2-301/2012



                                                                                                                 Дело № 2-301/2012г.

Мотивированное решение изготовлено 09.05.2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 мая 2012г. Камышловский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Шаламовой Т.П.

при секретаре Ошиваловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес> к Администрации МО «Калиновское сельское поселение» о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с заявлением, указав следующее. Администрация МО «Калиновское сельское поселение» осуществляет свою деятельность на основании Устава МО «Калиновское сельское поселение», принятого Решением Думы МО «Калиновское сельское поселение», в состав территории которого входят: <адрес>, деревня Ялунина, а также территория п/о Порошино. В целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО «Калиновское сельское поселение» и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в адрес Администрации МО «Калиновское сельское поселение» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Камышлов, <адрес> и <адрес>, направлено предложение в органы местного самоуправления (ОМСУ) о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ:

1. определить достаточность имеющихся общих нецентрализованных источников водоснабжения для обеспечения населения питьевой водой в необходимом количестве.

2. Представить данные по водоснабжению, в частности по имеющимся общественным колодцам в селе Калиновское, поселке Еланский, поселке Пышминская, деревне Ялунина, а также на территории п/о Порошино.

3. Определить балансодержателей нецентрализованных источников водоснабжения, определить юридическое лицо или индивидуальных предпринимателей, ответственных за их эксплуатацию и организацию в полном объеме производственного лабораторного контроля качества питьевой воды.

4. Обеспечить население из нецентрализованных источников водоснабжения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

5. Обеспечить разработку проектов организаций зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению населения питьевой водой.

6. Получить в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение по проектам ЗСО о соответствии требований, установленных в них санитарно-эпидемиологическим правилам инормативам.

7. Обеспечить регистрацию ограничений в использовании водных объектов и земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны.

8. Обеспечить информирование хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на участке водного объекта, а так же земельных участках, расположенных в зонах санитарной охраны об установленных ограничениях в их использовании.

9. Обеспечить организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 с учетом установленных ограничений.

10. Обеспечить разработку муниципальных программ по обеспечению населения питьевой водой соответствующей требованиям санитарных правил, включив в них мероприятия по доведению до соответствия санитарным правилам источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

11. Хозяйствующими субъектами проводить производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ -01 п.4.3,4.4.,4.5. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

12.Представить санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения о соответствии санитарным правилам.

Ответчиком частично представлена информация о выполнении предложения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ на территории Калиновского сельского поселения находятся следующие источники нецентрализованного водоснабжения: колодец в <адрес> возле <адрес>, колодец в <адрес> возле <адрес> родник в <адрес> возле <адрес>, которые на балансе администрации МО «Калиновское сельское поселение» не числятся. Однако ответчиком не представлено информации по поводу разработки проекта зоны санитарной охраны централизованных источников водоснабжения, регистрации ограничении земельного участка рассоложенного в зоне санитарной охраны источника, организации информирования хозяйствующих субъектов по ограничению использования земли.

Неисполнение требований вышеуказанных санитарных правил и норм, требований законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», « Земельного кодекса Российской Федерации», предложений в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, может привести к угрозе и возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, случайное или умышленное загрязнение и повреждение мест водозабора и водозаборных сооружений, загрязнение воды источников водоснабжения, вредного воздействия на окружающую природную среду, среду обитания человека (отходов производства и потребления).

На момент предъявления настоящего искового заявления требования санитарного законодательства не выполнены. Санитарно-эпидемиологические мероприятия не выполнены. Таким образом, понуждение к исполнению предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

    Просят признать бездействие ответчика Администрации МО «Калиновское сельское поселение» в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконными.

Обязать ответчика в двухмесячныйсрок с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями: СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая воды. Гигиенически е требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней:

1. Разработать проект зоны санитарной охраны скважины расположенной в <адрес>

2. На разработанный проект зоны санитарной охраны получить санитарно-эпидемиологические заключение в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>.

3. На использование водных объектов скважины расположенной в <адрес>, колодца в <адрес>, колодца в <адрес>, родника в с.Калиновское по ул.Ленина получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.

4. Внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения в реестр муниципальной собственности.

5. Определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды в соответствии законодательством Российской Федерации.

