Решение по г/д № 2-28/2011г. о понуждении к выполнению законных требований.



№ 2-28/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011г. г.Камызяк Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Саматова А.Р.,

с участием прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Васильева А.В., представителя ответчика Кубенова А.Х., представителя третьего лица Пикаловой С.В.

при секретаре Исенбаевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ ЛИУ № России по <адрес> и начальнику ФБУ ЛИУ № России по <адрес> о признании незаконным бездействия начальника ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес> и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Астраханский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> (далее прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФБУ ЛИУ № России по <адрес> о признании незаконным бездействия начальника ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес> (далее ЛИУ №) и обязании устранить выявленные нарушения указывая, что во исполнение приказа Генерального прокурора РФ №19 от 30.01.2007 прокуратурой проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ЛИУ №, по результатам которой были выявлены нарушения ст.ст.99, 101, 103 УИК РФ, ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» №69 от 21.12.1994, ст.ст.91, 110, 186, 211, 212, 215, 219, 225 ТК РФ.

В окончательном варианте с учетом выявленных нарушений прокурор просил обязать начальника ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес>:

-провести косметический ремонт в камерах №№ 18,20,22,24,25,26,27 штрафного изолятора, оборудовать в указанных камерах кабинки санузлов, закрывающимися дверцами, отделав (санузлы) кафельной плиткой,

-обеспечить достаточное количество аудиовизуальных электронных и иных технических средств надзора и контроля необходимых для обеспечения режима территории учреждения в помещениях отрядов, помещениях ШИЗО и ПКТ, ЕПКТ.

-провести первичную специализацию врачей фтизиатров,

-расширить легочно-туберкулезное отделение емкостью до 150 больных,

-создать условия для раздельного помещения инфекционных больных,

-приобрести противотуберкулезные препараты второго ряда,

-оснастить учреждение аппаратурой: ЭКГ аппаратом, аппаратом для проведения спирографии, УВЧ-аппаратом, цифровой стационарной рентгенологической установкой, кардиомонитором, дефрибриллятором, операционной бестеневой лампой, операционным столом,

-провести косметический ремонт помещений медицинской части и больницы ФБУ ЛИУ №,

-оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания дежурной части, клуба-столовой, поста №, первого этажа терапевтического отделения, первого этажа медсанчасти, деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада, отдела интендантского и хозяйственного обеспечения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности»,

-провести ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №,10 в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности»,

-обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности»,

-произвести ремонт внутренней электрической проводки в жилых и производственных зданиях и сооружениях ФБУ ЛИУ №,

-провести стажировку после первичного инструктажа на рабочем месте, обеспечить прохождение обучения и проверки знаний по охране труда специалистами и руководителями структурных подразделений ФБУ ЛИУ №,

-принять меры по соблюдению межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок,

-принять меры по соблюдению межотраслевых правил при эксплуатации въездного барьера и дезковриков в подсобном хозяйстве,

-привести территорию подсобного хозяйства в надлежащее санитарное состояние,

-оборудовать канализацией и водоснабжением помещения подсобного хозяйства учреждения,

-установить на убойной площадке подсобного хозяйства учреждения разделочный стол с покрытием из специального металла, крючья для подвешивания туш, емкости для сбора биоотходов.

-оборудовать бытовое помещение подсобного хозяйства для обслуживающего персонала в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Васильев А.В. требования иска поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика (ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес>) Кубенов А.Х. иск не признал и пояснил, что финансирование медицинской службы учреждения осуществляется из средств федерального бюджета. Достаточность медикаментов и расходных материалов, необходимых для гарантированного обеспечения права осужденных на охрану здоровья составляет 100%.

В настоящее время учреждение полностью обеспечено противотуберкулёзными препаратами 2 ряда. Не имеют первичную специализацию врачи-фтизиатры ФИО1, ФИО2, ФИО3, но они прошли обучение на рабочем месте на базе областного противотуберкулёзного диспансера по специальности «фтизиатрия».

В составе медицинской части имеется медицинский изолятор для временной изоляции инфекционных больных, а также больных с подозрениями на инфекционные заболевания, до их направления в лечебно профилактические учреждения.

Денежных средств из бюджета на цели обеспечения противопожарной безопасности в учреждение не поступало.

