2-78\2012г решение от 09.02.2012г. о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.



Мотивированное решение

изготовлено 17.02.2012 г.

2-78/2011.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Камышлов                                                                        09 февраля 2012 года

           Камышловский городской суд Свердловской области, в составе: председательствующего судьи Гунбина В.С.,

при секретаре Шмелевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Камышлове, Камышловском и Пышминском района к Администрации муниципального образования «Камышловсий городской округ» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

    ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Камышловском и <адрес> обратилось в суд с иском к Администрации муниципального образования «Камышловсий городской округ». Истец просил признать бездействие ответчика по не исполнению требований санитарного законодательства незаконным и обязать их в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу выполнить следующее.

1. Определить источники питьевого водоснабжения <адрес>;

2. Разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> на скважины:

-      2э,расположенную по адресу <адрес>.67;

- 4э, расположенную по адресу <адрес>,

- 5э, расположенную по адресу <адрес>,

- 3, расположенную по адресу <адрес>,

- «Агроспецмонтаж»,расположенную по адресу <адрес>.125,

- «Камекс», расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адрес <адрес>.42,

- «Закамышловская», расположенную по адресу <адрес>.

3. На разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>.

4. На использование водных объектов населенных мест <адрес> получить санитарно--эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>.

5. Установить ограничения в пользовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ, населенных мест <адрес>. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

6. Провести корректировку генерального плана застройки МО Камышловский городской округ в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременении использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 5б ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования.

7. Разработать технологическую инструкцию по водоподготовке.

8. Обеспечить информирование хозяйствующих субъектов осуществляющих деятель на участке водного объекта, а так же земельных участках, расположенных в зонах санитарной охраны об установленных ограничениях в их использовании.

9. Обеспечить организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПи 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 с учетом установленных ограничений.

10. Разработать муниципальные программы по обеспечению населения питьевой водой соответствующей требованиям санитарных правил, включив в них мероприятия по доведению до соответствия санитарным правилам источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

В исковом заявлении истец указал следующее.

В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО «Камышловский городской округ» и в соответствии с п.п. 8 и 1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в адрес Администрации МО «Камышловский городской округ» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Камышлове, <адрес> и <адрес>, направлено предложение в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе через соблюдение юридическими лицами требований санитарно эпидемиологического законодательства. Ответчиком нарушены права и законные интересы граждан, проживающих на территории МО Камышловский городской округа, на благоприятную среду обитания. Неисполнение требований вышеуказанных санитарных правил и норм требований законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». «Земельного кодекса Российской Федерации», предложений в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, может привести к угрозе и возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, случайное или умышленное загрязнение и повреждение мест водозабора и водозаборных сооружений, загрязнение воды источников водоснабжения, вредного воздействия на окружающую природную среду обитания человека. На момент подачи искового заявления требования санитарного законодательства не выполнены.

Истец ссылается на п.2 ст. 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где предусмотрено право главного государственного санитарного врача на предъявления иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

        Ответчик администрация муниципального образования «Камышловский городской округ», своего представителя в судебное заседание не направили. В письменном отзыве сообщили, что с иском не согласны. Администрация Камышловского городского округа полагает, что доводы заявителя положенные в основу обоснования иска, являются не верными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. По мнению представителя ответчика, ни Санитарные правила и нормы СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ни санитарные правила и нормы СанПин «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ни Санитарно-эпидемиологические правила СП а также санитарные правила и нормы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», которые в силу требований 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления осуществлять перечень действий указанный в п. 2-9 искового заявления.

       Мероприятия, указанные в п.1, п.10 искового заявления реализованы администрацией Камышловского городского округа. Постановлением главы Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Чистая Вода» по развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Камышловского городского округа в рамках федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы. Пунктом 6 Главы 1 «Паспорт муниципальной программы» предусмотрено, что целью программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами. В главе 3 «Описание действующей системы водоснабжения» определены источники питьевого водоснабжения <адрес>. Администрация полагает, что доводы истца о признании незаконным бездействия, выразившиеся в неисполнении требований санитарного законодательства являются несостоятельными.

         Представитель истца Горюшина О.С. в судебном заседании заявила об уменьшении объем заявленных исковых требований. В связи с тем, что ответчик в письменном отзыве представил сведения об утверждении программы «Чистая вода», истец отказывается от п.1, п.10 искового заявления и не настаивает на возложении обязанности по определению источников питьевого водоснабжения в <адрес> и по разработке муниципальной программы по обеспечению населения питьевой водой соответствующего качества. В остальной части представитель ТО Управления Роспотребнадзора на иске настаивала в полном объеме. Пояснила, что администрация муниципального образования «Камышловский городской округ» не исполняет требования санитарного законодательства в части заявленных требований. Не принято мер по направленному предложению органа Роспотребнадзора, поэтому просила удовлетворить заявленный иск.

Представитель истца ФИО3, доводы ФИО2 поддержал.

          Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается посредством соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц разрабатывать и проводить санитарно--противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10,2003 г, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов и утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения установлены ст.ст. 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно Уставу Камышловского городского округа принятого Решением Камышловской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в ст.6 перечислены вопросы местного значения, к которым в п.4 определено организация электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а в п.36 осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственников водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов (л.д.8-32).

Главным государственным санитарным врачом по <адрес> и <адрес> направлено предложение Главе администрации МО «Камышловского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано о необходимости реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства (л.д.7).

Ответчик направил в адрес суда Паспорт муниципальной программы «Чистая вода» по развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Камышловского городского округа в рамках федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Главы Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ .

Суд считает, что ответчиком не исполняются требования санитарного законодательства, что нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории Камышловского городского округа. Представителем ответчика не представлено обоснованных доводов и достоверных доказательств опровергающих существо заявленных требований по п.п.2-9 искового заявления, поэтому иск Роспотребнадзора подлежит удовлетворению.

В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании подп. 19 п. 1 ст.333.3 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация муниципального образования Камышловского городского округа, будучи органом местного самоуправления, освобождается от уплаты государственной пошлины выступая стороной по делу. В связи с этим, на основании ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Камышловском и <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Камышловсий городской округ» по не исполнению требований санитарного законодательства и обязать их в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу выполнить следующее.

1. Разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> на скважины:

-      2э,расположенную по адресу <адрес>

-      4э, расположенную по адресу <адрес>,

-      5э, расположенную по адресу <адрес>,

- 3, расположенную по адресу <адрес>,

- «Агроспецмонтаж»,расположенную по адресу <адрес>

- «Камекс», расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адресу <адрес>,

- , расположенную по адрес <адрес>

- «<данные изъяты>расположенную по адресу <адрес>.

2. На разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>.

3. На использование водных объектов населенных мест <адрес> получить санитарно--эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>.

4. Установить ограничения в пользовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ, населенных мест <адрес>. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

5. Провести корректировку генерального плана застройки МО Камышловский городской округ в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременении использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 5б ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования.

6. Разработать технологическую инструкцию по водоподготовке.

7. Обеспечить информирование хозяйствующих субъектов осуществляющих деятель на участке водного объекта, а так же земельных участках, расположенных в зонах санитарной охраны об установленных ограничениях в их использовании.

8. Обеспечить организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПи 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 с учетом установленных ограничений.

        

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 30 дней.

       Судья: ____________________ Гунбин В.С.