6. Установить ограничения в использовании земельным участком, расположенным в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения скважины расположенной в <адрес> в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

7. Провести корректировку генерального плана застройки МО Калиновское сельское поселение в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременении использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования.

8. обеспечить информирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на участке водного объекта, а так же земельных участках, расположенных в зонах санитарной охраны об установленных ограничениях в их использовании

9. Обеспечить организацию и эксплуатацию зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 с учетом установленных ограничений.

       В обоснование своих требований ссылаются на ст. 42 Конституции РФ, ст. 11, ч. 3 ст. 39, ст. 18, ст. 19, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14, п. 7 ст. 37 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», п. 6.1., п. 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая воды. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения»; СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Калиновское сельское поселение» указала (л.д. 49-51), что с иском не согласны. В соответствии со статьей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц разработать и проводить санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения. В адрес Администрации МО «Калиновское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ направлялось предложение о реализации мер по улучшению санитарно - эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, по сути не являющееся актом предписывающего действия, не выражающим обязательных требований, а носящее рекомендательный характер. Ответственность за неисполнение рекомендательного акта не возникает.

Считают невозможным вменение в вину невыполнение требований следующих санитарных норм и правил: СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее санитарные правила), а также невыполнение пункта 2 ст.19 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку указанные санитарные правила, ст.19 ФЗ №52 - ФЗ распространяют свое действие на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также иных систем. Именно указанные индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды, указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям и именно к ним относился п.5 Предложения в органы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ , который звучал: «Обеспечить разработку проектов организаций зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению населения питьевой водой».

Также считают, что необходимо дать точную юридическую оценку специальному правовому статусу администрации МО «Калиновское сельское поселение», как органу местного самоуправления. В соответствии со ст.1 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - зонами субъектов РФ, самостоятельные и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся: - организация в границах поселения электро,- тепло, - газо, - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В законе также закреплены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые администрация МО «Калиновское сельское поселение», как орган местного самоуправления исполняет в полном объеме. В частности, вопрос по организации в границах поселения электро,- тепло, - газо, - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в соответствии с закрепленными законом полномочиями за органами местного самоуправления Калиновского сельского поселения, решен:

Администрацией МО «Калиновское сельское поселение» заключен договор аренды с ООО «Водоснабжение» муниципального имущества для выполнения работ и оказании услуг по водоснабжению жителей <адрес> МО «Калиновское сельское поселение» (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, полномочием администрации как органа местного самоуправления в области водоснабжения является вопрос его организации, а не предоставления услуги (осуществления самой деятельности непосредственно). ООО «Водоснабжение», в этой связи, как раз таки и будет тем юридическим лицом в соответствии с о ст.19 ФЗ , осуществляющим эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения, обязанным обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.

В Водном Кодексе РФ понятие нецентрализованного источника водоснабжения отсутствует, ни в исковом заявлении, ни в Предложении в органы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ нет ссылки на нормативно - правовой акт, обязывающий внести нецентрализованные источники водоснабжения в реестр муниципальной собственности.

          На основании изложенного, просят в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Горюшина О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дополнила, что их предложение носит рекомендательный характер, они посчитали, что его можно не исполнять. Если бы их предложение носило обязательный характер, то ими давно был бы составлен административный протокол. Ответчик является собственником скважины, которой владеет и распоряжается, должны выполнять требования санитарного законодательства. Из представленных ответчиком документов не следует, что арендатор обязан изготавливать проект зоны санитарной охраны, получать санитарно-эпидемиологическое заключение, оформлять землю в собственность. Из договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик принимает меры к благоустройству нецентрализованных источников водоснабжения, т.е. несет определенные расходы. С учетом этого они и должны быть включены в реестр муниципальной собственности. Из справки, представленной ответчиком по количеству граждан, проживающих на территории населенных пунктов, не следует, что произведен расчет достаточности водоисточников.

