о признании действий незаконными



Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Камышловский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Деева Д.Л.

при секретаре Добрыниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет

УСТАНОВИЛ:

Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, указав следующее. В результате проведенной Камышловской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса по заданию прокуратуры области, а также по многочисленным обращениям граждан, установлено нарушение указанного законодательства ОАО «<данные изъяты>» при выставлении счетов за электроэнергию (места общего пользования). В соответствии с ч.1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги, помимо платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателя (собственника) жилого помещения, включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). С октября 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ включительно ОАО «<данные изъяты> выставляло счета гражданам за коммунальную услугу - электроэнергию мест общего пользования, согласно показаний приборов общедомового учёта. Взимание платы за пользование коммунальными услугами осуществляется по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". В соответствии с п.22 указанного постановления, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Пункт 23 постановления устанавливает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть по формуле:

, (9) где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

Согласно пункта 18 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.

Исходя из этого, пользуясь только приведённой выше, утверждённой постановлением Правительства РФ, формулой, можно рассчитать размер платы за коммунальные услуги (в нашем случае – за электроэнергию) при соблюдении следующих условий:

- расчёт необходимо производить отдельно для каждого (дневного и ночного) тарифов

- каждая квартира должна быть оборудована двухтарифным прибором учёта (электросчётчиком).

Однако ОАО «<данные изъяты>» ведёт расчёт платы за пользование электроэнергией применяя собственную методику расчётов, следующим образом.

1). Оно складывает показания так называемых «дневного» и «ночного» тарифов (как общедомового, так и индивидуальных приборов учёта),

2). затем подставляет указанные суммы в формулу:

V

D

--------- = K,где

V

n.p,

К (условно) – коэффициент, необходимый для установления доли потребления каждого отдельного квартиросъемщика электроэнергии мест общего пользования.

3). К х V

i.p = V

о, где

V

o (условно) - общий объём потреблённой отдельным потребителем электроэнергии и в собственном жилом помещении и в местах общего пользования и по дневному и по ночному тарифам вместе взятым.

4). V - V = V

o i.p i.o, где

V

i.o (условно) - это объём потреблённой отдельным потребителем электроэнергии в местах общего пользования и по дневному и по ночному тарифам вместе взятым.

4). После этого ОАО «<данные изъяты>» необходимо полученный результат - объём электроэнергии мест общего пользования умножить на тарифную ставку, чтобы узнать сумму оплаты за места общего пользования, однако сделать оно этого не может, поскольку необходимо разделить полученный объём на дневной и ночной тариф. В формуле, приведенной в постановлении Правительства РФ этого действия нет, поскольку она изначально не предполагает складывания «дневного» и «ночного» тарифов. Поэтому ОАО «<данные изъяты> использует ещё две дополнительные свои собственные (предоставленные ОАО «Свердловэнергосбыт» - согласно показаний представителя ответчика ФИО5, свидетеля ФИО2 л.д., 44) формулы для определения объёма потреблённой отдельным потребителем электроэнергии в местах общего пользования по дневному и по ночному тарифам раздельно.

Формулы эти выглядит так:

V V

i.o (дневной) i.o V

= ____________________________ х D(день)

V + V

D(день) D (ночь)

V V

i.o (ночной) i.o V

= ____________________________ х D(ночь)

V + V

D(день) D (ночь)

Однако указанные две формулы являются разработанными ОАО «УК» самостоятельно, законодательно не установленными, не позволяют, в отличие от формулы, указанной в постановлении Правительства РФ , индивидуально отдельному потребителю (собственнику или нанимателю жилого помещения в многоквартирном доме) экономить свои расходы на освещение мест общего пользования за счет меньшего потребления электроэнергии в собственном жилом помещении в дневное время.

Более того, при делении с использованием указанных формул общего объема электроэнергии, использованной отдельным потребителем на места общего пользования на две части – подлежащую оплате отдельно по первому и второму тарифу, сумма двух указанных частей целого в итоге получается больше или меньше целого (то есть исходной делимой цифры).

Например, при распределении 9 кВт, потраченных на места общего пользования жителем <адрес> в октябре 2010 года, дневной объем составил 4,5 кВт, ночной – 4,6 кВт, то есть в сумме 9,1 кВт.

При распределении 169 кВт, потраченных на места общего пользования жителем <адрес> в октябре 2010 года, дневной объем составил 80,9 кВт, ночной – 88,4 кВт, то есть в сумме 169,3 кВт.

При этом расчет размера платы жителей указанных квартир представлен в Камышловскую межрайонную прокуратуру в период проведения проверки в качестве примера.

