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, Министерством обороны Российской Федерации суду не представлены.
Согласно представленным суду квитанциям истица в полном размере без учета имеющейся у неё льготы оплачивала жилое помещение по адресу: <адрес>, и коммунальные услуги, включая электроэнергию на состав семьи три человека. При этом, за период с января 2010 г. по декабрь 2011 г. истица понесла расходы: по оплате за жилое помещение 40515 руб. 12 коп. (1688 руб. 13 коп. х 24 мес.), за отопление – 37860 руб. 60 коп. (1483 руб. 23 коп. х 12 мес. + 1671 руб. 82 коп. х 12 мес.), за электроснабжение 4559 руб. 34 коп.
Предъявленная в иске ко взысканию денежная сумма в размере 82935 руб. 06 коп. соответствует по своему размеру денежному эквиваленту предоставления льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением. Расчет выполнен прокурором, истицей, ответчиком не оспорен, своего расчета ответчиком не представлено. Оснований сомневаться в достоверности и правильности расчета истицы у суда не имеется.
Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что имеются основания для отказа истице в иске к Федеральному государственному дошкольному образовательному учреждению № <номер> Министерства обороны Российской Федерации и взыскания с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсации в размере льготы по оплате за наем жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за заявленный период с <дата> по <дата> в размере 82935 руб. 06 коп.
Компенсация в размере льготы по оплате за наем жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за заявленный период с <дата> по <дата> в размере 82935 руб. 06 коп. подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации в пользу истицы.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить, взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию в размере льготы по оплате за наем жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, за период с <дата> по <дата> в размере 82935 руб. 06 коп.
В иске к Федеральному государственному дошкольному образовательному учреждению <номер> Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья: Н.Ф.Пахарева