Дело № 2-177/2012г. Мотивированное решение изготовлено 21.03.2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 марта 2012г. Камышловский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шаламовой Т.П. при секретаре Ошиваловой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Камышлов, Камышловском районе и Пышминском районе к Администрации Камышловского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с заявлением, указав следующее. Администрация МО «Камышловский городской округ» осуществляет свою деятельность на основании Устава Камышловского городского округа, принятого Решением Камышловской городской Думы. В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО «Камышловский городской округ» и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в адрес Администрации МО «Камышловский городской округ» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Камышлов, Камышловском <адрес> и <адрес>, направлено предложение в органы местного самоуправления (ОМСУ) о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, предложение № от ДД.ММ.ГГГГ, и предложение № от ДД.ММ.ГГГГ, 1. Возобновить работу комиссии по благоустройству городского места отдыха на берегу водоёма, утвержденную Постановлением Главы Камышловского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ 2. Получить в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта требованиям санитарных правил при использовании его в рекреационных целях. 3. Определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию зон рекреаций в летний период. 4. Разработать проект благоустройства по оснащению места для организованного массового отдыха (питьевой режим, туалеты, медицинское обслуживание, автостоянки), спортивные площадки. 5. Разработать план мероприятий по улучшению качества воды водоемов. 6. Обеспечить выполнение ограничительных мероприятий для предотвращения использования населением несанкционированных рекреационных зон. 7. При выявлении ухудшения качества воды водоемов в зонах рекреаций, выполнения мероприятий направленных на ограничение или прекращение использования населением таких водоемов, принять меры по ограничению, приостановлению, или запрещению использования данного водного объекта. Так же в адрес Администрации МО «Камышловский городской округ» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Камышлов, Камышловском <адрес> и <адрес>, направлено предложение о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ в котором помимо указанных выше мероприятий предлагалось: 1. Обеспечить эксплуатацию мест отдыха в соответствии с санитарными правилами (торговля продуктами питания, устройство стоянки автотранспорта, обеспечение отдыхающих питьевой водой, общественными туалетами, своевременный сбор, вывоз и утилизацию образующихся твердых и жидких бытовых отходов, организация производственного лабораторного контроля воды в зоне купания, почвы пляжа, питьевой воды и т.д.). 2. Организовать производственный контроль качества воды водного объекта. А также ответчиком не представлена информация о выполнении предложения, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ Просят признать бездействие ответчика Администрации МО «Камышловский городской округ» в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконным.Обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями: СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней: 1. Возобновить работу комиссии по благоустройству городского места отдыха на берегу водоёма, утвержденную Постановлением Главы Камышловского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ 2. Получить в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (не соответствии) водного объекта требованиям санитарных правил при использовании его в рекреационных целях. 3. Определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию зон рекреаций в летний период. 4. Разработать проект благоустройства по оснащению места для организованного массового отдыхе (питьевой режим, туалеты, медицинское обслуживание, автостоянки), спортивные площадки. 5. Разработать план мероприятий по улучшению качества воды водоемов. 6. Обеспечить выполнение ограничительных мероприятий для предотвращения использования населением несанкционированных рекреационных зон. 7. При выявлении ухудшения качества воды водоемов в зонах рекреаций, выполнения мероприятий направленных на ограничение или прекращение использования населением таких водоемов, принять меры по ограничению, приостановлению, или запрещению использования данного водного объекта. В обоснование своих требований ссылаются на ст. 42 Конституции РФ, ст. 22, ч. 3 ст. 39, ст. 18, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16, п. 7 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 главы 2 Устава МО «Камышловский городской округ», СанПиН № СП №, СанПиН №. Администрация Камышловского городского округа в возражениях (л.д. 47-49) указали, что исковые требования считают незаконными и необоснованными. В качестве обоснования заявленных требований истец делает ссылку на положение «СанПиН № 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», СанПиН № «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов», ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация КГО полагает, что доводы заявителя, положенные в основу обоснования иска, являются не верными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. Ни санитарные привали и нормы «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов», ни санитарные правила и нормы СанПиН № «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ни Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а также ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов», которые в силу требований ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления осуществлять тот перечень действий, о которых говорит истец. Так, положение Санитарных правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5. устанавливает гигиенические требования к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, к условиям отведения сточных вод в водные объекты, а также к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов и не возлагают, обязанностей на органы местного самоуправления требований, о которых говорит истец. