2-325\2012г.



Мотивированно решение изготовлено 09.06.2012 года Дело №2-325/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2012 года        

Камышловский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Деева Д.Л.

при секретаре Шмелевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Камышловского межрайонного прокурора в интересах Бельковой <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении и выплате дополнительной меры социальной поддержки и обязании назначить и выплатить дополнительную меру социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

    Камышловский межрайонный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Бельковой Л.Н. обратился в суд с данным иском, указав следующее. В Камышловскую межрайонную прокуратору поступило обращение Бельковой о том, что ей не выплачивается единовременное пособие на проведение ремонта индивидуальных жилых домов. В ходе проверки установлено, что Бельковой <данные изъяты>, <данные изъяты> по общему заболеванию было отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременного пособия на проведение ремонта индивидуальных жилых домов в размере 100 000 рублей. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», которым определено «предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп». Пунктом 8 ст.154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ определено «установить, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих». Согласно п.3-4 (введен областным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ) ст.4 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» для инвалидов ВОВ устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100000 рублей. В силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП « О реализации дополнительных мер социальной поддержки, установленных пунктами 3-4, 3-5 ст.4 и пунктами 3-4, 3-5 ст.5 закона <адрес> -ОЗ» Бельковой необходимо назначить и выплатить дополнительную меру социальной поддержки. До настоящего времени данная дополнительная мера социальной поддержки не назначена и не выплачена, что нарушает её право, предусмотренное ч.2 ст.55 Конституции РФ. Просит признать незаконным отказ в назначении и выплате Бельковой дополнительной меры социальной поддержки как <данные изъяты> второй мировой войны, признанной <данные изъяты>, трудового увечья, других причин - единовременного пособия на проведение ремонта принадлежащего ей не менее пяти лет на праве собственности жилого помещения, в котором она проживает, в размере 100 000 рублей и обязать Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> и <адрес> назначить и выплатить дополнительную меру социальной поддержки Бельковой Л.Н.

         В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Вахрушева Е.С. требования иска поддержала в полном объеме.

          В судебном заседании Белькова Л.Н., в интересах которой подан иск, требования иска поддержала и добавила, что федеральным законодательством они приравнены к инвалидам ВОВ, ко дню Победы ей также выплатили 5 000 рублей, как и инвалидам. Однако в выплате пособия на ремонт дома выплачивать отказываются.

В судебном заседании представитель ответчика УСЗН по <адрес> в <адрес> и <адрес> Попова А.Г. иск не признала и показала, что управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>, являясь исполнительным органом государственной власти осуществляет работу по определению права граждан на различные виды социальных пособий, компенсационные выплаты и исполняет законодательство по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в пределах своих функций и полномочий. Полномочия и функции Управления, как самостоятельного юридического лица закреплены в положении о территориальном отраслевом исполнительном органе, утвержденному постановлением <адрес> -ПП от ДД.ММ.ГГГГ, в главе 3 пункте 21 которого записано « в пределах своей компетенции осуществляет предоставление мер социальной поддержки населению в соответствии с действующим законодательством». в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с ФЗ-122 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и утратили силу некоторые законодательные акты. В связи с этим в <адрес> принят областной закон от ДД.ММ.ГГГГ « О социальной поддержке ветеранов». <адрес>, пользуясь своим правом устанавливать за счет средств областного бюджета дополнительные меры социальной поддержки федеральным льготникам, с целью повышения уровня социальной защищенности ветеранов как лиц с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед отечеством, установила законом дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременного пособия в размере 100 000 рублей на проведение ремонта в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности. При этом данная дополнительная мера установлена только для инвалидов и участников ВОВ и одиноко проживающих инвалидов и участников ВОВ. Бывшие <данные изъяты> не отнесены к категории ветеранов, имеющих право на её получение. Согласно ст.31 Бюджетного кодекса РФ, органы государственной власти вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. В соответствии со ст.26.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Таким образом областным законом введена дополнительная мера поддержки для инвалидов и участников ВОВ. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ определением по делу -В11-13 от ДД.ММ.ГГГГ указала неправомерной ссылку на Указ Президента . Приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам ВОВ не дает правовых оснований для обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента , поскольку на данную категорию лиц, его действие не распространяется. Из этого следует, что выплат Бельковой не назначена и не выплачена правомерно.