В качестве других примеров распределения объема потребленной электроэнергии в местах общего пользования (так называемой доли МОП) между дневной и ночной шкалой можно привести следующие:

Период: октябрь 2010 года, <адрес>:

В <адрес> по формулам ОАО «<данные изъяты>» 10 кВт разделилось на 4,7 кВт и 4,8 кВт, то есть 9,5 кВт в сумме;

в <адрес> - 2 кВт – на 1,1 кВт и 1,1 кВт (2,2 кВт в сумме);

в <адрес> - 4 кВт – на 2,2 кВт и 2,2 кВт (4,4 кВт в сумме);

в <адрес> - 12 кВт – на 6,0 кВт и 6,1 кВт (12,1 кВт в сумме);

в <адрес> - 3 кВт – на 1,6 кВт и 1,6 кВт (3,2 кВт в сумме);

в <адрес> - 4 кВт – на 1,8 кВт и 1,8 кВт (3,6 кВт в сумме);

Период: октябрь 2010 года, <адрес>«а»:

В <адрес> по формулам ОАО «<данные изъяты>» 521 кВт разделилось на 249,1 кВт и 272,3 кВт, то есть 521,4 кВт в сумме;

в <адрес> - 161 кВт – на 77,1 кВт и 84,3 кВт (161,4 кВт в сумме);

в <адрес> - 229 кВт – на 109,6 кВт и 119,8 кВт (229,4 кВт в сумме);

в <адрес> - 61 кВт – на 29,3 кВт и 32,0 кВт (61,3 кВт в сумме);

в <адрес> - 69 кВт – на 33,1 кВт и 36,2 кВт (69,3 кВт в сумме);

в <адрес> - 36 кВт – на 17,4 кВт и 19 кВт (36,4 кВт в сумме);

Таким образом, приведенные примеры доказывают, что применение двух вышеуказанных формул распределения объема между Д и Н шкалой «<данные изъяты>» не только не регламентировано законодательно, но и математически не верно, вследствие чего отдельные потребители фактически оплачивают часть электроэнергии, потребленной на мета общего пользования другими потребителями.

Кроме того, выставление гражданам счетов за освещение мест общего пользования без проведение ревизии электросетей дома, проверки подключения к дому иных энергопринимающих устройств привело к тому, что потребление электроэнергии в «местах общего пользования» в среднем на одну квартиру, например, в восьмидесятиквартирном <адрес> составило 7,45 кВт, а в шестидесятиквартирном <адрес>202 кВт.

Пояснение ответчика о том, что в случае произведения начислений гражданам платы за электроэнергию мест общего пользования только по формуле (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, без применения формул ОАО «Свердловэнергосбыт», плата граждан, у которых установлен однотарифный прибор учета увеличится, необоснованно и неверно, поскольку расчет платы за места общего пользования с применением формулы (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, при наличии в доме различных приборов учета – однотарифных и двухтарифных, в принципе невозможен – это следует из содержания самой формулы, а также требований пп.7 и 18 указанных правил.

В соответствии с последними, общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил (п.7). При применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов (п.18).

Кроме того, проведение расчетов подобным образом, будет противоречить фактическим обстоятельствам дела, ведь потребители, имеющие однотарифные индивидуальные приборы учета, используют электроэнергию, в том числе в местах общего пользования и в ночное время и общедомовой прибор учета электрической энергии фиксирует потребление указанной электроэнергии именно по второму тарифу.

Ссылка ответчика на невозможность заставить владельцев однотарифных счетчиков сменить их на двухтарифные также не состоятельна, поскольку согласно пункта 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1); договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2); к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3).

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (часть 5); собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7); с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (часть 9).

Из приведенных законоположений следует, что собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора.

Таким образом, невозможность ОАО «Управляющая компания» использования формулы (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, вызвана неиспонением ей и ОАО «Свердловэнергосбытом», как гарантирующим поставщиком всех необходимых для этого действий, в частности неоснащением всех потребителей (квартир) за их счет двухтарифными приборами учета электрической энергии.

Указанное нарушение устранить «задним числом» для проведения соответствующих перерасчетов невозможно. В связи с чем полагаю, перерасчет выставленных потребителям счетов за электроэнергию мест общего пользования необходимо производить с учетом установленного пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306 правилом, в соответствии с которым расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека. Просит признать действия ОАО «Управляющая компания» по начислению плательщикам оплаты электроэнергии за места общего пользования с использованием расчетов, отличающихся от формулы (9) приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить нарушения действующего законодательства. Произвести перерасчет выставленных потребителям счетов за жилое помещение и коммунальные услуги за октябрь 2010 года – февраль 2011 года.