Представитель МО «Калиновское сельское поселение» Рулева В.В. в судебном заседании доводы отзыва поддержала, с иском не согласилась, и пояснила, что скважина отдана в аренду. Данная скважина им была передана из муниципалитета два года назад, этими вопросами должен заниматься сам арендатор - хозяйствующий субъект. Они пошли навстречу гражданам, чтобы им было где брать воду, отремонтировали колодец, но в прошлом году они отремонтировали 4 колонки центрального водоснабжения, надобность в колодцах отпала. Кроме того, колодец обрушился, он закрыт, т.к. им нельзя пользоваться. У них имеется информационная доска, там вывешивалось объявление, население у них небольшое - 526 человек, был подворный обход, на колодце висит объявление. Вопрос о том, чтобы поставить источники водоснабжения на учет, не рассматривался, они не обязаны этого делать. У них идет 3 этап конкурса, идет разработка проекта, которой занимается «Уралниипроект». Роспотребнадзор у них документы не запрашивали, а сразу обратились в суд. Ни один представитель не приезжал, и не интересовались где находятся источники. У них заключен муниципальный контракт, второй этап заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, работа ведется. Генеральный план будет утвержден после публичных слушаний, это будет не ранее сентября 2012<адрес> генерального плана будет разработан перспективный план. В населенном пункте проживает 452 человека, у каждого во дворе находится источник водоснабжения. Коммунальной службы у них на территории нет. В поселке имеется еще 5 колонок, кому недостаточно воды, могут набрать из колонки. Бюджет закладывается в декабре, все работы должны быть предусмотрены, отдельной статьи у них нет. Они подавали заявку на проведение централизованного водоснабжения, им отказали. В заявлении указан нереальный срок. Поскольку разработка проектов по стоимости от 200-300т.р., то в силу ФЗ № 94 следует проводить конкурс, а это более 45 суток, и потом еще разработка проекта. В бюджете у них имеется общая статья - благоустройство.

Заслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; данные положения Конституции РФ развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. К 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами требований санитарно эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 главы 1 Устава МО «Зареченское сельское поселение», к вопросам местного значения поселения относятся:

п.3. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

п.4.Организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

п.7.1. Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения;

п.17. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

п. 19 утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

п. 30 осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничении их использования;

На основании п.7 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.28 Устава МО «Зареченское сельское поселение» местная администрация обладает правами юридического лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствие со ст. 18 указанного закона «Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам»

1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

В соответствие со ст. 19 указанного закона « Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения»»

1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

3. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников":

По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам предусмотренным СанПиН 2.1.4.1175-02.

Согласно п. 6.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями.

В п. 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 предусмотрено, что с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям.

В соответствие со ст. 21 указанного закона «Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок».

1. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

2. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствие со ст. 22 указанного закона «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления».

1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 56. «Ограничение прав на землю» Федерального закона от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации»

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» :

п. 1.6. не разработаны проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;

п. 1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

п. 1.9. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

п. 1.11. Проект ЗСО для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

п. 1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

п.3.2.1.1.Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

п. 3.4., пп 3.4.1.В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почв и грунтовых вод.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения». п.3.1. Питьевая воды должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, п. 4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

В соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» п. 1.2. система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенных мест пункта.

В соответствии с требованиями СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» п. 3.2. население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.

п. 3.4. В целях предупреждения загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.

п. 3.5.Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в городе Камышлов, <адрес> и <адрес> направлялись предложения в Администрацию МО «Калиновское сельское поселение» о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства (л.д. 6).

Из ответа администрации МО «Калиновское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что к нецентрализованным источникам водоснабжения поселения относятся следующие объекты: колодец общего пользования в <адрес>, возле <адрес>. Данный источник по состоянию места расположения водозаборного сооружения, прилегающей территории и самого питьевого источника соответствует санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1175-02. Колодец был восстановлен в ноябре 2010г.; колодец общего пользования в <адрес>, возле <адрес>. В настоящее время данным источником не пользуются, т.к. он требует капитального ремонта в связи с обвалом. Администрация поселения с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения, обеспечивает обязательную и постоянную уборку территории, прилегающей к данному колодцу, в радиусе 50 метров. Также на их территории имеются нецентрализованные источники - колодцы, скважины, индивидуального пользования, расположенные на территории частных собственников. Ответственность в полной мере за обустройство, содержание и контроль за качеством воды нецентрализованных источников индивидуального пользования, несут индивидуальные пользователи. Учет нецентрализованных источников индивидуального пользования не ведется; - родник общего пользования в <адрес>, возле <адрес>Б. Данный источник был обустроен в мае 2009<адрес> было организовано проведение производственно-лабораторного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды из вышеуказанных децентрализованных источников водоснабжения. а именно были заключены договора в 2008, 2009, 2010г.г. с филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес> и <адрес>» на оказание платных медицинских услуг (работ). В 2011г. данные медицинские услуги проводились за счет бюджета администрации района. Данные источники на балансе поселения не числятся. Планируется поставить их на баланс в течение 2012г. (л.д. 35).

