Камышловский межрайонный прокурор к ОАО `Управляющая компания` о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет



Дело № 2-6/2011 года.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Камышловский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Т.П.

с участием прокурора ФИО1, ФИО2

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Управляющая компания» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав следующее. В результате проведенной Камышловской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса по заданию прокуратуры области, а также по многочисленным обращениям граждан, установлено нарушение указанного законодательства ОАО «Управляющая компания» при выставлении счетов за электроэнергию (места общего пользования).

В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст.154 ЖКРФ «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги», плата за жилое помещение и коммунальные услуги помимо платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателя жилого помещения, включает в себя:

-плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату ха холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) - ч.3 ст.154 ЖК РФ.

Перечень работ и мероприятий по содержанию общего имущества приведён в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласному которому, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п.13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан;

б) освещение помещений общего пользования;

в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;

г) уборку и санитарно - гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»- «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Исходя из указанного перечня услуг и работ, входящих в состав понятия «содержание общего имущества», МУ «СМЗ МО «г.Камышлов» была утверждена, а Главой Камышловского городского округа согласована структура тарифа на содержание общего имущества жилого дома на 2006 год, в которую входят следующие статьи расходов:

№п\п

Наименование статьи расходов

Тариф руб\кв.м (с НДС)

%

1.

Содержание и техническое обслуживание центрального отопления

0,09

10

2.

Содержание и техническое обслуживание внутридомовых сантехсистем

2.1

Содержание и техническое обслуживание внутридомовых систем горячего водоснабжения

0,09

10

2.2

Содержание и техническое обслуживание внутридомовых систем холодного водоснабжения

0,09

10

2.3

Содержание и техническое обслуживание внутридомовых систем канализации (отведение стоков)

0,09

10

2.4

Содержание и техническое обслуживание внутридомовых электрических сетей

0,09

3

Аварийно - восстановительные работы (содержание объединенной диспетчерской службы)

0,25

27

4

Освещение мест общего пользования

0,21

23

Итого:

0,91

100

На сегодняшний момент (2010г.), с учетом ежегодной индексации тарифа на содержание жилья в пределах предельных индексов максимально возможного изменения размеров платы граждан за жилое помещение, общий размер тарифа по содержанию жилья составляет 2,51руб. за 1 кв.м.

Путём расчетов можно установить, что размер платы граждан за освещение мест общего пользования составляет 23% от 2,51 руб., что составляет 0,58 копеек за 1 кв.м. занимаемого жилого помещения.

Каких-либо расчётов тарифной ставки за «Содержание жилья» ОАО «Управляющая компания» не представила ни в ходе проводящейся проверки, ни позднее на письменный запрос прокурора. В ответе на запрос прокурора ОАО «Управляющая компания» ограничилась лишь указанием на то, что начисления за коммунальные и жилищные услуги проводятся на основании постановления Главы Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и указание смотреть письмо Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮТ\07, где даётся разъяснение понятия «Освещение помещений общего пользования».

Данное Письмо разъясняет следующее: «используемое в подпункте «б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме <…> понятие «освещение помещений общего пользования» неравнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных слуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Понятие «освещение помещений общего пользования», указанное подпунктом «б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (т.е. как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, т.е. выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с п.13 Правил предоставления коммунальных услуг («обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»).

Однако, как видно из приведенной выше структуры тарифа на содержание общего имущества жилого дома, само ОАО «Управляющая компания» при начислении платежей не руководствуется приведенными разъяснениями и взимает с граждан плату и за содержание и техническое обслуживание внутридомовых электрических сетей (10%), и за освещение мест общего пользования (23%), что согласно разъяснению Минрегиона РФ фактически одно и то же, а с октября 2010г. ОАО «Управляющая компания» дополнительно взимает плату с граждан за освещение мест общего пользования, согласно показаний приборов общедомового учёта. Фактически, в связи с таким порядком начисления гражданам платы за освещение подъездов, в действиях ОАО «Управляющая компания» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».

С октября 2010г. ОАО «Управляющая компания» выставляет счета гражданам за коммунальную услугу - электроэнергию мест общего пользования согласно показаний приборов общедомового учёта.

