Решение по г/д № 2-1056/2011г. о признании бездействие незаконным.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года                                                                                     г. Камызяк

Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Сидоровой Е.А.,

при секретаре Пахомовой О.С.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении на поднадзорной территории была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Николо-Комаровский сельсовет» расположено три общественных кладбища, которые не состоят на балансе АМО «Николо-Комаровский сельсовет», и соответственно правоустанавливающих документов у администрации не имеется. На территории муниципального образования не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг. При этом заявитель просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет», выразившееся в отсутствии правоустанавливающих документов на кладбища, расположенные на территории МО «Николо-Комаровский сельсовет», в отсутствии нормативных актов, регулирующих вопросы организации похоронного дела, деятельности, специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, в отсутствии специализированной организации, занимающейся предоставлением гражданам ритуальных услуг, содержанием мест захоронения, ведением учета и регистрации могил на кладбище. А также, обязать ответчика взять на баланс кладбища, зарегистрировать право собственности на них, разработать и принять нормативные акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, деятельности специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, а также установить порядок (правила) деятельности и содержания кладбищ, режим их работы, создать специализированную похоронную службу.

Впоследствии прокурором Камызякского района Астраханской области были уточнены заявленные требования, он просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет», выразившееся в неприятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Мухамбетьярова С.И. доводы заявления поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Глава администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Ермилова А.М. доводы заявления не оспаривала, требования прокурора Камызякского района Астраханской области признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, о чем отобрана расписка.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» находится три общественных кладбища, и соответствующих правоустанавливающих документов у администрации не имеется. Кладбища не состоят на балансе администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет». Администрацией муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг.

В силу ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 18 данного Закона, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не выполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно: не приняты меры по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, не определен порядок деятельности кладбищ, расположенных на территории поселения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц не только на достойные похороны, но и права родственников умерших на достойное погребение, а также на защиту чести и достоинства граждан при жизни и после смерти.

При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора Камызякского района Астраханской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 - 199, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» Камызякского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории МО «Николо-Комаровский сельсовет», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Николо-Комаровский сельсовет» обеспечить на территории поселения содержание мест захоронения, организацию ритуальных услуг, определить порядок деятельности общественных кладбищ.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.

Судья                                                                   Е.А. Сидорова