В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора ФИО3 заявленные требования поддержал и пояснил, что оплата за места общего пользования производиться должна. Оплата электроэнергии за места общего пользования не входит в структуру оплаты за содержание жилья. При расчетах должна использоваться формула (9) приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . однако ответчик пользуется еще двумя формулами и распределяет по двум шкалам: ночной и дневной. Указанная формула не предусматривает сложение ночного и дневного тарифов. В пункте 18 данного постановления предусмотрен дифференцированный подход, в том числе и для мест общего пользования. В настоящее время применение формулу (9) невозможно применить, так как двухтарифным индивидуальные счетчики установлены не во всех квартирах, а исходя их формулы множитель - тариф на коммунальный ресурс, в данном случае за электроэнергию. Для перерасчета можно использовать норматив, указанный в Постановлении Правительства от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица на стороне истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО4 поддержал иск прокурора и пояснил, что ими при проведении проверки был сделан вывод, что п.23 Постановления должен применяться для жилых помещений, однако прокурор пошел дальше и выяснилось, что начало формулы (9) применяется правильно, но когда происходит умножение на тариф здесь возникает проблема из дневного и ночного тарифа. Их позиция, что нужно рассчитывать по нормативу, то есть по 7 кв/ч на человека.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что в соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ст.154 ЖК РФ «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги», плата за жилое помещение и коммунальные услуги, помимо платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателя жилого помещения включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) – ч.3 ст.154 ЖК РФ. Из ст.36 ЖК РФ следует, что места общего пользования – это часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе и электрическое оборудование. Начисления за коммунальную услугу (электрической энергии, общедомовой учёт) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Управляющая компания» произведены на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Правительства РФ о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложение : Расчет размера платы за коммунальные услуги пункт формула . Начисления коммунальной услуги (электроснабжения места общего пользования) производится в домах, которые имеют общедомовой прибор учёта. В домах, где такой прибор отсутствует начисление не производится. То что ими используется данная формула видно из образца расчета <адрес> (л.д.50), где:

-, то есть объем коммунального ресурса это 1071 (дневной объем) +1092 (ночной объем), а всего 2163 кВт·час получено за расчетный период;

- суммарный объем коммунального ресурса потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, в данном случае 2090 кВт·час;

- суммарный объем коммунального ресурса потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, в данном случае показатель будет равен «0»;

- объем коммунального ресурса потребленный за расчетный период и измеренный индивидуальным прибором учета, в данном случае 262 кВт·час. После этого получается сколько потребителем было потреблено коммунального ресурса по индивидуальному прибору учета и пропорционально этого и общедомового. Однако для наглядности они вычитают из общего потребленного коммунального ресурса индивидуальный ресурс и получается количество общедомовой энергии, которую должен оплатить потребитель. На данном примере получается 9 кВт·час. Но так как имеется дифференциация на дневной и ночной тариф они устанавливаю пропорцию и полученный результат умножается отдельно на , то есть тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом формула не коим образом не изменяется, а просто конкретизируется. Данным расчетом права потребителей не нарушается. Если бы они производили расчет только по дневному тарифу, то суммы были бы больше.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Свердловэнергосбыт» ФИО6 с иском не согласилась и показала, что материалами дела подтверждается, что ОАО «<данные изъяты>» при расчетах с потребителями использует формулу (9), что подтверждается и приведенным примером образца расчета <адрес>.

судом в качестве Представитель СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» министерства природных ресурсов <адрес> ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что обязанности по организации утилизации и переработки, а также сбора и вывоза ТБО разделены между муниципальным районом и сельскими поселениями. <адрес>, закрывая свалки, пытается решить свои проблемы, что приведет к нарушению ст.42 Конституции РФ. Оставив одну свалку в д.Фадишина, в поселениях возрастают тарифы на вывоз мусора, а также будут появляется и расти несанкционированные свалки. При ликвидации салки необходимо разрабатывать проектную документацию, чего администрацией не сделано. Бездействие выражено в отсутствии у свалок хозяйствующего субъекта, отсутствие лицензий на размещение. Не смотря на то, что Камышловским муниципальным районном в 2009 году были закрыты все свалки, кроме Фадюшинской, они в настоящее время действуют, мусор на них вывозится.

В судебном заседании представитель Обуховского сельского поселения ФИО8 поддержала требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что когда в 2009 году закрыли все свалки, они были против, так как отдаленность населенных пунктов от Фадюшинского полигона увеличила стоимость услуги. Они просили главу оставить в каждом поселении хотя бы по одной свалке, но было отказано. Не смотря на то, что Захаровскую свалку на территории их поселения зачистили, туда продолжает вывозить мусор население, так как они привыкли к этому, а также это обусловлено объективной необходимостью.

В судебном заседании представитель Калиновского сельского поселения ФИО9 поддержала требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что в поселении 5 населенных пунктов, свалка у них была в <адрес>, но когда в 2009 году закрыли все свалки в районе, обслуживающая организация стала вывозить мусор в <адрес>. Как ликвидировалась свалка она не знает.