Взимание платы за пользование коммунальными услугами осуществляется по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с п.22 указанного постановления, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта.

Пункт 23 постановления устанавливает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учёта, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 п.3 приложения № к настоящим Правилам.

Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.

Исходя из этого, пользуясь только утвержденной постановлением Правительства РФ, формулой, можно рассчитать размер платы за коммунальные услуги, в нашем случае - за электроэнергию, при соблюдении следующих условий:

- расчет необходимо производить отдельно для каждого, дневного и ночного, тарифов;

- каждая квартира должна быть оборудована двухтарифным прибором учёта (электросчётчиком).

Однако ОАО «Управляющая компания» ведет расчёт платы за пользование электроэнергией применяя собственную методику расчётов, следующим образом:

Складывает показания так называемых «дневного» и «ночного» тарифов (как общедомового, так и индивидуальных приборов учёта).

После этого необходимо полученный результат - объем электроэнергии мест общего пользования умножить на тарифную ставку, чтобы узнать сумму оплаты за места общего пользования, однако сделать оно этого не может, поскольку необходимо разделить полученный объём на дневной и ночной тариф. В формуле, приведенной в постановлении Правительства РФ № этого действия нет, поскольку она изначально не предполагает складывания «дневного» и «ночного» тарифов. Поэтому ОАО «Управляющая компания» использует ещё одну дополнительную свою собственную формулу для определения объема потребленной отдельным потребителем электроэнергии в местах общего пользования по дневному и по ночному тарифам раздельно. Формулы разработаны ОАО «Управляющая компания» самостоятельно, законодательно не установленными, не позволяют, в отличие от формулы, указанной в постановлении Правительства РФ №, потребителю экономить свои расходы на освещение мест общего пользования за счет меньшего потребления электроэнергии в собственном жилом помещении в дневное время, более того, при распределении общего объема электроэнергии на две части - подлежащую оплате отдельно по первому и второму тарифам, сумма получается больше или меньше исходной. Например, при распределении 9кВт, потраченных на места общего пользования жителем <адрес>, дневной объем составил 4,5 кВт, ночной - 4,6 кВт, т.е. в сумме 9,1кВт. В <адрес>, указанного дома. По формулам ОАО «Управляющая компания» 10кВт разделилось на 4,7 кВт и 4,8 кВт, т.е. 9,5 кВт в сумме; в <адрес> - 2 кВт - на 1,1 кВт и 1,1 кВт (2,2 кВт в сумме); в <адрес> - 4 кВт - на 2,2 кВт и 2,2 кВт (4,4 кВт в сумме) и др.

Кроме того, выставление гражданам счетов за освещение мест общего пользования без проведения ревизии электросетей дома, проверки подключения к дому иных энергопринимающих устройств привело к тому, что потребление электроэнергии в «местах общего пользования» в среднем на одну квартиру, например в восьмидесятиквартирном <адрес> составило 7,45 кВт, а в шестидесятиквартирном <адрес> - 202 кВт.

Кроме того, согласно ч.13 ст.155 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ, наймодатель, управляющая компания обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Такого уведомления потребителям коммунальных услуг со стороны ОАО «Управляющая компания» не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.ст.15,17 Закона РФ «О защите прав потребителей», просят, признать действия ОАО «Управляющая компания» по начислению плательщикам оплаты электроэнергии за места общего пользования с использованием расчётов, отличающейся от формулы (9) Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконными.

Обязать ОАО «Управляющая компания» произвести перерасчёт выставленных потребителям счетов за жилое помещение и коммунальные услуги за октябрь 2010г., исключив из них плату за электроэнергию мест общего пользования.

В уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-73) Камышловский межрайонный прокурор указал следующее. Формула № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» неприменима к расчетам потребления коммунальной услуги «электроснабжение мест общего пользования», об этом прямо сказано в п. 2 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам «Расчет размера платы за коммунальные услуги»: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке… Таким образом, указанная формула (9) применяется для размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении, к коим места общего пользования не относятся. В соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: … для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. Просят изменить требовании искового заявления на следующие: признать действия ОАО «Управляющая компания» по начислению плательщикам оплаты электроэнергии за места общего пользования с использованием формулы (9) приложении № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконными; обязать ОАО «Управляющая компания» устранить нарушения действующего законодательства, произвести перерасчет выставленных потребителям счетов за жилое помещение и коммунальные услуги за октябрь-декабрь 2010г., исключив из них плату за электроэнергию мест общего пользования.

