Дело № 2-824/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Камышловский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Деева Д.Л., с участием помощника Камышловского межрайонного прокурора Бороздиной С.А. при секретаре Фоминых Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах Пукач <данные изъяты> к Администрации Камышловского городского округа, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Пукач А.О. с данным исковым заявлением, указав следующее. В ходе разрешения прокуратурой заявления установлено, что Пукач А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имеет. Она в 2004 году была определена в Камышловский детский дом, её мать - ФИО3 лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО4 лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в 2010 году выпустилась из <данные изъяты> и поступила в Сухоложский многопрофильный техникум. В 2011 году родила дочь, своего жилья не имеет, закрепленного жилого помещения нет, в связи с чем вынуждена снимать жилье, что для неё является затруднительным в силу стеснительных материальных обстоятельств. Постановлением главы администрации Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный список (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), поскольку своего жилья не имеет. Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право ФИО1 на жилье, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Прокурор ссылается на положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета», Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», на закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ «Об областном бюджете на 2009г. и плановый период 2010 и 2011 годов». Просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для Пукач А.О. жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение Пукач А.О., а так же безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность администрации Камышловского городского округа и обязать Администрацию Камышловского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Пукач А.О. по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Бороздина С.А. исковые требования поддержала в полном объеме и дополнила, что настоящее время у Пукач фактически образовалась семья, так как есть ребенок, по этой причине ей не могут предоставить комнату в общежитии. В силу закона, право возникает у данной категории лиц после окончания пребывания в образовательном учреждении или детском доме. Она воспитывалась в Камышловском детском доме, который окончила в 2010 году. Закон не определяет, что жильем может быть представлено только после окончания учебного заведения профессионального образования, ведь оно может быть представлено и после пребывания в детском доме, даже если не происходит дальнейшего обучения. Законодатель просто описывает перечень учебных заведений. Кроме того, у неё образовалась семья, что является исключительными обстоятельствами. Пукач поставлена на учет в администрации Камышловского городского округа, все документы были предоставлены, поэтому дополнительного подтверждения не требуется. Считает, что срок исполнения решения не устанавливается, так как это не предусмотренного законом, жилье должно быть предоставлено незамедлительно. Истец Пукач А.О. в судебном заседании пояснил, что исковое заявление поддерживает, с прокурором согласна. У неё действительно нет жилья, в настоящее время она живет на сьемной квартире с ребенком и сожителем, который также выпускник детского дома. В общежитии ей комнату не предоставляют, так как это не предусмотрено. Представитель администрации Камышловского городского округа в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в отзыве указали, что возражают против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. При наличии у Пукач права на получение жилого помещения требование истца о возложении судом на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить ей жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. ЖК РФ устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В отсутствие конкретных норм, устанавливающих специальное регулирование жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, применению в силу ч. 1 ст. 7 ЖК РФ подлежат общие нормы, регулирующие жилищные отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся. Такое применение не противоречит существу жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, т.к. эти отношения являются одним из видов жилищных отношений по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, обеспечение жильем детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, отличном от порядка очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, стало бы в силу объективной невозможности единовременного обеспечения всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, нарушением требований разумности и справедливости, установленных ч. 2 ст. 7 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 ГК РФ. Приобретение и предоставление ФИО6 жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего Предложения, включающего в себя ФИО6 будет противоречить п. 11, 12 Порядка обеспечения в 2011-2015г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП. При возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить жилое помещение такая обязанность будет подлежать исполнению после вступления решения суда, обязывающего ее совершить, в законную силу и в течение определенного срока с момента возбуждения исполнительного производства. Именно в силу приведенных обстоятельств обязанность, о возложении которой просит истец, в отличие от обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнена, не связанный с очередностью постановки на учет в качества ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанной с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Таким образом, требование истца об обязании Министерства приобрести за счет средств областного бюджета и распределить ФИО6 жилое помещение, является требованием возложить на Министерство обязанность дополнительную к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, регламентированной Порядком обеспечения детей-сирот. Кроме того, исполнение обязанности повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, т.к. фактически истец требует предоставить Пукач дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям - сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на внеочередное обеспечение жилым помещением - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка - сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей - сирот, установленной Порядком обеспечения детей - сирот. Просят в удовлетворении исковых требований прокурору отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заслушав прокурора, истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну <адрес> и государственный жилищный фонд <адрес> социального использования в порядке, установленном законодательством РФ и <адрес>, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка). Согласно п. 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министерства строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ Пукач обратилась в Камышловскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просит предъявить в её интересах иск в суд о предоставлении ей жилья (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ Пукач определена в <данные изъяты>, на основании постановления главы <адрес> № (л.д.13) ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО3 лишена родительских прав (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО1 - ФИО4 лишен родительских прав (л.д.10) Согласно Постановления Главы Камышловского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» (л.д.9-10) Пукач А.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из свидетельства о рождении ФИО7 следует, что матерью является ФИО1 Оценив доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Пукач являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку родители были лишены родительских прав, она не имеет закрепленного за ней жилого помещения и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании постановления Главы Камышловского городского округа. Также у Пукач нет собственного жилого помещения. Право Пукач на жилище должно быть обеспечено путем предоставления жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Довод Министерством строительства и архитектуры <адрес> о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд РЕШИЛ: Иск Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести для Пукач <данные изъяты> жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; распределить жилое помещение Пукач А.О., передать жилое помещение безвозмездно в муниципальную собственность МО Камышловского городского округа. Обязать администрацию МО Камышловского городского округа со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Пукач А.О. произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Пукач А.О. договор социального найма жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья Д.Л. Деев Решение вступило в законную силу «____»___________________20 ___ г. Судья Д.Л.Деев