№2-1074/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года г. Камызяк Астраханская область Камызякский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Кушалакова М.А., с участием помощника прокурора Камызякского района Мухамбетьяровой С.И. при секретаре Тагировой Ф.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет» Камызякского района Астраханской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, установил: Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении на поднадзорной территории была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Каралатский сельсовет» расположено дваи общественных кладбища, которые не состоят на балансе АМО «Каралатский сельсовет», и соответственно правоустанавливающих документов у администрации не имеется. На территории муниципального образования не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг. При этом заявитель просил признать бездействие администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет» не законным, выразившееся в отсутствии правоустанавливающих документов на кладбища, расположенные на территории МО «Каралатский сельсовет», в отсутствии нормативных актов, регулирующих вопросы организации похоронного дела, деятельности, специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, в отсутствии специализированной организации, занимающейся предоставлением гражданам ритуальных услуг, содержанием мест захоронения, ведением учета и регистрации могил на кладбище. А также, обязать АМО «Каралатский сельсовет» взять на баланс кладбища, зарегистрировать право собственности на них, разработать и принять нормативные акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, деятельности специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, а также установить порядок (правила) деятельности и содержания кладбищ, режим их работы, создать специализированную похоронную службу. Впоследствии прокурором Камызякского района Астраханской области были уточнены заявленные требования, он просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет», выразившееся в неприятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования «Каралатский сельсовет» и обязать устранить выявленные нарушения. В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Мухамбетьярова С.И. доводы заявления поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования. Глава администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет» Сущев А.В. доводы заявления не оспаривал, требования прокурора Камызякского района Астраханской области признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, о чем отобрана расписка. Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Каралатский сельсовет» находится общественное кладбище, и соответствующих правоустанавливающих документов у администрации не имеется. Кладбище не состоит на балансе администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет». Администрацией муниципального образования «Каралатский сельсовет» не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг. В силу ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ст. 18 данного Закона, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно. В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не выполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно: не приняты меры по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, не определен порядок деятельности кладбищ, расположенных на территории поселения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц не только на достойные похороны, но и права родственников умерших на достойное погребение, а также на защиту чести и достоинства граждан при жизни и после смерти. При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора Камызякского района Астраханской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 - 199, 257, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет» Камызякского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений - удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования «Каралатский сельсовет» Камызякского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории МО «Каралатский сельсовет» незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Каралатский сельсовет» обеспечить на территории поселения содержание мест захоронения, организацию ритуальных услуг, определить порядок деятельности общественных кладбищ. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Кушалаков М.А.