В судебном заседании пом. прокурора ФИО4 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Привлеченное по ходатайству ответчика в качестве третьего лица ОАО «Свердловэнергосбыт» просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с действиями ОАО «Управляющая компания» согласны.

ОАО «Управляющая компания» в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-35) указали, что в соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ст.154 ЖК РФ «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги», плата за жилое помещение и коммунальные услуги, помимо платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателя жилого помещения включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) - ч.3 ст.154 ЖК РФ. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Камышловского городского округа и МУП (ОАО) «Управляющая компания» был заключен договор управления многоквартирными домами. В соответствии с условиями данного договора МУП (ОАО) «Управляющая компания» должно руководствоваться ЖК РФ, ГК РФ, Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Начисления за коммунальные и жилищные услуги производятся на основании Постановления Главы Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в статью «содержание жилья», которая состоит из статьи «содержание общего имущества жилого дома» и статья «управление жилищным фондом». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п.13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно - гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»- «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Понятие «освещение помещений общего пользования», указанное подпунктом «б» п.11. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, толкуется в соотнесении с подпунктом «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, т.е. как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, т.е. выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг (обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквратирном доме). Кроме того, в соответствии с подпунктом «з» пункта 11 Правил «текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества». Начисления за коммунальную услугу (электрической энергии, общедомовой учёт) ОАО «Управляющая компания» произведены на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Правительства РФ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложение №: Расчет размера платы за коммунальные услуги пункт № формула №. Начисления коммунальной услуги (электроснабжения места общего пользования) производится в домах, которые имеют общедомовой прибор учёта. Электроэнергия (места общего пользования) включает в себя потребление электрической энергии: осветительными установками общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, например, дверь с домофоном, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, в общих кухнях (общежитиях), козырьки входов в подъезды, подъездах, в подвалах и технических подпольях, чердаках. Каждый коллективный (общедомовой) электроизмерительный прибор учета на домах опломбирован транспортирующей организацией ГУПСО «Облкоммунэнерго». Снятие показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта производится ежемесячно в последнюю неделю месяца с участием представителей ГУПСО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Управляющая компания». Уведомление жителей Камышловского городского округа ОАО «Управляющая компания» было произведено в квитанциях за сентябрь 2010г. «С октября 2010г. в домах, где установлен общедомовой учёт электроэнергии, будут производиться, согласно постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ начисления за потребленную электроэнергию освещения мест общего пользования (лестничные клетки)». Приказ ОАО «Управляющая компания» от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии и начислении с общедомового прибора учёта (коллективный домовой учёт)» и начисления за электроэнергию мест общего пользования за октябрь и ноябрь 2010г. соответствует действующему законодательству и принято. Считают действия ОАО «Управляющая компания» по начислению плательщикам оплаты коммунальной услуги - электроэнергии за места общего пользования с произведенным на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Правительства РФ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложение №: расчет размера платы за коммунальные услуги пункт № формула № законными и обоснованными. Просят в иске отказать в полном объеме.

В отзыве на уточненное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-75) ОАО «Управляющая компания» указали, что считают действия ОАО «Управляющая компания» законными и обоснованными. Со ссылкой Камышловского межрайонного прокурора на п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не согласны, т.к. индивидуальный прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома (квартира) или в жилом доме, расчет произведен ОАО «Управляющая компания» по данным коллективного (общедомового) прибора учета. Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. В соответствии с п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2305.2006г. №. «Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей». «Норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (306-Правила). ОАО «Управляющая компания» производит начисления за электроэнергию (места общего пользования) только потребителям, в домах которых установлены общедомовые приборы учета. ОАО «Управляющая компания» на законных основаниях предъявляет гражданам-потребителям к оплате стоимость потребленной электрической энергии, а потребители обязаны ее оплачивать на основании ст.544 ГК РФ. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, должен распределяться между собственниками помещений многоквартирного дома в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги производится в соответствии с п. 1 ч. 3 Приложения № Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Считают действия ОАО «Управляющая компания» по начислению плательщикам оплаты коммунальной услуги - электроэнергии за места общего пользования с произведенным на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Правительства РФ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложение №: расчет размера платы за коммунальные услуги пункт № формула № законными и обоснованными. Просят в иске отказать в полном объеме.

