Дело № 2-317/2012г. Мотивированное решение изготовлено 09.05.2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 мая 2012г. Камышловский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Шаламовой Т.П. при секретаре Ошиваловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, указав следующее. Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ осуществляется надзор за исполнением законов в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» ГУФСИН России по Свердловской области, расположенной по адресу: <адрес>, предназначенной для отбывания наказания осужденных мужчин. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой с привлечением Государственного инспектора по пожарному надзору МО Камышловский ГО и МО Камышловский МР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-52 требований Федерального закона от 21.12.94г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес учреждения выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Однако выявленные нарушения пожарной безопасности не устраняются, требования предписаний не исполняются. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой с привлечением Государственного инспектора по пожарному надзору МО Камышловский ГО и МО Камышловский МР ГУ МЧС России по Свердловской области вновь проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-52 требований Федерального закона от 21.12.94г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в ходе которой установлено, что администрация ФКУ ИК-52 не приняла необходимых мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ за №. В учреждении в настоящее время продолжают иметь место следующие нарушения требований пожарной безопасности: помещения общежитий отрядов для проживания осужденных, помещение роты охраны, помещение столовой-клуба не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре; на зданиях общежитий отрядов №, 2, 3, 4 не выполнена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций чердачных помещений. Утверждение администрации ФКУ ИК-52 об отсутствии достаточного финансирования на цели пожарной безопасной не являются основанием для освобождения от устранения нарушений требований пожарной безопасности. Бездействие администрации ФКУ ИК-52 влечет нарушение требований ст. 2, ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, в соответствии с которыми руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК-52 препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье сотрудников учреждения, отбывающих наказание осужденных и иных лиц, имеют место в учреждении, деятельность которого связана с постоянным пребыванием значительного количества людей, в том числе, ограниченных в свободе передвижения. Просят обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещения общежитий отрядов для проживания осужденных, помещение роты охраны. помещение столовой-клуба автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре; выполнить огнезащитную обработку (пропитку) деревянных конструкций чердачных помещений на зданиях общежитий отрядов №, 2, 3, 4. Представитель Свердловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ в суд не явился в виду занятости в других процессах, был извещен надлежащим образом. ФКУ ИК-52 ГУФСН России по Свердловской области в отзыве (л.д. 64-65) указало, что с иском не согласны. Их учреждение не было ознакомлено с приказом о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. По результатам проверки не был выдан акт, поэтому учреждение было лишено возможности дать своим пояснения по фактам нарушений. По устранению выявленных нарушений учреждением проводись и проводится работа. Указанные объекты в постановлении финансируются за счет средств бюджета и являются собственностью Российской Федерации. Учреждением неоднократно запрашивались денежные средства на установление пожарной сигнализации и противоогневую обработку зданий. В 2011г. на данные мероприятия ГУФСИН России по СО было выделено 268 000р., ФКУ ИК-52 потратило на данные мероприятия 210 000р. В феврале 2012г. выделено ГУФСИН 200 000<адрес> договора на монтаж пожарной сигнализации вышеперечисленных объектов. Составлена смета и направлена заявка в ГУФСИН для выделения денежных средств на проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений. За счет сил учреждения проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций общежитий отрядов известково-соленным раствором. Таким образом, их учреждением ведется работа в данном направлении. Просят заявление прокурора оставить без удовлетворения. Представитель ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области по доверенности Королев А.М. в судебном заседании с иском согласился частично, доводы отзыва поддержал и дополнил, что согласен с тем, что выполнено по предписанию не все, только на 86%. Выделенные 268 000р. освоены в полном объеме. Помещение роты охраны оборудовано автоматической сигнализацией, имеется акт о выполнении работ. Огнезащитная обработка не выполнена. Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В силу ст. 37, ч. 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности. Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 Правил пожарной безопасности). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержание требования пожарной безопасности. Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10) Государственным инспектором по пожарному надзору МО Камышловского ГО и МО Камышловский МР ГУ МЧС России по Свердловской области Карасевым Т.И. проведена проверка в отношении ФКУ «ИК-52» ГУФСИН по СО. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в помещениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, речевое оповещение о пожаре (основание ст. 46, 54, 83, 91, 103 ФЗ 3 123 от ДД.ММ.