Дело № 2-907/2010г.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010г. Камышловский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шаламовой Т.П.
с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Бороздиной С.А.
при секретаре Ошиваловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах Ворожбит <данные изъяты> к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации МО «Восточное сельское поселение» о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в интересах Ворожбит М.Ю., указав следующее. В ходе прокурорской проверки о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлены нарушения законодательства. Ворожбит <данные изъяты> (до брака ФИО3, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГг.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать ФИО6 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ (отец юридически отсутствует). Ворожбит М.Ю. с №. воспитывалась <данные изъяты> <адрес>, затем обучалась в <данные изъяты> техникуме <адрес>, закончила обучение в 2009г., закрепленного жилья не имела. Постановлением главы МО «Восточное сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей). В настоящее время Ворожбит М.Ю., имеющая дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГг.р., проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> временно (жилье не соответствует санитарным требованиям). Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право Ворожбит М.Ю. на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Со ссылкой на ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», на закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об областном бюджете на 2009г. и плановый период 2010 и 2011 годов» прокурор просит возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес>: приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение Ворожбит М.Ю..; безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность МО «Восточное сельское поселение»; обязать Администрацию МО «Восточное сельское поселение» предоставить переданное им жилое помещение Ворожбит М.Ю. по договору социального найма.
В судебном заседании пом. прокурора Бороздина С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ворожбит М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала и дополнила, что ее муж прописан у матери, в квартире матери проживать невозможно, т.к. там большая семья, снимают квартиру в <адрес>.
Представитель администрации МО «Восточное сельское поселение» по доверенности ФИО8 в судебном заседании с иском согласился и пояснил, что на сегодняшний день у них нет оснований для заключения договора социального найма, т.к. жилье им еще не передано. Дом по <адрес> распределен Ворожбит, имеется приказ по Министерству, она и будет им пользоваться. Акта приемки работ еще нет, отделка сайтингом сделана, еще идут внутренние работы. Нет еще столба, когда будет подведено электричество, ему неизвестно.
В отзыве (л.д. 26-28) СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» указали, что согласно списка детей-сирот, представленного администрацией МО «Восточное сельское поселение» в 2010г. Ворожбит М.Ю. состоит во внеочередном списке из лиц числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении под № 12. В соответствии с постановлением Правительства СО №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Приказу Министерства строительства и архитектуры по <адрес> бюджета по приказу министерства строительства и архитектуры <адрес> направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в <адрес>, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры <адрес> и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. В силу ст. 8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является органом исполнительной власти. Фонд действует на основании приказа, утвержденного Министерством строительства и архитектуры <адрес>. В настоящее время в списках на внеочередное получение жилья в муниципальных образованиях на территории <адрес> состоит 5556 человек, из них у 2744 человек возникло право на получение жилого помещения. Также имеются 35 решений судов по СО, вступивших в законную силу о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами СО на 2010г. утвержден лимит расходных обязательств для категории граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не закреплено жилое помещение, в размере 359394100 руб. На утвержденные денежные средства в 2010г. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», исходя из суммы средств на 2010г. на строительство жилых помещений для детей-сирот, запланировано приобрести 309 жилых помещений, в том числе на территории «Восточное сельское поселение», пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещений. В настоящее время СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», исходя из суммы средств, предусмотренных областным бюджетом на 2010г. на строительство жилых помещений для детей-сирот, от ДД.ММ.ГГГГ заключило государственный контракт №-ГК на строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по адресу: <адрес>. В соответствии с указанным контрактом ведется строительство 1 жилого помещения. Срок сдачи 4 квартал 2010г. На 2011г. в соответствии с действующим законодательством бюджет <адрес>, в том числе и статья расходов, предусмотренная на приобретение жилых помещений для детей-сирот будет принят в ноябре-декабре 2010г. Также считают, что нарушений прав истца нет, т.к. соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В случае принятия решения об обеспечении жилым помещением истца, вне очереди списка, будут нарушены права граждан, у которых право на внеочередное предоставление жилого помещения возникло ранее, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Считают, что спора между истцом и ответчиком нет. Т.к. истцу не было отказано в реализации права. Истец будет обеспечен жилым помещением в установленном законодательством порядке. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Министерство строительства и архитектуры <адрес> в отзыве указали, что возражают против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. В соответствии с постановлением <адрес> с 2010г. Министерство строительства и архитектуры является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Согласно закону об Областном бюджете на текущий год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 381894 тыс. руб., их них 40024 тыс. руб. из федерального бюджета. На сегодняшний день Постановлением Правительства СО от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утвержден порядок обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей. Согласно данному постановлению, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2010г. должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти <адрес> в сфере социальной защиты населения. Просят отказать в иске к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, т.к. обеспечение жильем Ворожбит М.Ю., при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. Дополнительно сообщают, что на данный момент Фондом заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей-сирот в <адрес>. Министерством готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей-сирот в <адрес> по согласованию с администрацией МО «Восточное сельское поселение» и в пределах выделенных <адрес> денежных средств. Просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 33-34).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 3 Порядка обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 319370 тыс. рублей в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну <адрес> и государственный жилищный фонд <адрес> социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и <адрес>, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка).
Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министерства строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Согласно Постановления Главы МО «Камышловский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 устроена в <данные изъяты> на полное государственное обеспечение (л.д. 9).
ФИО10 ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла (л.д. 12 – свидетельство о смерти).
Согласно Постановления Главы МО «Восточное сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь ФИО3 для получения жилой площади» (л.д. 15) ФИО3 поставлена на льготную очередь для получения жилой площади, т.к. имеет статус оставшейся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО2 и ФИО3 (л.д. 8 – свидетельство о заключении брака).
В свидетельстве о рождении ФИО4 ДД.ММ.ГГГГг.р. матерью указана Ворожбит <данные изъяты>, отцом ФИО2 (л.д. 13).
Согласно списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию Ворожбит М.Ю. состоит во внеочередном списке из лиц числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении под № 12 (л.д. 16-17).
Согласно ответа Камышловского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 19) данных о наличии недвижимого имущества у ФИО3 – не имеется.
Из справки филиала «Камышловское БТИ и РН» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) следует, что регистрация сведений об использовании ФИО3 права на однократную приватизацию жилых помещений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводилась, иных сведений о наличии какой-либо собственности на жилые помещения не зарегистрировано.
Согласно приказа №-А от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении жилых помещений (квартир) для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета в разрезе муниципальных образований на 2010г.» распределено по согласованию с администрацией муниципального образования Восточное сельское поселение одно жилое помещение, приобретенного субъектом РФ – <адрес> в 2010г. за счет средств областного бюджета, выделенных для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно приложения к приказу №-А от ДД.ММ.ГГГГ адрес предоставляемого жилого помещения ФИО1 – <адрес>.
Оценив доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Ворожбит М.Ю. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.к. мать была лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует. Ворожбит М.Ю. не имеет закрепленного за ней жилого помещения и поставлена на учет для получения жилой площади на льготную очередь на основании постановления Главы МО «Восточное сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ Также у Ворожбит М.Ю. нет собственного постоянного жилого помещения, пригодного для проживания. Право Ворожбит М.Ю. на жилище должно быть обеспечено путем предоставления жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной администрацией МО «Восточное сельское поселение» для Ворожбит <данные изъяты> с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность МО «Восточное сельское поселение».
Обязать Муниципальное образование «Восточное сельское поселение» заключить с Ворожбит <данные изъяты> договор социального найма на приобретенное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Т.П.Шаламова
Решение вступило в законную силу «____»___________________2010г.
Судья