Здание дежурной части, клуб-столовой, поста №, первый этаж терапевтического отделения, первый этаж медсанчасти, помещения деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада, отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФБУ ЛИУ-7 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией из-за отсутствия бюджетного финансирования. По этим же основаниям не произведён ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №,10, деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения не обработаны огнезащитным составом.

ЛИУ №неоднократно выходило с просьбами об оказании содействие в приобретении и установки автоматической пожарной сигнализации, а также для обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом, однако ответы на данные просьбы не поступали.

Отметил, что систем видеонаблюдения достаточно, для осуществления контроля и надзора за осужденными.

С сотрудниками учреждения ежеквартально проводятся занятия по соблюдению правил техники электробезопасности и пожарной безопасности при обращении с электроприборами.

По мере поступления денежных средств планируется ремонт камер №№ 18, 20, 22, 24, 25, 26, 27 (старый корпус ШИЗО-ПКТ) с заменой систем канализации и водоснабжения, кафельной плитки. Кабинки санузлов камер ШИЗО ПКТ не оборудованы закрывающимися дверцами.

На территории подсобного хозяйства учреждения произведена уборка, въездной барьер и дез. коврики приведены в рабочее состояние. На убойной площадке проведена уборка, подведена канализация, установлены крючья для подвешивания туш, стол с покрытием из металла. На складе в холодильниках соблюдается товарное соседство.

В учреждении ведется Журнал инструктажа по технике безопасности пекарни и складских помещений, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте сотрудников учреждения, журнал регистрации вводного инструктажа осужденных содержащихся в колонии-поселении учреждения и выполняющих работы в подсобном хозяйстве, журнал регистрации вводного инструктажа осужденных содержащихся в учреждении и выполняющих работы в банно-прачечном комплексе, строительной бригаде, столовой.

С учетом изложенного просил в удовлетворении иска отказать.

Ответчик Каршгалиев И.Ф. (<данные изъяты>) иск не признал и пояснил, что в рамках бюджетных ассигнований осуществлялся ремонт зданий, приобреталось медицинское оборудование и медикаменты, а также средства необходимые для выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий. Осуществлялся ремонт электрической проводки, направлялись письма в вышестоящие инстанции с просьбами о приобретении медицинского оборудования и медикаментов, выделения средств на проведение ремонта зданий, приобретение средств необходимых для выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий, осуществление ремонта электрической проводки, и т.д. В иске просил отказать.

Представитель третьего лица (УФСИН России по <адрес>) Пикалова С.В. полагала, что администрацией ФБУ ЛИУ-7 предпринимались все возможные меры для недопущения возможных замечаний и нарушений законодательства РФ в своей деятельности, в связи с чем, полагала необходимым в иске отказать.

Выслушав прокурора, ответчика, представителей ответчиков (ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес>), представителя третьего лица (УФСИН России по <адрес>), свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.

Пункт 10 названных Правил обязывает собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей и должностных лиц организаций, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно Положению о ФБУ ЛИУ № УФСИН по <адрес> к числу основных функций учреждения относится осуществление противопожарных мероприятий, предусмотренных государственными стандартами, нормами и правилами (п.п. 3.27, 3.40).

В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности, имевшего место 18.06.2010 было выявлено, что здание дежурной части, столовой, поста №2, первого этажа терапевтического отделения, первого этажа медсанчасти, деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада, отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ЛИУ-7, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Не произведён ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №9,10, внутренней электрической проводки в здании автосервиса; деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения не обработаны огнезащитным составом; не произведено обозначение установление места возникновения пожара по шлейфам автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №9,10.(Акт проверки соблюдения пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ)

Астраханской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в связи с нарушениями, установленными в ходе проверок, в адрес руководителя УФСИН России по <адрес> выносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, выявленные нарушения пожарной безопасности, были устранены учреждением лишь частично - здание дежурной части, столовой, поста №2, первого этажа терапевтического отделения, первого этажа медсанчасти, деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Не произведён ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №9,10. Деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения не обработаны огнезащитным составом (Акт проверки противопожарного состояния… от ДД.ММ.ГГГГ).

Из пояснений начальника отдельного поста ведомственной пожарной охраны учреждения Свидетель 1 следует, что денежных средств на выполнение противопожарных мероприятий выделяется федеральным бюджетом в недостаточном количестве.

Здание дежурной части, столовой, поста №2, первого этажа терапевтического отделения, первого этажа медсанчасти, деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада, отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ЛИУ-7, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией из за отсутствия бюджетного финансирования.

