2-79\2012г. решение от 08.02.2012г. о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.



Мотивированное решение

изготовлено 17.02.2012 г.

2-79/2012.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации г.Камышлов                                                                        08 февраля 2012 года

           Камышловский городской суд Свердловской области, в составе: председательствующего судьи Гунбина В.С.,

при секретаре Шмелевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Камышловском и <адрес> к Администрации муниципального образования «Камышловский городской округ» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

            Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Камышловском и <адрес> обратился с иском к Администрации муниципального образования «Камышловсий городской округ», просили признать бездействие ответчика в невыполнении требований санитарного законодательства незаконным, а так же обязать в течение двухмесячного срока с момента вступления решения в законную силу, в соответствии с требованиями: СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней: 1) определить источники нецентрализованного питьевого водоснабжения <адрес>; 2) внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения <адрес>. в реестр муниципальной собственности; 3) определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест -<адрес> в соответствии законодательством Российской Федерации.

           В исковом заявлении истец указал следующее.

           В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО «Камышловский городской округ» и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитрано-эпидемиологическом благополучии населения», в адрес Администрации МО «Камышловский городской округ» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Камышлов, Камышловском и <адрес>, направлено предложение о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ

Ответчиком не представлена информация о выполнении предложения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; данные положения Конституции РФ развиваются в ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ К 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения.

Неисполнение требований санитарных правил и норм, требований закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предложений в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, может привести к угрозе и возникновению и распространению инфекционных заболеваний. массовых неинфекционных заболеваний, случайное или умышленное загрязнение и повреждение мест расположения нецентрализованных источников водоснабжения, загрязнение воды источников водоснабжения вредного о воздействия на окружающую природную среду, среду обитания человека (отходов производства и потребления).

На момент предъявления искового заявления требования санитарного законодательства не выполнены. Санитарно-эпидемиологические мероприятия не проводятся. Истец считает, что понуждение к исполнению предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Истец ссылается на положения п.2 ст. 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которых главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что Администрация Камышловского городского округа считает исковое заявление незаконным и необоснованным. Администрация Камышловского городского округа полагает, что доводы заявителя положенные в основу обоснования иска, являются не верными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. Ни Санитарные правила и нормы СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ни санитарные правила и нормы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а также Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» которые в силу требований 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления осуществлять тот перечень действий, о которых говорит истец. Положение Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 регулируют отношения содержания территорий населенных мест связанных с вывозом твердых и жидких бытовых отходов, что не может быть положено в обосновании заявленных требований истцом, поскольку предметом рассмотрения спора являются водные объекты. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 определяют требования к качеству обеспечению населения питьевой водой (раздел 3) и не возлагают, обязанностей на органы местного самоуправления требований заявленных истцом. Аналогичные положения содержаться в п. 2 ст. 19 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на которую истец также делает ссылку. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования. Пунктом 1.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 предусмотрено, что "Санитарные правила и нормы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Требование о возложении обязанности на администрацию определить ответственных лиц за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест <адрес>, противоречит положению п. 6.9., 6.3., 5.8., 5.5., СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02. Контроль за эффективностью обеззараживания воды в колодце (каптаже) проводится центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора в установленные им сроки (пункт 6.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02). Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора осуществляют плановый или выборочный контроль за качеством воды скважин, колодцев и каптажей общего пользования, а также контроль по разовым заявкам от индивидуальных пользователей (пункт 6.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02). Требования истца указанные в п.п. 1, 2 п. 2 искового заявления противоречат п. 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 определяющего понятие источника нецентрализованного водоснабжения, ст. 43 Водного Кодекса Российской Федерации, ст. 1.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах".

Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземныеводы, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования (пункт 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02). В силу п. 3 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водные ресурсы - поверхностные и подземные воды которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах. Согласно ст. 1.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        По мнению представителя ответчика, анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о незаконности и необоснованности заявленных требований истцом.

В судебном заседании представитель истца Горюшина О.С. на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила удовлетворить иск, признать бездействие ответчика в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконными. Обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу определить источники нецентрализованного питьевого водоснабжения <адрес>, внести их в реестр муниципальной собственности, определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения, проведение производственного лабораторного контроля качества воды в соответствии с законодательством РФ.

           Представитель ответчика Булдаков Н.В. показал, что с исковыми требования администрация Камышловского городского округа не согласна. Считает, что требования истца являются незаконными и необоснованными, а доводы, положенные в основу иска, являются неверными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. Ни санитарные правила и нормы 42-128-4690-88, ни санитарные правила и нормы 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, а также санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03, которые в силу ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления осуществлять тот перечень действий, о которых говорит истец. Администрацией Камышловского городского округа заключен договор с ООО «КамГорсети», о передаче в аренду объектов водоснабжения Камышловского городского округа, тем самым обеспечено надлежащее исполнение обязанностей по обеспечению населения питьевой водой.

           Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 13 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны жизнь и здоровье человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления предписания и санитарно-эпидемиологических заключения осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обеспечивать безопасность для здоровья населения.

В ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения осуществление в пределах установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов и утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных, планов городского округа документации па планировке территории.

В соответствие со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

          Для реализации указанных санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, установлены санитарные нормы и правила предусмотренные СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», CанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая воды. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения". СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

В соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4б90-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п. 1.2, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенных мест пункта.

В соответствии с требованиями СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» п. 3.2, население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. В силу                 п. 3.5, разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно Уставу Камышловского городского округа принятого Решением Камышловской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в ст.6 перечислены вопросы местного значения, к которым в п.4 определено организация электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а в п.36 осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственников водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов (л.д.6-30).

Главным государственным санитарным врачом по <адрес> и <адрес> направлено предложение Главе администрации МО «Камышловского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано необходимость определить достаточность нецентрализованных источников водоснабжения для обеспечения населения, определить балансовую принадлежность этих источников, обеспечить население питьевой водой соответствующей установленным требованиям (л.д.31). Аналогичное предложение было направлено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание для решения вопроса о передаче децентрализованных источников водоснабжения населения на обслуживание организации (л.д.33-34).

В подтверждение имеющихся возражений администрация МО «Камышловский городской округ» представила договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами и ООО «КамГорсети», о передаче в аренду объектов водоснабжения, для оказания услуг по водоснабжению. Однако из приложения к договору видно, что в аренду переданы объекты централизованного водоснабжения.

Суд считает, что ответчиком не исполняются требования санитарного законодательства, что нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории Камышловского городского округа. Представителем ответчика не представлено обоснованных доводов и достоверных доказательств опровергающих существо заявленных требований, поэтому иск Роспотребнадзора подлежит удовлетворению.

В соответствии с действующим законодательством Роспотребнадзор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В то же время на основании подп. 19 п. 1 ст.333.3 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик - Администрация муниципального образования Камышловского городского округа, будучи органом местного самоуправления, освобождается от уплаты государственной пошлины выступая стороной по делу. В связи с этим, на основании ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Камышлове, Камышловском и Пышминском района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Камышловсий городской округ», в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу: провести учет источников нецентрализованного питьевого водоснабжения на территории Камышловского городского округа; внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения на территории Камышловского городского округа в реестр муниципальной собственности; определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения, проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных пунктов г.Камышлова в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение 30 дней.

    Судья: подпись:

Копия верна. Судья:                                     ____________________ Гунбин В.С.