Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Дело №г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Камышловский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Деева Д.Л. при секретаре Добрыниной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Камышловского межрайонного прокурора об оспаривании бездействия администрации Камышловского муниципального района в области охраны окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом-экологом экспертного отдела СОГУ «ЦЭМиК» и Роспотребнадзора была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Камышловского муниципального района. В силу ст.64 федерального закона «Об охране окружающей среды» органами местного самоуправления должно обеспечиваться исполнение законодательства в области окружающей среды, ст.39 данного закона установлены требования при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений и иных объектов. В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного самоуправления относятся мероприятия по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что подтверждается и уставом Камышловского муниципального района. На балансе Камышловского муниципального района имеется 18 свалок ТБО, которые зарегистрированы в Государственном реестре объектов размещения отходов и многие свалки используются для утилизации ТБО без правоустанавливающих документов. До настоящего времени свалки, расположенные в <адрес> и <адрес> используются для утилизации ТБО без правоустанавливающих документов и не имеют хозяйствующего субъекта. При этом не соблюдаются экологические и санитарные правила и нормы при их эксплуатации, не проводится мониторинг состояния окружающей среды. Также отсутствует проектная документация на вывод из эксплуатации (рекультивацию) указанных объектов. Мероприятия по восстановлению природной среды не разработаны. Администрацией не выполняются требования законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности, тем самым нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие администрации Камышловского муниципального района незаконным и обязать выполнить требования законодательства в области охраны окружающей среды, а именно утвердить в установленном порядке проектную документацию на вывод из эксплуатации (рекультивацию) необходимых объектов, а также разработать мероприятия по восстановлению природной среды. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Кроме того, в целях повышения уровня организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального района решить вопрос по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении. В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Бороздина С.А. заявленные требования поддержала и пояснила, что на Камышловский муниципальный район возложена обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что закреплено в Уставе и федеральном законе №. В муниципальном образовании 18 свалок, большая часть из которых не имеют надлежащего оформления. Бездействие администрации выражается в том, что свалки, которые закреплены в реестре, не имеют хозяйствующих субъектов, кроме того администрация не занимается их организацией и ликвидацией. Представитель СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» министерства природных ресурсов Свердловской области Соломин А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что обязанности по организации утилизации и переработки, а также сбора и вывоза ТБО разделены между муниципальным районом и сельскими поселениями. Муниципальный район, закрывая свалки, пытается решить свои проблемы, что приведет к нарушению ст.42 Конституции РФ. Оставив одну свалку в <данные изъяты>, в поселениях возрастают тарифы на вывоз мусора, а также будут появляется и расти несанкционированные свалки. При ликвидации салки необходимо разрабатывать проектную документацию, чего администрацией не сделано. Бездействие выражено в отсутствии у свалок хозяйствующего субъекта, отсутствие лицензий на размещение. Не смотря на то, что Камышловским муниципальным районном в 2009 году были закрыты все свалки, кроме <данные изъяты>, они в настоящее время действуют, мусор на них вывозится. В судебном заседании представитель Обуховского сельского поселения Юдина Г.И. поддержала требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что когда в 2009 году закрыли все свалки, они были против, так как отдаленность населенных пунктов от Фадюшинского полигона увеличила стоимость услуги. Они просили главу оставить в каждом поселении хотя бы по одной свалке, но было отказано. Не смотря на то, что Захаровскую свалку на территории их поселения зачистили, туда продолжает вывозить мусор население, так как они привыкли к этому, а также это обусловлено объективной необходимостью. В судебном заседании представитель Калиновского сельского поселения Зверева О.А. поддержала требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что в поселении 5 населенных пунктов, свалка у них была в <адрес>, но когда в 2009 году закрыли все свалки в районе, обслуживающая организация стала вывозить мусор в <адрес>. Как ликвидировалась свалка она не знает. В судебном заседании представитель Зареченского сельского поселения Баранов В.А. поддержал требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что не смотря на то, что когда в 2009 году закрыли все свалки в районе, они продолжают действовать, население вывозит туда мусор, также мусор везут ООО и строительные организации, чтобы не платить на <данные изъяты> свалке. В <адрес> они своими силами приводили свалку в порядок, однако мусор туда продолжают везти, не смотря на то, что ими уже прокопана траншея, разделяющая дорогу. В судебном заседании представитель Галкинского сельского поселения Осипова М.