Из-за отсутствия денежных средств также не произведён ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №,10, внутренней электрической проводки в здании автосервиса; деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения не обработаны огнезащитным составом.

Аналогичные сведения содержатся в справке начальника отдельного поста ведомственной пожарной охраны учреждения, из которой также следует, что учреждение неоднократно выходило с просьбами об оказании содействие в приобретении и установки автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №1,2,3,4,9,10 в комнате длительных и краткосрочных свиданий, столовой, ЛПМ, медсанчасти, продовольственного и вещевого склада в здании отдела охраны, а также для обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения для поддержания противопожарного состояния учреждения, так как нет возможности обеспечение за счёт собственных средств. Ответы на данные просьбы не поступали.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушения Правил пожарной безопасности в ЛИУ № имеют место до настоящего времени, а непринятие мер по устранению нарушений пожарной безопасности может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, работающих и отбывающих наказание в колонии.

Согласно п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» от 18.06.2003 № 313 руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Неисполнение ответчиком требований федерального законодательства по оборудованию и ремонту автоматической пожарной сигнализацией и обработке деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом ЛИУ № ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара. В связи с чем, требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности в этой части подлежат удовлетворению.

Судом также установлено, что ответчик произвел ремонт внутренней электрической проводки в жилых и производственных зданиях и сооружениях учреждения, что подтверждается Актом проверки противопожарного состояния… от 04.02.2011.

По итогам проверки оказания медицинской помощи ЛИУ № от 22.06.2010 заместителем главного врача ГУЗ ОПТД по диспансерной работе констатировано, что химиотерапевтические противотуберкулезные препараты 2 ряда отсутствуют. Не имеют первичную специализацию три врача-фтизиатра. Для улучшения качества работы имеется потребность в цифровой стационарной рентгенустановке, следящем анестезиологическом оборудовании (кардиомонитор), операционной бестеневой лампе, операционном столе, ЭКГ аппарат.

Вместе с тем, допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника ФБУ ЛИУ № по лечебно-профилактической работе Свидетель 2 в суде пояснил, что лечение больных обеспечивается согласно регламентирующим приказам по стандартным схемам противотуберкулезной химиотерапии. Лекарственные средства в учреждение поступают централизовано на основании ежеквартальных заявок, укомплектованность составляет 100%, что достаточно для оказания противотуберкулёзной медицинской помощи. Учреждение обеспечено противотуберкулёзными препаратами 2 ряда.

Случаев неоказания медицинской помощи, ненадлежащего лечения и врачебных ошибок в учреждении за последние три года, а также случаев смерти осужденных в результате неоказания медицинской помощи, ненадлежащего лечения, врачебных ошибок в учреждении за последние три года не допущено.

Медицинская помощь оказывается согласно действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. В медицинской части учреждения оборудован медицинский изолятор на 12 коек для раздельного размещения инфекционных больных. В туберкулёзной больнице на 150 коек больные размещены изолированно по отдельным палатам. За прошедшие три года вспышек инфекционных заболеваний в учреждении не зарегистрировано.

В учреждении имеется цифровая стационарная рентгенустановка, следящее анестезиологическое оборудование (кардиомонитор), две операционные бестеневые лампы, два операционных стола.

УВЧ-аппарат, ЭКГ аппарат, аппарат для проведения спирографии, УВЧ-аппарат, дефибриллятор, не входит в перечень стандартов медицинской помощи больным туберкулезом.

Средняя численность осужденных в туберкулезно-легочном отделении туберкулезной больницы учреждения составляла в 2009г. - 85 пациентов, в 2010г. - 92 пациента.

В медицинской части и больнице имеется необходимый набор помещений, отвечающий существующим нормативным требованиям помещений для оказания медицинской помощи.

Показания Свидетель 2 в части наличия в учреждении противотуберкулезных препаратов второго ряда объективно подтверждаются накладными от ДД.ММ.ГГГГ № (на сумму <данные изъяты>.), ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты> руб.).

Из пояснений начальника медицинского отдела УФСИН России по <адрес> Свидетель 3 следует, что туберкулезная больница имеет лицензию на осуществление лечебной деятельности и оснащена необходимым медицинским оборудованием. Больница оснащена в том числе цифровой стационарной рентгенологической установкой, двумя операционными бестеневыми лампами, двумя операционными столами.