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 регулирует отношения содержания территорий населенных мест, связанных с выбором твердых и жидких бытовых отходов, что не может быть положено в обоснование заявленных требований истцом, поскольку предметом рассмотрения спора являются водные объекты. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 определяют требования к качеству обеспечения населения питьевой водой (раздел 3) и не возлагают обязанностей на органы местного самоуправления требований, о которых говорит истец. Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 19 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на которую истец также делает ссылку. Требованиями истца является возложение обязанности на администрацию определение ответственных лиц за эксплуатацию зон рекреаций в летний период, получение в органах Роспотребнадзора заключения о (несоответствии) соответствии водного объекта требованиям санитарных правил при использовании его в рекреационных целях, разработка плана мероприятий по улучшению качества воды водоемов, разработка проекта благоустройства мест рекреации. Данные требования истца противоречат положению п. 3.4, 6.12, 7.10 СанПиН № п. 5.1., 5.3. ГОСТ №, ст. 6, 7.1, 8, 27, 50 Водного Кодекса РФ, ст. 16 Земельного Кодекса РФ. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ водные объекты не числятся в реестре муниципальной собственности. Таким образом, требования истца об определении ответственных лиц за эксплуатацию зон рекреаций в летний период являются незаконными, водные объекты или его участки с прилегающим к нему берегом, из которых образуются зоны рекреации, являются государственной собственностью, распоряжение которыми относится к полномочиям государства. Требования истца в п. 4 заявления являются незаконными, поскольку ни действующим законодательством, ни иным нормативно-правовым актом на органы местного самоуправления не возложены обязанности по разработке проекта благоустройства по оснащению места для организованного массового отдыха. Кроме того, исходя из смысла требования истца невозможно установить объект проекта благоустройства. Требования истца, изложенные в п. 6, 7 искового заявления по существу повторяют положения п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 36 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», ч. 5 ст. 6 Водного Кодекса РФ, согласно которых на органы местного самоуправления уже возложена обязанность принятия мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов, в случае если водные объекты представляют опасность для здоровья населения. Постановление главы Камышловского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу. Те доводы, на которые ссылается заявитель, не дают оснований для удовлетворения заявленных требований. Просят в иске отказать. Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании уточнила исковые требования по п. 1: просят обязать ответчика: 1) определить зону рекреации для организованного массового отдыха населения <адрес>; 2) внести зону рекреации в реестр муниципальной собственности; 3) создать в администрации КГО комиссию по благоустройству городского места отдыха на берегу водоема р.<адрес>. Представитель Администрации Камышловского городского округа по доверенности ФИО5 с иском не согласился, изложенное в отзыве подтвердил и дополнил, что водные объекты находятся в федеральной собственности, а не муниципальной. Постановление КГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава комиссии по благоустройству городского места массового отдыха на берегу водоема» было отменено ДД.ММ.ГГГГ На территории Камышловского городского округа есть собственность и федеральная, и муниципальная, и индивидуальных предпринимателей. Заслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного Кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи. В соответствии с п. 1 ст. 16 Земельного Кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Согласно п. 36 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Согласно п. 8 ст. 1 Водного Кодекса РФ водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Водопользователи на основе требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса (п. 6.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5.). Водопользователи обязаны предоставлять информацию органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы и населению о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды, а также о принятом решении о запрещении или ограничении водопользования, осуществляемых мероприятиях (п. 7.10 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5.). Организации и предприятия, в ведении которых находится водный объект или его участок, используемый для рекреации, перед каждым купальным сезоном должны получить разрешение органов санитарно-эпидемиологической службы на его эксплуатацию (п. 5.1 ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-80). Таким образом, указанными выше нормативно-правовыми актами получение в органах Роспотребнадзора заключения о (несоответствии) соответствии водного объекта требованиям санитарных правил при использовании его в рекреационных целях, разработка плана мероприятий по улучшению качества воды водоемов, отнесены к обязанностям водопользователей, к которым администрация не относится. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в городе Камышлов, Камышловском <адрес> и <адрес> направлялось предложение в Администрацию Камышловского городского округа о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства (л.д. 7, 9-10, 11-12). Ответчиком в подтверждение своих доводов представлены следующие документы: - Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О мерах по охране жизни людей на воде в <адрес>», в котором рекомендовано главам муниципальных образований в <адрес> разработать комплекс мер, направленных на определение в соответствии с установленными нормами мест для массового отдыха, купания, туризма и спорта; подготовку водных объектов, используемых для массового отдыха, купания, туризма и спорта; обеспечение безопасности людей и поддержание правопорядка на пляжах и других местах массового отдыха (л.д. 53); - постановление главы ФИО2 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55), которым утвержден состав комиссии по благоустройству городского места массового отдыха на берегу водоема (р.<адрес>); - Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, которым признано утратившим силу Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП ««О мерах по охране жизни людей на воде в <адрес>» с изменениями, внесенными Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (л.д. 56); - постановление Главы ФИО2 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), которым отменено постановление заместителя главы ФИО2 КГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава комиссии по благоустройству городского места массового отдыха на берегу водоема»; - выписка из реестра права собственности ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), из которой следует, что водные объекты в реестре муниципальной собственности ФИО2 городского округа не числятся; - Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» (л.д. 57), согласно которого установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца. Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Судом установлено, что водные объекты в реестре муниципальной собственности не числятся, являются государственной собственностью, распоряжение которыми относится к полномочиям государства. Требования истца не могут быть исполнены ответчиком ввиду отсутствия полномочий - как по водному объекту, так и по земельному участку. Требования истца об определении ответственных лиц за эксплуатацию зон рекреаций в летний период не могут быть удовлетворены, так как водные объекты или его участки с прилегающим к нему берегом, из которых образуются зоны рекреации, являются государственной собственностью, распоряжение которыми относится к полномочиям государства. Требования истца по разработке проекта благоустройства по оснащению места для организованного массового отдыха удовлетворению не подлежат, так как ни действующим законодательством, ни иным нормативно-правовым актом на органы местного самоуправления не возложены обязанности по разработке проекта благоустройства по оснащению места для организованного массового отдыха. Требования истца по обеспечению выполнения ограничительных мероприятий для предотвращения использования населением несанкционированных рекреационных зон и требования о принятии мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования водного объекта при выявлении ухудшения качества воды водоемов в зонах рекреаций, выполнения мероприятий, направленных на ограничение или прекращение использования населением таких водоемов удовлетворению не подлежат, так как они по существу повторяют положения п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 36 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 5 ст. 6 Водного Кодекса РФ, согласно которых на органы местного самоуправления уже возложена обязанность принятия мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов, в случае если водные объекты представляют опасность для здоровья населения. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Камышлов, Камышловском районе и Пышминском районе к администрации МО «Камышловский городской округ» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства: 1) определить зону рекреации для организованного массового отдыха населения <адрес>; 2) внести зону рекреации в реестр муниципальной собственности; 3) создать в ФИО2 КГО комиссию по благоустройству городского места отдыха на берегу водоема р.<адрес>; 4) получить в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (не соответствии) водного объекта требованиям санитарных правил при использовании его в рекреационных целях; 5) определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию зон рекреаций в летний период; 6) разработать проект благоустройства по оснащению места для организованного массового отдыхе (питьевой режим, туалеты, медицинское обслуживание, автостоянки), спортивные площадки; 7) разработать план мероприятий по улучшению качества воды водоемов; 8) обеспечить выполнение ограничительных мероприятий для предотвращения использования населением несанкционированных рекреационных зон; 9) при выявлении ухудшения качества воды водоемов в зонах рекреаций, выполнения мероприятий направленных на ограничение или прекращение использования населением таких водоемов, принять меры по ограничению, приостановлению, или запрещению использования данного водного объекта - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Т.П.Шаламова Решение вступило в законную силу «_____»_____________ 2012г. Судья -