Копия дела № 2-677/2012г. Мотивированное решение изготовлено 8.10.2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 октября2012г. Камышловский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шаламовой Т.П. при секретаре Ошиваловой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шалягиной <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления УСТАНОВИЛ: Шалягина М.Г. обратилась в суд с заявлением, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию МО «Камышловский муниципальный район» о включении ее многодетной семьи в списки для получения социальной выплаты по улучшению жилищных условий. Был дан ответ, что финансовая поддержка может быть осуществлена в рамках «Целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.». Ею были представлены все необходимые документы и Постановлением Главы МО «Камышловский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ семья была включена в состав участников мероприятий по обеспечению жильем, предусмотренных целевой федеральной программой. ДД.ММ.ГГГГ она получила письмо, в котором указано, что она исключена из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013г.». Были указаны следующие причины - строящийся жилой дом сдан в эксплуатацию в августе 2009г.; несоответствие условия признания гражданина участником указанной программы и датой заключения соответствующего кредитного договора; превышение выстроенного жилого помещения на семью из 9 человек по сравнению с нормативом постановки на учет. В августе 2012г. она получила постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она исключена из состава участников программы в связи с отсутствием факта нуждаемости в улучшении жилищных условий. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. 1) На момент принятия решения о включении семьи в Программу - семья отвечала требованиям законодательства, а представленные документы были приняты. В соответствии с п. 4, 6 Программы получатель социальной выплаты вправе использовать ее … и на завершение ранее начатого строительства. Для получения социальной выплаты одним из условий является наличие собственных или заемных средств не менее 30% расчетной стоимости строительства жилья; 2) В соответствии с п. 7 Программы в случае привлечения гражданином для строительства или приобретения жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного строительства социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному строительству. Для строительства жилого дома их семья оформила целевой кредит «Кредит ипотечный» в Сбербанке РФ (договор № от ДД.ММ.ГГГГ) и получили ДД.ММ.ГГГГ первый транш в сумме 150т.р. Признание ее участником программы по представленным ею документам и привлечение денежных средств по целевому кредиту не противоречат законодательству и согласуются с фактическими обстоятельствами дела. 3) Ссылка администрации на размер жилого дома не противоречит п. 11 Программы, из которой следует, что получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство жилья сверх установленного п. 9 Типового положения размер общей площади при условий оплаты им за счет собственных средств или заемных средств, части жилья превышающей указанный размер. Возможность исключения граждан из числа участников программы не предусмотрена ни Программой, ни Правилами. Исключение их семьи из участников программы нарушает их права на улучшение жилищных условий. Просит признать незаконным исключение ее из участников программы «Социальное развитие села до 2013г.», и обязать администрацию МО Камышловский муниципальный район восстановить ее в списках участников программы. Представитель МО «Камышловский муниципальный район» Пестиков С.М. в отзыве на заявление указал (л.д. 27-28) следующее. Постановлением главы МО «Камышловский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ Шалягина М.Г. была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013г.». Постановлением Главы МО «Камышловский муниципальный район» от 6.06.2012г. Шалягина М.Г. была исключена из состава участников Программы по следующим основаниям: в августе 2009г. был построен и сдан в эксплуатацию жилой дом общей площадью 162,7 кв.м. В данном доме Шалягина М.Г. стала проживать вместе со своей семьей из 9 человек. На момент принятия решения об исключении из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, факт нуждаемости в улучшении жилищных условий Шалягиной М.Г. не был подтвержден. Кроме того, довод Шалягиной М.Г., что социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному строительству, не учитывает п. 7 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство, согласно которому в случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника финансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий в п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетом субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан. проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Кредитный договор с ОСБ № был заключен ДД.ММ.ГГГГ, а в состав участников Программы Шалягина М.Г. была включена лишь ДД.ММ.ГГГГ Считают, что Шалягина М.Г. законно и обоснованно исключена из состава участников Программы. В судебном заседании Шалягина М.Г. требования поддержала, и дополнила, что они с семьей проживали в 3- комнатной квартире площадью 65кв.м., и с весны 2008г. стали интересоваться - каким образом можно улучшить жилищные условия. Написали письмо в администрацию района. Глава района им отказал. Они понимали, что им одним не потянуть - т.к. в семье трое несовершеннолетних, а работает один муж. Про ипотеку узнавал муж в банке, где ему разъяснили, что для получения <данные изъяты>.