Отметила, что ЭКГ-аппарат, аппарат для проведения спирографии, УВЧ -аппарат, кардиомонитор, дефрибриллятор не входит в обязательный перечень медицинского оборудования при проведении лечения больных туберкулезом.

Жилая площадь в легочно-хирургическом отделении и в туберкулезно-легочном отделении на одного больного составляет более 5 кв.м. (соответственно 5,14 кв.м. и 6,34 кв.м.), что соответствует положениям ст.99 УИК РФ согласно которой норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть менее 5 кв.м.

Эти пояснения подтверждаются справками начальника медицинского отдела УФСИН России по <адрес> от 01.02.2011 о том, что в легочно-хирургическом отделении, рассчитанном на 50 коек, жилая площадь на одного больного составляет 5,14 кв.м., в туберкулезно-легочном отделении, рассчитанном на 100 коек, жилая площадь на одного больного составляет 6,34 кв.м.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.08.2005 №515 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным кавернозным туберкулезом легких» больным предусмотрено проводить мониторинг основных параметров. Необходимое медицинское оборудование (наркозный аппарат, тонометр, электрокардиограф, пульсоксиметр) Наличие кардиомонитора предусмотрено в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии с круглосуточным наблюдением медицинского персонала и врача реаниматолога. Указанное отделение в ЛИУ № отсутствует. В случае неотложных состояний, специализированную медицинскую помощь может оказать МУЗ «Камызякская ЦРБ».

Перечень медицинского оборудования учреждения объективно отражен в оборотной ведомости по основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам за 2010г.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.07.2006 №572 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным туберкулезом» противотуберкулезной медицинской помощи, туберкулезная и медицинская часть учреждения в настоящее время оснащена медицинским оборудованием в полном объеме.

Эти сведения подтверждаются Актом проверки федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития возможностей выполнения ЛИУ № лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности от 27.01.2010 №115 согласно которому несоответствий материально-технического оснащения включая оборудование, медицинской техники, транспорта необходимого для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям - не выявлено.

Согласно справке о проверке оказания медицинской помощи ЛИУ № от 22.06.2010 соблюдение мер инфекционного контроля удовлетворительное: потоки больных разделены в достаточном количестве. Внедрены основные элементы инфекционного контроля. В медицинской части учреждения оборудован медицинский изолятор на 12 коек для раздельного размещения инфекционных больных. В туберкулезной больнице на 150 коек больные размещены изолированно по отдельным палатам с учетом схем химиотерапии и группы диспансерного учета в соответствии с приказом №190 МЮ РФ. За прошедшие три года вспышек инфекционных заболеваний не зарегистрировано.

В этой связи требования иска о приобретении препаратов второго ряда, оснащении учреждения медицинской техникой и аппаратурой, расширения легочно-туберкулезного отделения до 150 больных, создании материально-бытовых и медико-санитарных условий для раздельного размещения инфекционных больных нельзя признать обоснованными.

Положения ч.6 ст.12 УИК РФ предусматривают, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 право на занятие медицинской в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Таким образом, для получения лицензии на осуществление определенного вида деятельности требуется в том числе, прохождение первичной специализации по специальности.

Из пояснений свидетеля Свидетель 2 следует, что не имеют первичную специализацию врачи-фтизиатры ФИО1, ФИО2, ФИО3

По сообщению и.о.ректора ГОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Росздрава» от14.09.2007 получение сертификата по специальности фтизиатрия возможно через прохождение интернатуры - 1 год обучения. Стоимость терапевтических специальностей -<данные изъяты> руб., хирургических специальностей - <данные изъяты> руб.

Об отсутствии денежных средств на обучение сотрудников медицинской службы денежных средств и необходимости изыскать на эти цели внутренние резервы указывается в письме заместителя начальника УФСИН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Вместе с тем, нарушения требований законодательства, связанные с непрохождением первичной специализации, являются препятствием в осуществлении врачебной деятельности и соответственно могут привести к неопределимым последствиям в отношении неопределенного круга лиц, находящихся в данном учреждении, и нарушению их прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в защиту которых от имени государства выступает прокурор, в связи с чем требование иска о проведении первичной специализации врачей -фтизиатров является законным и обоснованным.