В. поддержала требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что в соответствии с федеральным законом № организацией утилизации и переработки бытовых отходов занимается администрация Камышловского муниципального района. Вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения решен - ООО Азурит вывозит мусор на <данные изъяты> свалку. Когда в 2009 году постановлением главы района № закрыли все свалки, было также издано и распоряжение об утверждении плана мероприятий по восстановлению нарушенных земель на 2009-2013 годы. На данный момент вопрос закрытых свалок и восстановления нарушенных земель на территории их поселения не решен. Представитель Восточного сельского поселения в судебное заседание не явился, были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Судом определено рассмотреть дело при данной явке. Представитель заинтересованного лица МО Камышловский муниципальный район Кулаков О.А., чьё бездействие Камышловский межрайонный прокурор просит признать незаконным, требования не признал в полном объеме и показал, что во главу заявления поставлено бездействие администрации по выполнению требований законодательства в области окружающей среды, что не соответствует действительности. Действительно главой района был принят запретительный акт на использование свалок, что входит в его полномочия. Данный правой акт никто не обжаловал и не признал его не законным. В чем именно выражено бездействие не ясно, так как администрацией ежегодно выделяются деньги по программе охраны окружающей среды, проводятся мероприятия по ликвидации свалок, ежегодно утверждается целевая программа, где предусмотрено и восстановление нарушенных земель, путем высадки саженцев плодовых деревьев. Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Камышловский межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «Камышловский муниципальный район». Администрация Камышловского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.13 ст.5 Устава МО «Камышловский муниципальный район» к вопросам местного значения относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К бездействию относится неисполнение органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц. Бездействия органов местного самоуправления, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ. В связи с характером правоотношений, из которых вытекает требование прокурора, данное заявление рассмотрено по правилам главы 25 ГПК РФ. Полномочия МО «Камышловский муниципальный район» в области окружающей среды определены федеральным законом № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где п.п.9, 14 ст.15 указано, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что также закреплено в Уставе МО «Камышловский муниципальный район». Согласно ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, проведен осмотр свалок ТБО в <адрес> (л.д.5-9). Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, проведен осмотр свалки ТБО в <адрес> (л.д.10-13). Из данных экспертиз следует, что выявлены несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Из постановления главы МО «Камышловский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения, связанных с организацией утилизации и переработки ТБО, запрещена деятельность по размещению отходов производства и потребления на объектах размещения отходов на территории населенных пунктов Камышловского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ Камышловским межрайонным прокурором вынесено предостережение в адрес главы Камышловского муниципального района о недопустимости нарушения экологического законодательства. (л.д.18-19). ДД.ММ.ГГГГ глава Камышловского муниципального района направляет ответ на предостережение, согласно которого ими принимаются меры по решению вопросов в области исполнения экологического законодательства. В подтверждение этого представлено постановление главы МО «Камышловский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласного которого утверждена целевая программа «Охрана окружающей среды, утилизация и переработка отходов на 2011 год», где п.9 предусмотрено восстановление 6,7 га нарушенных земель, которые использовались для размещения отходов. При этом, для реализации указанной программы, предусмотрено выделение из местного бюджета 851 000 рублей. С учетом полномочий, которыми наделена администрация МО «Камышловский муниципальный район» и возложенными на них обязанностями законом «Об охране окружающей среды», суд не может согласиться с требованиями заявления о признании бездействия незаконным, так как не доказан сам факт бездействия в области охраны окружающей среды. Администрацией муниципального района проводятся мероприятия в области охраны окружающей среды, что подтверждается исследованными доказательствами. Довод, что свалки не имеют хозяйствующего субъекта не может быть взят за основу бездействия. Кроме того, постановлением главы запрещена деятельность по размещению отходов производства и потребления на объектах размещения отходов в 18 населенных пунктах и как установлено в судебном заседания для этих целей определена свалка ТБО в <данные изъяты> <адрес>. Требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении истцом не конкретизировано, не предусмотрены действия по его исполнению, что не может привести к восстановлению прав неопределенного круга лиц. Оценив представленные доказательства, суд считает, что доводы о признании бездействия администрации Камышловского муниципального района в области законодательства об охране окружающей среды не нашли своего подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Камышловского межрайонного прокурора об оспаривании бездействия администрации Камышловского муниципального района в области охраны окружающей среды отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Д.Л.Деев Решение вступило в законную силу «____»__________________2011г. Судья Д.Л.Деев