р. необходимо иметь 30% своих средств. Муж обратился на работу и ему дали беспроцентную ссуду в размере <данные изъяты>. После оформления договора, сдали документы, все приняли и поставили на очередь. Им никто не сказал, что дата ипотечного кредита должна быть оформлена уже после того, как они подали заявление. В 2008г. их приняли в программу, и с ноября 2008г. они начали строительство дома - первый транш был использован на строительство фундамента. К октябрю 2009г. все средства были выбраны - сделан фундамент, стены, крыша. В 2010г. муж еще взял кредит, чтобы завершить строительство. Каждый год они созванивались со специалистом администрации - как это отразится на программе. В 2011г. средств стало выделяться больше, и им сказали, что на 2012г. они первые на получение субсидии. В 2012г. с них дополнительно попросили документы. В 2011г. они продали квартиру, и въехали в дом, зарегистрировались в нем, хотя до конца он не доделан. Они были уверены - поскольку были включены в программу - что смогут рассчитаться по кредиту, и привлекали поручителей - а сейчас получается они их обманули. Считает, что в администрации нашли повод, чтобы их исключить из списка. Они взяли кредит ДД.ММ.ГГГГ, а документы были приняты ДД.ММ.ГГГГ настаивает, что никто не объяснял ей, и не предупреждал, что ипотечный кредит должен быть взят при подаче заявления. Общалась по этим вопросам она с ФИО6 Шалягин О.А. заявление поддержал и пояснил, что документы по ипотеке и по программе собирал он. Первый раз сдавал - не хватало документов. Собирать он их в августе начал. На 2008г. было трое маленьких детей и двое взрослых детей. Обращался к ФИО21 который ответил, что помогут только по Программе. Если бы его не обнадежили, то он бы не взял ипотеку и поручителей не подвел. 650т.р. ему дали на работе. Он считает, что появился кто-то «блатной», ему и передали деньги, а их кинули, и появился повод лишить их денег. Право собственности на дом зарегистрировано на его имя. В настоящее время к ним банк предъявляет иск о взыскании задолженности. Представитель Шалягиной М.Г. - Ларина Л.А. требования поддержала, и дополнила, что в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация указала 3 основания, по которым Шалягину М.Г. исключили из списков, а в постановлении - только о факте нуждаемости (отсутствует). Ипотечный кредит был взят именно под строительство жилого дома. Администрация не известила Шалягину в течение трех дней, постановление от июня получила только в августе. Администрация МО «Камышловский муниципальный район» должна была Шалягиной М.Г. все разъяснить. Представитель администрации МО «Камышловский муниципальный район» Кулаков О.П. требования не признал, и пояснил, что право собственности на дом у ФИО20 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Администрация действовала в рамках полномочий. Не отрицает, что на ДД.ММ.ГГГГ семья Шалягиных соответствовала всем требованиям для участия в программе. На момент подачи заявления они нуждались в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ они уведомили Шалягину как будет осуществляться социальная выплата. На тот период на территории района от «Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» действовала Осадчая. Программа финансируется из Федерального и областного бюджетов. Полномочия местных органов самоуправления сводятся к приему заявлений от граждан, что и было сделано. Далее списки передаются в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». В августе 2009г. дом был сдан, о чем подтверждает свидетельство о госрегистрации права, и было принято решение об исключении из списка участников Программы. Кредитный договор был заключен ранее включения семьи Шалягиных в программу. Даже если решение суда и будет в пользу Шалягиных, именное свидетельство они не получат. Когда были включены в Программу, то Шалягины подписывали заявление об ознакомлении со всеми материалами, какие должны быть. Представитель администрации МО «Камышловский муниципальный район» Алешко С.Ю. пояснила, что при постановке на учет подтверждаются документами не только нуждаемость в жилье, но наличие заемных средств. Шалягина могла взять ипотеку и ранее, но она могла подтвердить, что у нее есть заемные средства, но это не значит, что социальные выплаты должны идти в погашение ипотечного кредита. Представитель АК СБ РФ (Камышловское отделение №) в судебное заседание не явился. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013г.» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий. В п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетом субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» - указаны те же условия направления социальных выплат … при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий. В п. 2.1 перечислены документы, которые должны быть приложены к заявлению об участии в реализации мероприятий Программы. В силу п. 23 Постановления № органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Согласно п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ) - субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих: а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно Приложения №. В соответствии с п. «б» п. 6 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в т.ч. молодым семьям и молодым специалистам» (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в т.ч. на завершение ранее начатого строительства жилого дома. П. 7 указанного Типового положения воспроизводит содержание п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу п. 11 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного п. 9 размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. П. 14 Типового положения от ДД.ММ.ГГГГ воспроизведен п. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (…при выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата). ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился к Главе Администрации МО «<адрес>» ФИО10 с заявлением об оказании помощи в получении беспроцентного банковского кредита на постройку дома для его семьи в <адрес>., где земля находится в его собственности. Является главой многодетной семьи (л.д. 10). ДД.ММ.