Из акта проверки по вопросам оценки соответствия требованиям энергетической безопасности ЛИУ № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором Астраханского отдела по надзору за электроустановками потребителей следует, что электроустановки не укомплектованы полным комплектом испытанных электрозащитных средств, отсутствует на фазе А ВРУ-0,4 кВ (столовой) калиброванная плавкая ставка, обрыв заземляющего проводника варочного котла хозблока, отсутствуют диспетчерские наименования на КТП №, истекли сроки испытания защитных средств.

Свидетель Свидетель 4(старший инженер-энергетик ЛИУ-7) суду пояснил, что электропроводка в помещениях «автосервиса» ЛПМ была приведена в соответствие с ПЭУ, ПТБ и ППБ, участки временной электропроводки удалены, в местах соединения проводов установлены распределительные коробки. Шины с некалиброванными вставками в распределительном шкафу столовой заменены шинами заводского производства с держателями предохранителей и установлены калиброванные вставки. Двери трансформаторных подстанций и вводно-распределительных устройств обозначены согласно ПУЭ. Электроустановки учреждения укомплектовываются средствами защиты по мере выделения денежных средств на их приобретение, с заменой старых, не пригодных к эксплуатации средств защиты на новые.

Сотрудниками учреждения ежеквартально проводятся занятия (инструктажи) по соблюдению правил техники электробезопасности и пожарной безопасности при обращении с электроприборами с составлением соответствующей записи в журнале «Журнал учета присвоения 1 группы по электробезопасности».

Со спецконтингентом проводятся занятия по соблюдению правил техники электробезопасности и пожарной безопасности при обращении с бытовыми электроприборами проводятся по прибытии в учреждение с составлением соответствующей записи в журнале «Журнал регистрации вводного инструктажа».

Он имеет 4-ю группу по электробезопасности до и свыше 1000 В., то есть имеет допуск к работе в электроустановках напряжением до и свыше 1000 В. в качестве административно-технического персонала.

Эти пояснения подтверждаются соответствующими справками старшего инженера (энергетика) ФБУ ЛИУ № от 12.01.2011 и 17.01.2011., Актом осмотра электропроводки в помещениях автосервиса ЛПМ учреждения 19.11.2010, Актом осмотра шкафа распределительного в столовой учреждения от 19.11.2010.

Сведения из журнала регистрации вводного инструктажа от 15.09.2010 № также подтверждают показания Свидетель 4 о проведении занятий со спецконтингентом по соблюдению правил техники электробезопасности и пожарной безопасности при обращении с бытовыми электроприборами

Как следует из журнала учета присвоения 1 группы по электробезопасности сотрудниками учреждения проводятся занятия (инструктажи) по соблюдению правил техники электробезопасности и пожарной безопасности при обращении с электроприборами.

Согласно протоколу проверки знаний и правил работы в электроустановках № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора - Свидетель 4, допущен к работе в качестве административно-технического персонала на электроустановках напряжением до и выше 1000 В.

Таким образом, учреждением приняты меры по соблюдению правил охраны труда при эксплуатации электроустановок, в этой части претензий со стороны Астраханского отдела по надзору за электроустановками потребителей не имеется. Иных фактических данных, свидетельствующих об обратном, суду не представлено (ст.56 ГПК РФ).

В связи с чем, оснований в принятии мер по соблюдению межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок не имеется.

Из показаний свидетеля Свидетель 5 (заместителя начальника учреждения по охране) следует, что действующая система охраны способна эффективно осуществлять контроль и надзор за осужденными. На посту № КПП по пропуску людей имеется стационарный аппарат металлодетектор. На посту № КПП по пропуску транспорта имеется портативный металлообнаружитель, в отделе безопасности УФСИН России по <адрес> имеется нелинейный радиолокатор для обнаружения мобильной сотовой связи, которая систематически применяется в учреждении.

Эти сведения подтверждаются представленными суду руководством по эксплуатации металлообнаружителя «Гвоздика 003 М» и металлодетектора АКА-7202М.

Допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника учреждения по безопасности и оперативной работе Свидетель 6, пояснил, что надзор за спецконтингентом осуществляется силами дежурной сменой согласно суточной ведомости, а также оперативной группой. Кроме этого, в дежурной части учреждения установлено 4 монитора видеонаблюдения с делением их на 11 экранов по числу видеокамер на объектах с целью контроля за осужденными.

