решение № 2-801 от 24.11.2011г о предоставлении жилого помещения



                                                                                                                         Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года

Камышловский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Деева Д.Л.,

с участием прокурора Камышловской межрайонной прокуроры Долина С.В.,

при секретаре Фоминых Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах Федорова ФИО7 к Администрации МО «Зареченское сельское поселение», Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах ФИО2 с данным исковым заявлением, указав следующее. В ходе разрешения прокуратурой заявления ФИО2 установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет. Федорова <данные изъяты> - мать ФИО2 решением Камышловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. ФИО1 воспитывался в Камышловском детском доме, с 2009 г. обучался в ПУ - интернат для инвалидов, но образовательное учреждение не закончил. ДД.ММ.ГГГГ женился, ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО8. Зарегистрирован временно в общежитии по адресу: <адрес> - 1. Постановлением главы МО «Зареченское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), поскольку своего жилья не имеет. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право ФИО2 на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Прокурор ссылается на положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ДД.ММ.ГГГГ РФ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», на закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2009г. и плановый период 2010 и 2011 годов», просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для ФИО2 жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение ФИО2, а так же безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность МО «Зареченское сельское поселение» и обязать Администрацию МО «Зареченское сельское поселение» предоставить переданное им жилое помещение Федорову <данные изъяты> по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме и дополнил, что необходимо установить срок для предоставления жилого помещения ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, пояснил, что обращение прокурора с иском в суд в интересах ФИО1 не нарушает прав иных лиц не имеющих жилья, так как жилье данной категории лиц должно предоставляться без очереди, кроме того, ФИО1 обратился с заявлениям в прокуратуру и они встали на защиту его интересов.

           Истец ФИО2 в судебном заседании на иске настаивает.

Представитель администрации МО «Зареченское сельское поселение» ФИО5 в судебном заседании пояснила, что с иском в части возложения на них обязанности после предоставления квартиры министерством строительства согласна.

          Министерство строительства и архитектуры <адрес> в отзыве указали, что возражают против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. При наличии у ФИО2 права на получение жилого помещения требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить ФИО2 жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, т.к. эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 ГК РФ. Приобретение и предоставление ФИО2 жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя ФИО2 будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения в 2011-2015г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП. При возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить жилое помещение такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего ее совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качества ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанной с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Таким образом, требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить ФИО1 жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Кроме того, исполнение обязанности повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, т.к. фактически истец требует предоставить ФИО2 дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям - сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на внеочередное обеспечение жилым помещением - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка - сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей - сирот, установленной Порядком обеспечения детей - сирот. Просят в удовлетворении исковых требований прокурору отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

          Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

          Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

           В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

          Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну <адрес> и государственный жилищный фонд <адрес> социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и <адрес>, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка).

           Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министерства строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями предоставленными <адрес> осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

         ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Камышловскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просил предъявить в его интересах иск в суд о предоставлении ему жилья (л.д. 6).      

         ДД.ММ.ГГГГ мать Федорова <данные изъяты> лишена родительских прав (л.д. 12).       

         Согласно акта передачи функций государственного опекуна опекуном в отношении Федорова <данные изъяты> назначен директор ОГОУ НПО системы СЗН «Камышловское ПУ - интернат для инвалидов».

         Согласно Постановления Главы МО «Зареченское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» (л.д. 9) ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.           

         Из сведений ФРС и БТИ следует, что у ФИО2 недвижимое имущество отсутствует.

          Оценив доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что ФИО2 являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.к. мать лишена родительских прав, а отец отсутствует. ФИО2 не имеет закрепленного за ним жилого помещения и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Главы МО «Зареченское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ Также у ФИО2 нет собственного жилого помещения. Право ФИО2 на жилище должно быть обеспечено путем предоставления жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Довод Министерством строительства и архитектуры <адрес> о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить.

          Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ приобрести для Федорова <данные изъяты> жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение ФИО2, передать жилое помещение безвозмездно в муниципальную собственность МО «Зареченское сельское поселение».

Обязать администрацию МО «Зареченское сельское поселение» со дня передачи жилого помещения, приобретенного для ФИО2 произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья                                                                                                                           Д.Л. Деев

           Решение вступило в законную силу «____»___________________2011г.

                

                                           Судья