ГГГГ; а также п. 34 ППБ 01-03 в РФ; п. 3 ППБ 01-03 в РФ; НПБ-110-03, НПБ 88-2001; НПБ 104-03); в зданиях не проведена ревизия электрохозяйства на сопротивление изоляции и дальнейшую пригодность к эксплуатации (основание п. 57 ППБ 01-3 в РФ); на зданиях общежития отрядов № не выполнена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций чердачных помещений (основание п. 36 ППБ 01-03 в РФ). Согласно предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13) по устранению нарушений требований пожарной безопасности начальнику ФБУ ИК-52 ГУФСИН России по СО необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору: п. 1 в помещениях выполнить автоматическую пожарную сигнализацию, речевое оповещение о пожаре (основание ст. 46, ст. 54, ст. 83, ст. 91, ст. 103 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 п. 34 ППБ 01-03 в РФ, НПБ 110-03, НПБ 88-2001, НПБ 104-03; п. 2 в зданиях выполнить ревизию электрохозяйства на сопротивление изоляции и дальнейшую пригодность к эксплуатации (основание п. 57 ППБ 01-03 в РФ); п. 3 на зданих общежитий отрядов № выполнить огнезащитная обработку (пропитку) деревянных конструкций, чердачных помещений (п. 36 ППБ 01-03 в РФ). Срок устранения по п. 1 - ДД.ММ.ГГГГ, по п. 2 и 3 - до ДД.ММ.ГГГГ Из объяснительной начальника ФБУ ИК-52 Мотренко С.А. (л.д. 14-15), начальника ОПЧ ВПО ФКУ ИК-52 Королева А.М. (л.д. 16-17) следует, что по предписанию невыполненными остаются 2 пункта. По пункту 1 в настоящее время в учреждении оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и речевым оповещением при пожаре здание административного штаба (за территорией ИК), здание штаба и медицинской части, здание ремонтно-механического участка, склады, помещения школы, профессионально-технического училища, комнат свидания, деревообрабатывающего участка, швейного участка, что составляет 86% от требуемого количества. В течение 2011г. были выделены из ГУФСИН по Свердловской области денежные средства в объеме 264 989р. для оборудования объектов автоматической пожарной сигнализацией, что недостаточно для оборудования АПС всех объектов в полном объеме. Также на внебюджетные участки учреждения выполнен монтаж АПС и речевого оповещения о пожаре, за счет средств учреждения на сумму 210 500р. В феврале текущего года выделено из ГУФСИН по Свердловской области 200 000 р. для работ по монтажу АПС на объектах учреждения. Заключен договор с лицензированной организацией на монтаж АПС в помещениях отдела охраны. На зданиях общежитий отрядов № выполнить огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений. Составлена смета и направлена заявка в ГУФСИН для выделения денежных средств на проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений, организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности. За счет сил учреждения проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций общежитий отрядов известково-соленным раствором. Согласно приказа №л/с от ДД.ММ.ГГГГ Мотренко С.А. назначен на должность начальника ИК-52 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Из ответа Отделения надзорной деятельности МО Камышловский ГО МО Камышловский район ГУ МЧС России по СО от ДД.ММ.ГГГГ Свердловскому прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ следует, что помещения общежитий отрядов для проживания осужденных, помещение роты охраны, помещения столовой-клуба не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре; на зданиях общежитий отрядов № и №, а также отрядов № и № не выполнена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций чердачных помещений (л.д. 7). Ответчиком в подтверждение своих доводов представлены: договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ в области пожарной безопасности (л.д. 66-68) на проведение работ по монтажу пожарной сигнализации; договор № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление услуг в области пожарной безопасности (л.д. 69-70); государственный контракт на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-76); свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 77, 78, 79, 80, 81)) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым собственником общежития №, клуба-столовой, общежития №, общежития №, общежития № по <адрес> является Российская Федерация; служебные записки от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ИВПО УБ ГУФСИН России по Свердловской области о выделении денежных средств в целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-84. 87); заявка на необходимые средства для выполнения предписания ГПН и ИВПО (л.д. 85); информация о потребностях в бюджетных ассигнованиях на обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения (л.д. 88-89); расчет на монтаж пожарной сигнализации (л.д. 90-91); локально-сметный расчет на монтаж пожарной сигнализации (л.д. 92-95); акт о приемке выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96-97); справка о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98). С учетом изложенного, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. Судом установлено, что ответчиком помещение роты охраны оборудовано пожарной сигнализацией, поэтому в этой части требования удовлетворению не подлежат. Что касается остальных требований, то они подлежат удовлетворению. Судом установлено, и не оспаривалось ответчиком, что перечисленные нарушения пожарной безопасности имеют место, указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. С учетом требований закона ответчик обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также об ответственности на нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Доводы ответчика об отсутствии достаточного финансирования ИК-52 на цели пожарной безопасности не могут являться основанием для освобождения ответчика от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности. Ответчик не лишен права урегулировать свои финансовые взаимоотношения с ГУФСИН по Свердловской области, ФСИН Российской Федерации. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск прокурора удовлетворить частично. Обязать ФКУ «Исправительная колония №» ГУФСИН России по Свердловской области, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - оборудовать помещения общежитий отрядов для проживания осужденных, помещения столовой-клуба автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре; - выполнить огнезащитную обработку (пропитку) деревянных конструкций чердачных помещений на зданиях общежитий отрядов №, №, №, №. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Т.П.Шаламова Решение вступило в законную силу «___»________________2012г. Судья