Нормативными документами число видеокамер, иных технических средств контроля за поведением осужденных в учреждениях исполняющих наказание не регламентировано. В настоящее время в учреждении 5 локальных участков оборудованы видеокамерами. Установить видеокамеры в жилых и коммунально-бытовых помещениях учреждения не представляется возможным в связи с невозможностью обеспечения сохранности видеокамер и кабеля систем видеонаблюдения при повреждении их осужденными

Эти пояснения согласуются со сведениями в справке начальника ФБУ ЛИУ №, согласно которой на периметре установлено 4 видеокамеры с выводом на регистратор и монитор ПУТСО и дублируется на мониторе заместителя начальника учреждения по охране. На наблюдательных вышках, ПУТСО и КПП № шесть видеокамер с выводом на квадратор и монитор начальника караула, в проходном коридоре КПП № установлена видеокамера с выводом на видеорегистратор и монитор ПУТСО. Перед входом в караульный дворик установлена видеокамера с выводом на квадратор и монитор начальника караула.

С учетом изложенного, при отсутствии фактических данных, опровергающих утверждения свидетелей Свидетель 5 и Свидетель 6 о том, что действующая система охраны способна эффективно осуществлять контроль и надзор за осужденными, и что количество аудиовизуальных электронных и иных технических средств надзора и контроля нормативно- правовыми документами не регламентировано, суд находит требование об обеспечении достаточного количества аудиовизуальных электронных и иных технических средств надзора и контроля не достаточно обоснованными.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в статье 10 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч.1 ст.82 УИК РФ).

Соблюдение прав, норм материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания относится к числу основных функций учреждения (Положение о ФБУ ЛИУ № УФСИН по <адрес> п.п. 3.2).

Европейский суд неоднократно отмечал, что осужденным должны обеспечиваться адекватные условия для содержания (достаточная площадь на одного осужденного, доступ к коммунально-бытовым услугам, наличие системы водоснабжения, канализации, централизованной системы отопления, соблюдение надлежащих санитарных условий.

На государство возложена обязанность предоставить гарантии того, что условия содержания лица под стражей будут совместимы с уважением его личного достоинства, что способы и средства исполнения указанных мер не будут подвергать его душевным страданиям или лишениям в той степени, которая превышает неизбежный уровень страданий, свойственных лицу, содержащемуся под стражей, и что, принимая во внимание реальные условия нахождения под стражей, его здоровье и благополучие будут в должной степени сохранены (Постановление Европейского Суда по делу «Валасинас против Литвы».

Как установлено в судебном заседании - кабинки санузлов камер ШИЗО ПКТ не оборудованы закрывающимися дверцами для соблюдения условий приватности, также не отделаны кафелем. Между тем, данные обстоятельства влекут нарушение прав отбывающих наказание осужденных, гарантированные ст.21 Конституции РФ, нормами международного права и международных договоров РФ, в частности, ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.).

При этом, Европейский суд по правам человека признавал, что отсутствие приватности, само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать чувство страха, страдания и унижения, которые могли оскорбить и унизить осужденного (дело Линд против Российской Федерации, дело Калашникова против Российской Федерации) отмечая, что на государстве лежит обязанность организовывать свою пенитенциарную систему таким образом, чтобы обеспечивать уважение достоинства заключенных, независимо от финансовых и материально-технических трудностей.

Свидетель Свидетель 7(заместитель начальника учреждения по тылу) в суде сообщил, что в настоящее время на выделенные денежные средства приобретено сантехническое оборудование, на данный момент проводится капитальный ремонт туалетов в отрядах учреждения согласно нормативных требований. По мере поступления денежных средств во 2 квартале 2011 г. планируется ремонт камер №№ 18, 20, 22, 24, 25, 26, 27 (старый корпус ШИЗО-ПКТ) с заменой систем канализации и водоснабжения, кафельной плитки. Кабинки санузлов камер ШИЗО ПКТ не оборудованы закрывающимися дверцами.

На территории подсобного хозяйства учреждения произведена уборка, въездной дезбарьер и дезковрики приведены в рабочее состояние. На убойной площадке проведена уборка, подведена канализация, установлены крючья для подвешивания туш, стол с покрытием из металла, емкости для биоотходов. На складе в холодильниках соблюдается товарное соседство.

В учреждении ведется Журнал инструктажа по технике безопасности пекарни и складских помещений, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте сотрудников учреждения, журнал регистрации вводного инструктажа осужденных содержащихся в колонии-поселении учреждения и выполняющих работы в подсобном хозяйстве, журнал регистрации вводного инструктажа осужденных содержащихся в учреждении и выполняющих работы в банно-прачечном комплексе, строительной бригаде, столовой.