В судебном заседании представитель Зареченского сельского поселения ФИО10 поддержал требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что не смотря на то, что когда в 2009 году закрыли все свалки в районе, они продолжают действовать, население вывозит туда мусор, также мусор везут ООО и строительные организации, чтобы не платить на Фадишинской свалке. В <адрес> они своими силами приводили свалку в порядок, однако мусор туда продолжают везти, не смотря на то, что ими уже прокопана траншея, разделяющая дорогу.

В судебном заседании представитель <данные изъяты> сельского поселения ФИО11 поддержала требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении и пояснила, что в соответствии с федеральным законом организацией утилизации и переработки бытовых отходов занимается администрация Камышловского муниципального района. Вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения решен - ООО <данные изъяты> вывозит мусор на <данные изъяты> свалку. Когда в 2009 году постановлением главы района закрыли все свалки, было также издано и распоряжение об утверждении плана мероприятий по восстановлению нарушенных земель на 2009-2013 годы. На данный момент вопрос закрытых свалок и восстановления нарушенных земель на территории их поселения не решен.

Представитель Восточного сельского поселения в судебное заседание не явился, были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Представитель заинтересованного лица МО <данные изъяты> муниципальный район ФИО12, чьё бездействие Камышловский межрайонный прокурор просит признать незаконным, требования не признал в полном объеме и показал, что во главу заявления поставлено бездействие администрации по выполнению требований законодательства в области окружающей среды, что не соответствует действительности. Действительно главой района был принят запретительный акт на использование свалок, что входит в его полномочия. Данный правой акт никто не обжаловал и не признал его не законным. В чем именно выражено бездействие не ясно, так как администрацией ежегодно выделяются деньги по программе охраны окружающей среды, проводятся мероприятия по ликвидации свалок, ежегодно утверждается целевая программа, где предусмотрено и восстановление нарушенных земель, путем высадки саженцев плодовых деревьев.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Камышловский межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район». Администрация <данные изъяты> муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.13 ст.5 Устава МО «Камышловский муниципальный район» к вопросам местного значения относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К бездействию относится неисполнение органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц. Бездействия органов местного самоуправления, обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ. В связи с характером правоотношений, из которых вытекает требование прокурора, данное заявление рассмотрено по правилам главы 25 ГПК РФ.

Полномочия МО «Камышловский муниципальный район» в области окружающей среды определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где п.п.9, 14 ст.15 указано, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что также закреплено в Уставе МО «Камышловский муниципальный район».

Согласно ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, проведен осмотр свалок ТБО в <адрес> (л.д.5-9). Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, проведен осмотр свалки ТБО в <адрес> (л.д.10-13). Из данных экспертиз следует, что выявлены несанкционированное размещение отходов производства и потребления.

Из постановления главы МО «<данные изъяты> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения, связанных с организацией утилизации и переработки ТБО, запрещена деятельность по размещению отходов производства и потребления на объектах размещения отходов на территории населенных пунктов <данные изъяты> муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ Камышловским межрайонным прокурором вынесено предостережение в адрес главы Камышловского муниципального района о недопустимости нарушения экологического законодательства. (л.д.18-19).

ДД.ММ.ГГГГ глава Камышловского муниципального района направляет ответ на предостережение, согласно которого ими принимаются меры по решению вопросов в области исполнения экологического законодательства. В подтверждение этого представлено постановление главы МО «Камышловский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, согласного которого утверждена целевая программа «Охрана окружающей среды, утилизация и переработка отходов на 2011 год», где п.9 предусмотрено восстановление 6,7 га нарушенных земель, которые использовались для размещения отходов. При этом, для реализации указанной программы, предусмотрено выделение из местного бюджета 851000 рублей.

С учетом полномочий, которыми наделена администрация МО «Камышловский муниципальный район» и возложенными на них обязанностями законом «Об охране окружающей среды», суд не может согласиться с требованиями заявления о признании бездействия незаконным, так как не доказан сам факт бездействия в области охраны окружающей среды. Администрацией муниципального района проводятся мероприятия в области охраны окружающей среды, что подтверждается исследованными доказательствами. Довод, что свалки не имеют хозяйствующего субъекта не может быть взят за основу бездействия. Кроме того, постановлением главы запрещена деятельность по размещению отходов производства и потребления на объектах размещения отходов в 18 населенных пунктах и как установлено в судебном заседания для этих целей определена свалка ТБО в <данные изъяты> <адрес>. Требование о решении вопроса по организации необходимого количества объектов размещения бытовых и промышленных отходов в каждом поселении истцом не конкретизировано, не предусмотрены действия по его исполнению, что не может привести к восстановлению прав неопределенного круга лиц.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что доводы о признании бездействия администрации Камышловского муниципального района в области законодательства об охране окружающей среды не нашли своего подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Камышловского межрайонного прокурора об оспаривании бездействия администрации Камышловского муниципального района в области охраны окружающей среды отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.Л.Деев

Решение вступило в законную силу «____»__________________2011г.

Судья Д.Л.Деев