Ответчиком в подтверждение своих доводов представлены следующие документы:

- справка о том, что к нецентрализованным источникам водоснабжения поселения относятся следующие объекты: колодец общего пользования в <адрес>, возле <адрес>. Колодец был восстановлен в ноябре 2010г.; колодец общего пользования в <адрес>, возле <адрес>. В настоящее время данным источником не пользуются, т.к. он требует капитального ремонта в связи с обвалом или консервации. На территории имеются колодцы, скважины, индивидуального пользования, расположенные на территории частных собственников. Ответственность в полной мере за обустройство, содержание и контроль за качеством воды нецентрализованных источников индивидуального пользования, несут индивидуальные пользователи. Учет нецентрализованных источников индивидуального пользования не ведется; - родник общего пользования в <адрес>, возле <адрес>Б. Данный источник был обустроен в мае 2009<адрес> источник водоснабжения 3 6179, расположен в <адрес>. Колонки расположены: <адрес> - 1шт., <адрес> - 2 шт., <адрес> - 2 шт. (л.д. 70);

- техническое задание на разработку комплексного проекта градостроительного развития МО «Калиновское сельское поселение» (л.д. 71-79);

- муниципальный контракт ,375/2011 от ДД.ММ.ГГГГ на разработку комплексного проекта градостроительного развития МО «Калиновское сельское поселение» (л.д. 80-86);

- договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО5и МО «Калиновское сельское поселение» (л.д. 87-88) на консервацию источника водоснабжения;

- справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89, 90) о том, что численность постоянного населения, проживающего в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 452 человека;

- муниципальная целевая программа «Благоустройство территории МО «Калиновское сельское поселение» на 2012-2014г.г.», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-95);

- договор аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО «Калиновское сельское поселение» и ООО «Водоснабжение» (л.д. 96-103).

         Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Судом установлено, что требования санитарного законодательства ответчиком выполняются не в полном объеме. В договоре аренды, заключенном МО «Калиновское сельское поселение» не содержится указаний о том, что арендатор обязан разрабатывать проекты зон санитарной охраны.

Ответчиком не оспариваются обстоятельства, на которые ссылается истец.

Обязанности, о которых ведет речь истец, возникают у ответчика из совокупности законов, а не только из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». С позицией истца о том, что СанПиН тоже должен исполняться органами местного самоуправления, суд согласен.

Неисполнение ответчиком требований санитарного законодательства нарушает конституционное право граждан, проживающих на территории МО «Калиновское сельское поселение» на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

         Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

    Признать бездействие ответчика Администрации МО «Калиновское сельское поселение» в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконными.

Обязать ответчика в двухмесячныйсрок с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями: СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая воды. Гигиенически е требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней:

1. Разработать проект зоны санитарной охраны скважины расположенной в <адрес>

2. На разработанный проект зоны санитарной охраны получить санитарно-эпидемиологические заключение в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.

3. На использование водных объектов скважины расположенной в <адрес>, колодца в <адрес>, колодца в <адрес>, родника в с<адрес> получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области.

4. Внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения в реестр муниципальной собственности.

5. Определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды в соответствии законодательством Российской Федерации.

6. Установить ограничения в использовании земельным участком, расположенным в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения скважины расположенной в <адрес> в соответствии с Земельным и Водным Кодексом РФ. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

7. Провести корректировку генерального плана застройки МО Калиновское сельское поселение в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. с учетом реализации требований Земельного Кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременении использования земельных участков в пределах данных зон (ст. 56 ЗК РФ). Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального образования.

8. обеспечить информирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на участке водного объекта, а так же земельных участках, расположенных в зонах санитарной охраны об установленных ограничениях в их использовании

9. Обеспечить организацию и эксплуатацию зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 с учетом установленных ограничений.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                                    Т.П.Шаламова

     Решение вступило в законную силу «_____»_____________ 2012г.

     Судья -