Проведен косметический ремонт части помещений нового корпуса ШИЗО-ПКТ - заменены системы канализации, установлена керамическая плитка, заменена системы водоснабжения, проведен косметический ремонт ряда камер.

Пояснения свидетеля Свидетель 7 о необходимости проведения ремонта камер №№ 18,20,22,24,25,26,27 ШИЗО-ПКТ справкой и.о. начальника филиала ФБУЗ ЦГиЭ ФСИН России по ЮФО в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи, требование прокурора о необходимости оборудования санузлов закрывающимися дверцами с установкой кафельной плитки в санузлах, проведения ремонта камер №№ 18, 20, 22, 24, 25, 26, 27 ШИЗО - ПКТ суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требования о проведении косметического ремонта в помещениях медицинской части и больницы ЛИУ № не конкретизированы (ремонт каких помещений надлежит осуществить? и по какой причине?), не основаны на заключениях специалистов, стороной не представлено данных, со ссылкой на соответствующие нормы о том, что эксплуатация указанных объектов недвижимости может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей и фактически являются вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность учреждения. Вместе с тем, из пояснений свидетеля Свидетель 7 следует, что был произведен ремонт полов в карантинном отделении учреждения (ремонт деревянных покрытий пола, смена дощатых полов с добавлением новых досок, устройство покрытий из керамической плитки в туалете, заменены дощатые покрытия, установлены покрытия из линолеума, установлены плинтусы, ремонт полов в хирургическом отделении туберкулезной больницы - выровнены полы и уложен линолеум, покрашены стены и полы в карантинном отделении учреждения, отремонтирована системы отопления в здании ЛПМ.

Эти сведения подтверждаются соответствующими Актами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Актом проверки федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития возможностей выполнения ФБУ ЛИУ № лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № - несоответствий в помещениях для выполняемых работ (услуг), врачебных, диагностических, процедурных кабинетах, палат, операционных и иных кабинетах -не выявлено.

Таким образом, ответчиком проведен косметический ремонт в помещениях медицинской части и больницы ФБУ ЛИУ №.

Свидетель Свидетель 8(заместитель начальника отдела капитального строительства и ремонта УФСИН России по <адрес>) в суде пояснил, что денежные средства на приобретение оборудования, материалов проведение строительства и ремонта и т.д. поступают в централизованном порядке из ФСИН России. В 2011г. им была составлена заявка на сумму <данные изъяты> руб., однако её удовлетворили в размере <данные изъяты> руб.

Согласно отчету об освоении лимитов бюджетных средств, выделенных на капитальный и текущий ремонты объектов УИС на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении был проведен ремонт на общую сумму <данные изъяты> руб., стройматериалы <данные изъяты> руб.

Из справок начальника ФБУ ЛИУ № от 21.02.2011 следует, что территория подсобного хозяйства учреждения (по состоянию на 21.02.2011) приведена в надлежащее санитарное состояние. Имеется водопровод и подведена канализация. На убойной площадке подсобного хозяйства установлен разделочный стол с покрытием из специального металла, крючья для подвешивания туш, емкости для сбора биоотходов. Бытового помещения на подсобном участке нет, планируется выделение помещения в общежитии №.

Эти фактические данные, с учетом пояснений свидетеля Свидетель 7 свидетельствуют о том, что выявленные нарушения по соблюдению эксплуатации въездной дезбарьера и дезковриков, подведении канализации, водоснабжения, установки крючьев для подвешивания туш, установке стола с покрытием из металла и емкостей для биоотходов ответчиком были добровольно устранены в ходе рассмотрения настоящего иска.

Вопрос об оборудовании бытового помещения подсобного хозяйства учреждения для обслуживающего персонала в соответствии с требованиями пожарной безопасности не может быть разрешен в виду отсутствия самого бытового помещения.

Данных свидетельствующих об обратном, суду не представлено(ст.56 ГПК РФ).

Действующим трудовым законодательством установлена обязанность всех работников организации, в том числе и руководителей, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ (ст.225 ТК РФ).

Работодатели обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ (ст.212 ТК РФ).

Согласно Акту проверки соблюдения трудового законодательства…от ДД.ММ.ГГГГ № в том числе следует, что работникам организации не проводится стажировка после первичного инструктажа на рабочем месте (пекарня и пищеблок).