Представитель третьего лица <адрес> Князева М.О. с требованиями иска не согласилась и показала, что в соответствии со ст.72 Конституции РФ социальная защита населения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Подпунктом 24 пункта 2 ст.26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено что органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. К полномочиям государственных органов субъекта РФ отнесено, в том числе, решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период ВОВ 1941-1945 годов, жертв политических репрессий и иных категорий граждан. Пунктом 1 ст.10 ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Согласно п.3 ст.10 указанного закона, в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы областным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке ветеранов» установлено, что для инвалидов и ветеранов ВОВ установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременного пособия в размере 100 000 рублей на проведение ремонта в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности более пяти лет. Таким образом законодатель определил круг субъектов, имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки - инвалиды и ветераны ВОВ. Указанная категория расширительному толкованию не подлежит. В указанном законе сделана только одна оговорка, когда действие закона по отдельным мерам социальной поддержки распространяется на других лиц. Так, узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто и других мест принудительного содержания предоставляются меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 1 - 2-1, 4 - 4-2 ч.1 ст.9 указанного областного закона. Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно ст.31 Бюджетного кодекса РФ, органы государственной власти вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Истец ссылается на Указ Президента и п.8 ст.154 ФЗ , вместе с тем, действие данных норм распространяется только на меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и принятыми во исполнение их законами субъектов РФ. Указ Президента был принят в целях улучшения социально-экономического положения указанных категорий граждан, которым предоставлялись льготы, установленные для инвалидов ВОВ или участников ВОВ. Данный указ фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступление в силу ФЗ, где в п.8 ст.154 определено, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ. При этом необходимо учитывать, что речь идет о мерах социальной поддержки, установленных ст.14 и 15 ФЗ «О ветеранах». Данные меры являются расходными обязательствами РФ. Бывшим несовершеннолетним узникам на территории <адрес> установлены следующие льготы: 1) предоставление путевок на оздоровительную поездку на теплоходе (Постановление правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП); бесплатный проезд по территории <адрес> на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП); право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП); ежемесячное пособие на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования пригородных маршрутов (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП); ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП). Кроме того, в связи с 66-й годовщиной Победы в ВОВ <адрес> устанавливало в 2011 году единовременную денежную премию, в том числе узникам концлагерей. С учетом указанного ФИО9 не имеет права на меру социальной поддержки в виде 100 000 рублей на ремонт жилого помещения.

Представитель министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве указали, что с исковыми требованиями не согласны, так как согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки льготы, установленные для инвалидов ВОВ. При этом необходимо отметить, что в соответствии со ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, оказание мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ. Согласно данного закона (п.3 ст.10), субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки, что уже является расходными обязательствами субъекта РФ. В пределах указанных норм, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены меры социальной поддержки для инвалидов ВОВ, которые приняты и реализуются за счет средств бюджета свердловской области. Из вышеизложенного следует, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки тем категориям граждан, социальное обеспечение которых относится к ведению РФ. Указанное право также определено ст.26.3.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, где указано что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Из этого следует, что субъекты РФ для граждан, социальное обеспечение которых отнесено к полномочиям РФ, вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки с определением конкретных категорий граждан, которым такие меры будут представлены. В настоящее время бывшим несовершеннолетним узникам в соответствии с законодательством <адрес> предоставляются следующие меры поддержки: ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных, единовременная денежная выплата в размере 500 рублей, право на предоставление путевки на оздоровительную поездку на теплоходе. Таким образом доводы прокурора относительно нарушения прав не обоснованы и не соответствуют нормам действующего законодательства.

         Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2 Указа Президента РФ N 1235).

Вместе с тем, Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Действующими Разъяснениями N 4 "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденными постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20, в пункте 5 которого указано, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы, соответственно, статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Согласно п.3-4 (введен областным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ) ст.4 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» для инвалидов ВОВ устанавливается дополнительная мера социальной поддержки - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100000 рублей.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «О реализации дополнительных мер социальной поддержки, установленных пунктами 3-4, 3-5 ст.4 и пунктами 3-4, 3-5 ст.5 закона <адрес> -ОЗ» установлен порядок и условия выплаты дополнительных мер социальной поддержки.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время имеет место правовая неопределенность относительно вопроса наличия льгот по единовременному пособию на проведение ремонта в размере 100 000 рублей у лиц, имеющих статус несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, поскольку императивной правовой нормы, устанавливающей подобную льготу для лиц, обладающих подобным статусом, в федеральном законодательстве не содержится.

Отсутствие же правового регулирования данных правоотношений ставит лиц, имеющих статус несовершеннолетних узников и претендующих в данный момент на предоставление указанной льготы, в неравное положение с обладающими таким статусом лицами, уже воспользовавшимися правом на получение социальных льгот на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".

С учетом изложенного лица, имеющие статус бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, по формам и объему государственной социальной поддержки должны приравниваться к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, а потому имеют право на предоставление им всех мер социальной поддержки и льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе и предоставление им по единовременному пособию на проведение ремонта в размере 100 000 рублей.

Белькова Л.Н. имеет статус как бывший <данные изъяты>, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается удостоверением (л.д.35), <данные изъяты> (л.д.35)

В собственности Бельковой Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года находится дом по адресу: <адрес>, что подтверждается договором (л.д.6) и справкой руководителя ТСП «Галкинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). В указанном доме ФИО9 проживает с апреля по октябрь, что следует из справки руководителя ТСП «Галкинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7 оборот.).

Согласно письма УСЗН по <адрес> в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Бельковой отказано в назначении и выплате единовременного пособия на проведение ремонта в размере 100 000 рублей (л.д.5).

До настоящего времени Бельковой данная дополнительная мера социальной поддержки не назначена и не выплачена, что не обеспечивает конституционный принцип недопустимости издания в РФ законов, отменяющих или умаляющих права граждан, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Камышловского межрайонного прокурора в интересах Бельковой <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу Камышлову и <адрес> назначить и выплатить Бельковой <данные изъяты> дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную п.3-4 ст.4 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» - единовременное пособие на проведение ремонта принадлежащих им не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100 000 рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья           Д.Л.Деев

Решение вступило в законную силу «____»__________________2012г.

Судья          Д.Л.Деев