ГГГГ в ответе Глава МО «Камышловский муниципальный район» ФИО10 указал, что финансовую поддержку при строительстве жилья в сельской местности Вы можете получить в виде субсидии из федерального и областного бюджета в размере 70% сметной стоимости строительства жилого дома, в случае признания Вас нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником программы «Социальное развитие села до 2012г.». Данные социальные выплаты могут быть направлены Вами на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам при условии, что на дату заключения соответствующего кредитного договора Вы стали участником данной программы (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии № между АК СБ РФ (ОАО) и ФИО14А. и М.Г. о предоставлении «Кредита ипотечного» в сумме <данные изъяты>. на индивидуальное строительство жилого дома по адресу <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ по<адрес>,5% годовых. Договор обеспечен поручительством ФИО16, ФИО11, ФИО12, ФИО13; залогом земельного участка по адресу <адрес>, и залогом здания, расположенного по <адрес>, и принадлежащих ФИО7 (л.д. 12-15). Постановлением № Главы МО «Камышловский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в составе семьи 8 человек, проживающая в <адрес> - включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 получено свидетельство о госрегистрации права собственности на земельный участок площадью 1406 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес> - включена гом зд ира, 138-а в <адрес>, и предназначенный для строительства индивидуального жилого дома. Документ-основание - свидетельство на право постоянного бессрочного пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). ДД.ММ.ГГГГ Шалягиным О.А. получено свидетельство о госрегистрации права собственности на жилой дом площадью 1627 кв.м. по <адрес> в <адрес> - включена гом зд ира, 138-а <адрес>. Документы-основания - свидетельство на право постоянного бессрочного пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, орган выдачи Камышловский райкомзем. Кадастровый паспорт здания, сооружения объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ Орган выдачи СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <адрес> (л.д. 16). Постановлением главы МО «Камышловский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4) Шалягина М.Г. исключена из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013г.» - в связи с отсутствием подтверждения факта нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д. 7-8). ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 извещена письмом (л.д. 9) о принятом решении об исключении из состава участников мероприятий. Указывается на то, что в августе 2009г. строящийся жилой дом сдан в эксплуатацию. Кроме того. факт нуждаемости в улучшении жилищных условий не подтвержден. Согласно выписке с домовой книги вы и ваша семья в составе 9 человек занимаете жилое помещение общей площадью 162,7 кв.м., при нормативе постановки на учет 135 кв.м. Из справки ТСП «Обуховский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 34) следует, что ФИО2 зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в составе семьи: 1) ФИО7 муж; 2) ФИО15 - дочь ДД.ММ.ГГГГ.р.; 3) ФИО20 ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ.р. дочь; 4) ФИО23 - дочь ДД.ММ.ГГГГ.р.; 5) ФИО20 ФИО19 - ДД.ММ.ГГГГ.р. Зарегистрированы, но не проживают по данному адресу: 6) ФИО16 - дочь ДД.ММ.ГГГГ.р.; 7) ФИО17 внук ДД.ММ.ГГГГ.р.; 8) ФИО18 внук - ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство (сведения содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию права, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе. Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что заявление Шалягиной М.Г. подлежит удовлетворению. Судом установлено, что исключена из списков участников Программы Шалягина М.Г. в июне 2012г. со ссылкой - отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Однако, если принимать доводы администрации МО «Камышловский муниципальный район», то исключение из Списка должно было бы иметь место еще в 2009г.; после того, как Шалягин получил свидетельство о госрегистрации права, и где был указан размер общей площади дома. Однако этого сделано не было. Администрацией не было учтено, что был зарегистрирован объект незавершенного строительства. Пояснения заявителя Шалягиной М.Г. о том, что в 2011г. они продали квартиру по <адрес>, и заехали в недостроенный еще фактически дом, и зарегистрировались в нем - представителями заинтересованного лица не были опровергнуты. Не оспорены и пояснения заявителя, что ежегодно она общалась с представителем администрации ФИО6, которая убеждала ее, что все в порядке, более того, им заявляли, что они первые в очереди на 2012г. Требовали в 2012г. документы дополнительно - по остатку ипотечного кредита и т.д. Суд исходит из того, что включив Шалягину М.Г. в список участников Программы, заинтересованное лицо (Администрация МО) считала, что все необходимые документы (по п. 12 Типового положения) были ею представлены, и в частности по п. «в» - копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты. Типовым положением не предусмотрено исключение из списков участников Программы, а указывается (п. 14) о возвращении документов - в связи с недостоверностью информации. Ненадлежащее разъяснение закона со стороны заинтересованного лица не может быть основанием для нарушения права Шалягиной М.Г. и ее семья на улучшение жилищных условий. В силу п. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. …используют безопасные средства и иные незапрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в т.ч. путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. С учетом вышеизложенного, заявление подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление Шалягиной <данные изъяты> удовлетворить. Признать незаконным исключение Шалягиной <данные изъяты> из состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социлаьное развитие села до 2013г.». Обязать администрацию МО «Камышловский муниципальный район» восстановить Шалягину <данные изъяты> в указанном списке. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья - подпись Копия верна: Судья Секретарь: Решение вступило в законную силу «_____»_____________ 2012г. Судья -