Дело № 2-856/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 декабря 2011 года Камышловский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Деева Д.Л., с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Бороздиной С.А. при секретаре Фоминых Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах Русских <данные изъяты> к Администрации МО «Восточное сельское поселение», Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Русских Н.В. с данным исковым заявлением, указав следующее. В ходе разрешения прокуратурой заявления Русских Н.В. установлено, что Русских Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ в детском <адрес> с 2004 г. по 2006 г. После выпуска из детского дома закончила <данные изъяты> г. ФИО1 имеет малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ г.р. Мать ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ умер. Русских Н.В. временно проживает у родителей мужа, в собственности жилья не имеет, закрепленного жилья не имеет. Постановлением главы МО «Восточное сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), поскольку своего жилья не имеет. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право ФИО1 на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Прокурор ссылается на положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», на закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об областном бюджете на 2009г. и плановый период 2010 и 2011 годов». Просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для Русских Н.В. жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение Русских Н.В., а так же безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность МО «Восточное сельское поселение» и обязать Администрацию МО «Восточное сельское поселение» предоставить переданное им жилое помещение ФИО1 по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Бороздина С.С. исковые требования поддержала в полном объеме и добавила, что жилое помещение предоставить незамедлительно, так как согласно закона срок не устанавливается. Истец Русских Н.В. в судебное заседание не явилась, от неё поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель администрации МО «Восточное сельское поселение» ФИО7 в судебном заседании пояснил, что с иском согласен, у них в поселении уже ведется строительство дома для данной категории граждан. Списки лиц, стоящих на учете ими в министерство направлены. Министерство строительства и архитектуры <адрес> в отзыве указали, что возражают против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. При наличии у Русских Н.В. права на получение жилого помещения требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить Русских Н.В. жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, т.к. эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 ГК РФ. Приобретение и предоставление Русских Н.В. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя Русских Н.В. будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения в 2011-2015г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП. При возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить жилое помещение такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего ее совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качества ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанной с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Таким образом, требование истца, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Кроме того, исполнение обязанности повлечет нарушение прав других детей-сирот, т.к. фактически истец требует предоставить ФИО1 дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям - сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на внеочередное обеспечение жилым помещением - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка - сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей - сирот, установленной Порядком обеспечения детей - сирот. Просят в удовлетворении исковых требований прокурору отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну <адрес> и государственный жилищный фонд <адрес> социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и <адрес>, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка). Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министерства строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями предоставленными <адрес> осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ Русских Н.В. обратилась в Камышловскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просила предъявить в её интересах иск в суд о предоставлении ей жилья (л.д. 4). Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). В свидетельстве о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Согласно Постановления Главы МО «Восточное сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» (л.д.7) ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Из сведений ФРС и БТИ следует, что у ФИО1 недвижимое имущество отсутствует (л.д. 10). Оценив доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Русских Н.В. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, т.к. родители умерли. Русских Н.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании постановления Главы МО «Восточное сельское поселение» от 28.09.2010 г. Также у Русских Н.В. нет собственного жилого помещения. Право Русских Н.В. на жилище должно быть обеспечено путем предоставления жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Довод Министерством строительства и архитектуры <адрес> о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для Русских <данные изъяты> жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение Русских Н.В., передать жилое помещение безвозмездно в муниципальную собственность МО «Восточное сельское поселение». Обязать администрацию МО «Восточное сельское поселение» со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Русских Н.В. произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Русских Н.В. договор социального найма жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Д.Л. Деев