В заключении специалиста ФИО5 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (л.д. 59-62), привлеченных судом в качестве третьего лица на стороне истца указано следующее. ОАО «Управляющая компания», являясь уполномоченной организацией начало выставлять плату жителям <адрес> в платежных документах за октябрь 2010г. за потребленную электрическую энергию мест общего пользования. При этом в платежных документах также выставляется плата за содержание общего имущества многоквартирного дома.

В выставляемую плату потребителям за «содержание общего имущества многоквартирного дома» не входит плата за потреблённую электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов, по следующим основаниям:

1.плата за «содержание общего имущества многоквартирного дома» и «коммунальные услуги» являются самостоятельными платежами, согласно ст.154 ЖК РФ;

2. плата за «содержание общего имущества многоквартирного дома», установлена Постановлением Главы Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. В структуру платы не входит плата за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов.

Плата за «содержание общего имущества многоквартирного дома» исчисляется исходя из 1 квадратного метра общей площади жилого помещения потребителя.

3. учитывая положения ст.154 ЖК, п.26 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - электроэнергия потреблённая в местах общего пользования многоквартирного дома - является коммунальной услугой и исчисляется:

- при наличии приборов учёта - исходя из кв.\часов;

- при отсутствии приборов учёта - исходя из норматива на 1 человека (п.25 Приложения к Правилам №).

Таким образом, в выставляемую плату потребителям за «содержание общего имущества многоквартирного дома» не входит плата за потреблённую электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов.

Учитывая положения ст.154 ЖК, п.26 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- электроэнергия потреблённая в местах общего пользования многоквартирного дома - является коммунальной услугой.

ОАО «Управляющая компания» расчёт платы за «электроэнергию мест общего пользования» производит согласно Формулы № п.3 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Данная формула расчёта размера платы за потреблённую электроэнергию в местах общего пользования, не применима к расчётам потребления коммунальной услуги «электроснабжение», потреблённое в местах общего пользования многоквартирных домов, по следующим основаниям:

  1. Пункт 3 Приложения № к Правилам № одним из условий применения Формулы № предусматривает - определения размера платы, в том числе за «электроснабжение», в жилом помещении многоквартирного дома.

П.3 Правил № устанавливает, что «жилое помещение» - это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

В п.4,п.5,п.6 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отмечено, что места общего пользования многоквартирного дома, относящиеся к общему имуществу дома не могут считаться жилым помещением.

П.2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ От ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что к общему имуществу дома относится в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, колясочные, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

То есть именно за освещение данных мест общего пользования ОАО «Управляющая компания» выставляет плату.

  1. Кроме того, Формула № п.3 Приложения № к Правилам № устанавливает расчёт потребления в помещениях, не оборудованных приборами учёта, не только «электроэнергии», но и таких коммунальных услуг как холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, что в местах общего пользования многоквартирного дома не применимо, что также свидетельствует о невозможности применения данной формулы для расчёта потребления электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов.
  2. П.2 Правил № устанавливает действие данных Правил № - действия распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Таким образом, применение ОАО «Управляющая компания» для расчёта платы потреблённой электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов Формулы № Пункта 3 Приложения № Правил № не обоснованно.

Однако, жильцы многоквартирных домов, имеющие потребление электроэнергии в местах общего пользования, в том числе на освещение, используют электроснабжение для личных и семейных нужд, т.е. согласно Преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» № являются потребителями коммунальной услуги, на которые распространяются действие законодательства о защите прав потребителей, в том числе Закона РФ «о защите прав потребителей» №; Жилищного кодекса РФ и др.

