Дело № 2-12-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
П.г.т. Камское Устье 13 января 2011 года.
Судья Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан
Г.Ф.Гилмуллина,
при секретаре Р.Х.Закировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиятдиновой Р. М. об обжаловании отказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в перечислении денежной субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Зиятдинова Р.М., являясь наследником по закону, обратилась с заявлением в суд, обжалуя отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в перечислении денежной субсидии на приобретение жилья. Просит суд признать отказ незаконным и обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совершить необходимые действия для перечисления денежных средств – субсидии на открытый отдельный блокированный целевой счет с последующим переводом их на лицевой счет «Продавца» на приобретение квартиры. В обоснование заявления указывает, что ее отцу ФИО2 в соответствии с постановлением КМ РТ от 07.06.2006г. №275 выделена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере №. на приобретение жилья адресу: Республика Татарстан, <адрес>. По условиям договора купли-продажи квартиры, право собственности на которую согласно свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГзарегистрировано за ФИО2, оплата стоимости квартиры должна была производиться безналичным расчетом за счет средств федерального бюджета, представленных «Покупателю» в виде субсидии на приобретение жилья в соответствии с вышеуказанным постановлением. В связи с тем, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, Министерство отказывает в выплате стоимости квартиры за счет субсидии.
В судебном заседании заявитель Зиятдинова Р.М. и ее представитель адвокат Камонин В.А. заявленные требования поддержали.
Заинтересованное лицо представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В письменном отзыве заявленные требования считает необоснованными, ссылаясь на отсутствие предмета наследования : нет субсидии на лицевом счете умершего. Указанная мера социальной поддержки как субсидия имеет целевой характер и направлена на улучшение жилищных условий, неразрывно связана с личностью граждан-получателей, поэтому не может принадлежать ни наследникам, ни продавцу жилого помещения, так как в связи со смертью обязательства прекращаются.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает возможным заявление Зиятдиновой Р.М. удовлетворить.
Согласно п.п. 4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
…4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;…
Согласно Положению о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан (утв. Постановлением КМ РТ от 07.06.2006г. №275):
4. Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категории граждан, указанных в подпункте «А» пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее сводные списки).
6. Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
7. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан- получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее списки), по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.
8. Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан:
…уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку.
9. После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета…
10. Уполномоченный банк еженедельно представляет в Министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах.
11. В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты:
договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина;
договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв.метров.
В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.
13. После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих- отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат ТХТ) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета.
Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.
Из материалов дела усматривается, что руководителем исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района в апреле 2010 года в адрес ФИО2 направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере №
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3( от имени которого по доверенности действовала Зиятдинова Р.М.) заключил с ФИО6 договор купли-продажи квартиры по адресу: Республика Татарстан, <адрес> стоимостью №.
Согласно пункта 5 Договора оплата приобретаемой квартиры в размере 943200 руб. производится за счет федерального бюджета в виде безвозмездных денежных средств (субсидий), направляемых на приобретение жилья, после поступления их на блокированный целевой счет ФИО2 и дальнейшего перевода на лицевой счет ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру по адресу: Республика Татарстан, <адрес>
Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд находит установленным, что ФИО2 при жизни в апреле 2010 года из федерального бюджета была выделена субвенция для приобретения жилья. В установленном порядке он за счет выделенных личных средств приобрел право собственности на квартиру по адресу: Республика Татарстан, <адрес>
Однако МТЗ СЗ РТ, в нарушение установленных Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям, утвержденного Постановлением КМ РТ от 07.06.2006г. №275, сроков, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных из федерального бюджета денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии.
Учитывая, что право собственности ФИО2 на квартиру зарегистрировано в установленном порядке, возникший спор напрямую затрагивает права заявителя, которая является наследницей первой очереди умершего ФИО2 Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
В рассматриваемом судом случае право на получение субсидии на приобретение жилья неразрывно связано с личностью получателя субсидии, но в ситуации, когда таковая фактически выделена, но не выплачена путем зачисления на блокированный счет получателя субсидии с дальнейшим переводом денежных средств на счет продавца жилого помещения. Выделенная из федерального бюджета сумма, носящая как целевой, так и адресный характер, входит в наследственную массу.
Таким образом, в состав наследства входит приобретенная наследодателем квартира с наложенным обременением в пользу продавца ввиду не поступления на счет продавца денежных средств, и имущественное право требования перечисления поступивших из федерального бюджета денежных средств в виде субвенции, выделенных наследодателю при его жизни, на открытый блокированный счет на его имя с последующим переводом их продавцу квартиры.
Согласно ст.309 ГШК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст.313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Обеспечение ветеранов войны, членов их семьи субсидиями за счет федерального бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Свои обязательства, в данном конкретном случае, государство в лице Министерства Финансов РФ исполнило в полном объеме, выделив на конкретного претендента субсидию в установленном размере. Во избежание нецелевого использования выделенных средств законодатель предусмотрел порядок доставления денежных средств через соответствующее министерство продавцу жилого помещения, заключившему договор с получателем субсидии. Таким образом, государство гарантировало получателю субсидии (его правопреемнику) исполнение обязательств по перечислению выделенных денежных средств в счет оплаты по заключенному договору купли-продажи конкретной квартиры.
Однако МТЗ СЗ РТ, которое призвано обеспечить поступление денежных средств до получателя субсидии и выполнить тем самым техническую сторону процесса, в нарушение ФЗ «О ветеранах», взяло на себя несвойственные ему функции и полномочия по пересмотру уже разрешенного вопроса по выплате субсидии, выделенной государством, за счет которой получатель субсидии при жизни приобрел квартиру.
Таким образом, в состав наследства входит приобретенная наследодателем квартира с наложенным обременением в пользу продавца в виду не поступления на счет продавца денежных средств, и имущественное право требования перечисления поступивших из федерального бюджета денежных средств в виде субвенции, выделенных наследодателю при его жизни, на открытый блокированный счет на его имя с последующим переводом их продавцу квартиры.
При таком положении, исходя из установленных обстоятельств, суд находит заявление Зиятдиновой Р.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Изложенные в отзыве МТЗ СЗ РТ доводы являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку обязанность в перечислении этих денег на счет продавца возникла у МТЗ СЗ РТ еще при жизни ФИО3
Руководствуясь ст.194-199,98 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Зиятдиновой Р. М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в перечислении денежной субсидии в размере № на оплату стоимости приобретенного ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: Республика Татарстан, <адрес>
Возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязанность совершить необходимые действия для перечисления денежных средств – субсидии в размере № на приобретение жилья по адресу: Республика Татарстан, <адрес> на отдельный блокированный целевой счет №, открытый на имя ФИО2 в Камско-Устьинском дополнительном офисе Апастовского филиала ОАО «Ак Барс» Банк (№), по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье, улица Карла Маркса, №66А, путем перевода указанной суммы на лицевой счет №,открытый на имя «Продавца» ФИО6 в Дополнительном офисе №18 Казанского филиала ОАО «Ак Барс» Банка (№), по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Карбышева, дом №48.
Взыскать в пользу Зиятдиновой Р. М. с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан государственную пошлину по делу №.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.Ф.Гилмуллина.