Как следует из справки начальника ЛИУ № от 19.01.2011 при приеме на работу в лечебно-производственную мастерскую ЛИУ № с осужденными проводится вводный инструктаж, что подтверждаются журналом регистрации инструктажа на рабочем месте (Учебно-производственный участок ЛИУ №)

Из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте ЛИУ № от 05.04.2009 следует, что с сотрудниками учреждения проводится инструктажи на рабочем месте

В учреждении также проводится вводный инструктаж по технике безопасности работников пекарни и складских помещений, вводный инструктаж осужденных содержащихся в колонии-поселении учреждения и выполняющих работы в подсобном хозяйстве, вводный инструктаж осужденных, содержащихся в учреждении и выполняющих работы в банно-прачечном комплексе, строительной бригаде, столовой, что объективно подтверждается соответствующим журналом инструктажа по технике безопасности пекарни и складских помещений, журналом регистрации вводного инструктажа в колонии-поселении учреждения и выполняющих работы в подсобном хозяйстве, журналом регистрации вводного инструктажа осужденных содержащихся в учреждении и выполняющих работы в банно-прачечном комплексе, строительной бригаде, столовой)

Вместе с тем, помимо вводного инструктажа, пункты 2.1.3 - 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 12.03.2003 (далее Порядок), предусматривают проведение первичного инструктажа по охране труда, который проводится до начала самостоятельной работы и включающий в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Принимая во внимание, что ответчиком не представлены сведения по проведению первичного инструктажа и прохождении стажировки на рабочем месте специалистами и руководителями ЛИУ № (ст.212 ТК РФ, п.п.2.1.3-2.1.3 ), суд находит, что учреждением в неполной мере были предприняты действия по соблюдению правил по охране труда, в связи с чем, требования иска об обязании проведения стажировки после первичного инструктажа на рабочем месте обоснованны.

Из Акта проверки соблюдения трудового законодательства…от ДД.ММ.ГГГГ № также следует, что не прошли обучение и проверку знаний по охране труда : заведующий котельной, шеф повар, хлебопекарь, начальник хозяйственного отдела, начальник гаража и заведующий хозяйством т.е. круг лиц вполне определен.

Данных о том, что другие сотрудники учреждения (ЛИУ №) не прошли обучение и проверку знаний - в материалах дела не содержится и суду не представлено.

Сведений об обращении к прокурору указанных должностных лиц для защиты прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений, в иске и приложенных к нему материалах также не имеется.

Поскольку требования об обеспечении прохождения обучения и проверки знаний по охране труда специалистами и руководителями структурных подразделений ЛИУ №, т.е. неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, материалами дела не подтверждены, суд находит, в этой части, иск необоснованным.

С учетом изложенного суд находит проводимые ответчиком мероприятия недостаточными, о чем свидетельствуют выявленные нарушения. В адрес ответчика неоднократно выносились представления об устранении нарушений, предпринимались иные меры воздействия, однако эти нарушения не были устранены.

Доводы ответчика об отсутствии денежных средств суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению, поскольку недостаточное финансирование учреждения для устранения выявленных недостатков не является основанием для его освобождения от обязанности надлежащим образом исполнять требования действующего законодательства.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом характера выявленных нарушений, суд устанавливает срок исполнения настоящего решения суда 6 месяцев т.е. до 21.08.2011г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Астраханского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ ЛИУ № России по <адрес>, начальнику ФБУ ЛИУ № России по <адрес> о признании незаконным бездействия начальника ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес> и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить частично.

Обязать начальника ФБУ ЛИУ № УФСИН России по <адрес> в срок до 21.08.2011 организовать и провести косметический ремонт в камерах №№ 18,20,22,24,25,26,27 штрафного изолятора, оборудовать в указанных камерах кабинки санузлов, закрывающимися дверцами, отделать (санузлы) кафельной плиткой,

-провести первичную специализацию врачей фтизиатров,

-оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания дежурной части, клуба-столовой, поста №, первого этажа терапевтического отделения, первого этажа медсанчасти, деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада, отдела интендантского и хозяйственного обеспечения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности»,

-провести ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов №,10 в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности»,

-обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности»,

-провести стажировку после первичного инструктажа на рабочем месте специалистов и руководителей структурных подразделений ФБУ ЛИУ №,

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

СУДЬЯ А.Р. САМАТОВ

Решение не вступило в законную силу.