Расчет платы потребления электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов: ч.1 ст.157 ЖК РФ предусматривает: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - органам государственной власти соответствующего субъекта РФ), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».

Исходя из данной нормы, а также п.30 Правил №, в случае наличия приборов учёта электрической энергии, потребляемой в местах общего пользования многоквартирного дома, в т.ч. для освещения, расчёт стоимости необходимо производить:

- количество потреблённой электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома (по показаниям прибора учёта), потреблённый за расчётный период необходимо разделить на количество проживающих в жилом многоквартирном доме потребителей, таким образом будет установлено количество электроэнергии потреблённой на потребителей, таким образом будет установлено количество электроэнергии потреблённой на 1 человека;

- полученные показания необходимо умножить на тариф (стоимость 1 кв.\час), установленный РЭК по СО на конкретный жилой дом, т.о. будет установлена стоимость потреблённой электроэнергии на 1 человека, потреблённой в местах общего пользования многоквартирного дома, в том числе для освещения мест общего пользования.

2. в случае, если для расчёта потреблённой электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома применяется не расчёт с помощью показаний прибора учёта, а установленный норматив потребления, то плата за потреблённую электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома для потребителей, для которых применяется расчётный метод потребления в жилом помещении (не по показаниям прибора учёта), плата за освещение мест общего пользования многоквартирного дома не взимается, т.к. согласно п.26 Правил № коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

3. при отсутствии приборов учёта электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования, в том числе для освещения, муниципальные образования не вправе устанавливать нормативов потребления электроснабжения, в том числе, потребляемую электроэнергию в местах общего пользования, данными полномочиями обладает Региональная энергетическая комиссия по <адрес>.

Постановлением Региональной энергетической комиссии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «Об утверждении нормативов потребления электроэнергии населением <адрес> при отсутствии приборов учёта» установлены нормативы потребления электроэнергии при отсутствии приборов учёта, однако, данный нормативный акт нормативов потребления электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов не устанавливает.

Расход потребления электроэнергии используемой для освещения мест общего пользования в многоквартирном доме установлен п.25 Приложения к Правилам №, в котором предусмотрен расход электроэнергии в отношении приборов освещения мест общего пользования, который составляет 7 кв. в месяц на 1 человека.

Других нормативно - правовых актов, устанавливающих норматив потребления электроснабжения мест общего пользования многоквартирного дома, не обнаружено.

Данное заключение ФИО5 в судебном заседании полностью подтвердил.

Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании с иском не согласилась, изложенное в отзывах подтвердила.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, чтов должности инженера по энергоресурсам работает два года, окончила техникум по специальности инженер по энергоресурсам. Примерно в 260 домах стоят приборы учета, в остальных домах пока приборы не установлены. Установкой занимается Облкоммунэнерго, а потом передают их к ним. Электроэнергия (места общего пользования) включает в себя потребление электрической энергии: осветительными установками общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, например, дверь с домофоном, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, в общих кухнях (общежитиях), козырьки входов в подъезды, подъездах, в подвалах и технических подпольях, чердаках. Оплата производится по приборам учета, где таковых приборов нет, начисления не производятся. ОАО «Облкоммунэнерго» планирует во всех домах установить такие приборы, в том числе и в частных домах. Каждый коллективный (общедомовой) электроизмерительный прибор учета на домах опломбирован транспортирующей организацией ГУПСО «Облкоммунэнерго». Снятие показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта производится ежемесячно в последнюю неделю месяца с участием представителей ГУПСО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Управляющая компания». Начисления за коммунальную услугу (электрической энергии, общедомовой учёт) ОАО «Управляющая компания» произведены на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Правительства РФ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложение №: Расчет размера платы за коммунальные услуги пункт № формула №. Начисления коммунальной услуги (электроснабжения места общего пользования) производится в домах, которые имеют общедомовой прибор учёта. Учет у них состоит из двух тарифов - дневной и ночной. Даже если у человека стоит обычный счетчик, начисления по электроэнергии мест общего пользования производится по двум тарифам по дневному и ночному. Если они будут начисления производить по дневному тарифу, то люди будут платить больше, т.к. по ночному тарифу получается меньше сумма. Сумма начисляется исходя из электроэнергии, которая нагорела в квартире, чем больше нагорело киловатт, тем больше будет начислено за места общего пользования, т.к. они больше расходуют электроэнергии. Контролеры ежемесячно снимают показания счетчиков с 20 по 25 числа каждого месяца. Если счетчик находится в квартире, то контролер берет подпись жильца, если он находится в подъезде, то берется подпись одного из жильцов подъезда. Снятие счетчиков производит представитель ГУПСО «Облкоммунэнерго», их электрик, или она, если где-то аварийная ситуация, а также представитель дома. Расчет производят на основании приложения № и по формуле, которую им представил ООО «Свердловэнергосбыт». Например, 9 кВт - это нагорело, они делят 4,5 - это день, а 4,5 - ночь, если бы они начисляли на все 9 кВт как день, то люди платили бы больше. Расчеты она производит сама, данные передает в расчетный отдел, они заносят показания счетчиков и общедомовой учет. Если люди воруют электроэнергию, т.е. несанкционированное вмешательство - со счетчиков срывают пломбу и он просто не крутит, то другие жильцы домов будут платить за это. Они выезжают с проверкой, разрешено делать не более 2 раз в полгода. Когда выявляются нарушения, они накладывают штраф 500 кВт, но это не действенные меры, т.к. они оплатят это и продолжают дальше. Например <адрес>, у них нет случаев воровства электроэнергии, суммы начисления были небольшие. В домах где нет отопления идет большой расход электроэнергии, например, дома по <адрес> «е» - двухэтажки, в некоторых квартирах выбиты окна, идет большое потребление электроэнергии. В доме по <адрес> было несанкционированное подключение. Они нашли 5 квартир - пломбы были сорваны, счетчик вообще не мотал, но был составлен только один акт, сумма за электроэнергию мест общего пользования получилась большая. Когда были разосланы квитанции за ноябрь месяц, то люди уже не так возмущались, т.к. прошли проверки в некоторых домах и показания были в норме. Они пользуются формулой по Постановлению №, а конечный результат они выводят по формуле, представленной ООО «Свердловэнергосбыт». Данная формула не утверждена правительством, но на основании руководства она производит по ней расчеты. Они сами начисляют, где было выявлено нарушение, из общей суммы, данная сумма минусуется, 500 кВт начисляется виновнику. В постановлении не указано, что они виновнику могут начислять более 500кВт. Есть общедомовой прибор учета, и рассчитывается на всех потребителей.

Заслушав стороны, свидетеля, специалиста, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно п. 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

С учетом указанных положений закона - электроэнергия потребляемая в местах общего пользования многоквартирного дома - является коммунальной услугой.

ОАО «Управляющая компания» производит расчет платы за указанную электроэнергию согласно Формулы № Приложения 2 к Правилам №. Однако она не применима - т.к. места общего пользования не являются жилыми помещениями.

Таким образом, установлено, что применяемая ОАО «Управляющая компания» формула для расчета платы электроэнергии за места общего пользования является незаконной и необоснованной, и требования прокурора по п. 1 исковых требования подлежат удовлетворению.

Оснований не доверять пояснениям специалиста ФИО5 у суда нет.

Что касается п. 2 требований прокурора - то они подлежат удовлетворению частично. Исключение платы за электроэнергию мест общего пользования - не может быть удовлетворено, т.к. жильцы многоквартирных домов имеют потребление электроэнергии в местах общего пользования, в т.ч. на освещение, используют электроснабжение для личных и семейных нужд, т.е. являются потребителями коммунальных услуг - и должны осуществлять плату. Поэтому перерасчет должен быть произведен за октябрь-декабрь 2010г.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «Управляющая компания» по начислению плательщикам оплаты электроэнергии за места общего пользования с использованием формулы № Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Обязать ОАО «Управляющая компания» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц - произвести перерасчет платы электроэнергии за места общего пользования за октябрь-декабрь 2010г.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья______________________ Т.П.Шаламова