Решение по г/д № 2-1052/2011г. о признании бездействие незаконным.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2011 года                                                                                     г. Камызяк

Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Сидоровой Е.А.,

при секретаре Пахомовой О.С.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» Камызякского района Астраханской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении на поднадзорной территории была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Лебяжинский сельсовет» расположено одно общественное мусульманское кладбище, которое не состоит на балансе АМО «Лебяжинский сельсовет», и соответственно правоустанавливающих документов у администрации не имеется. На территории муниципального образования не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг. При этом заявитель просил признать бездействие администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» не законным, выразившееся в отсутствии правоустанавливающих документов на кладбище, расположенное на территории МО «Лебяжинский сельсовет», в отсутствии нормативных актов, регулирующих вопросы организации похоронного дела, деятельности, специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, в отсутствии специализированной организации, занимающейся предоставлением гражданам ритуальных услуг, содержанием мест захоронения, ведением учета и регистрации могил на кладбище. А также, обязать АМО «Лебяжинский сельсовет» взять на баланс кладбище зарегистрировать право собственности на него, разработать и принять нормативные акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, деятельности специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, а также установить порядок (правила) деятельности и содержания кладбища, режим его работы, создать специализированную похоронную службу.

Впоследствии прокурором Камызякского района Астраханской области были уточнены заявленные требования, он просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет», выразившееся в неприятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественного кладбища, расположенного на территории муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Мухамбетьярова С.И. доводы заявления поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования.

Глава администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» Сагиева М.Ж. доводы заявления не оспаривала, требования прокурора Камызякского района Астраханской области признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, о чем отобрана расписка.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» находится одно общественное мусульманское кладбище, и соответствующих правоустанавливающих документов у администрации не имеется. Кладбище не состоит на балансе администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет». Администрацией муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг.

В силу ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 18 данного Закона, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не выполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно: не приняты меры по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, не определен порядок деятельности кладбища, расположенного на территории поселения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц не только на достойные похороны, но и права родственников умерших на достойное погребение, а также на защиту чести и достоинства граждан при жизни и после смерти.

При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора Камызякского района Астраханской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 - 199, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» Камызякского района Астраханской области о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» Камызякского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественного кладбища, расположенного на территории МО «Лебяжинский сельсовет», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» обеспечить на территории поселения содержание мест захоронения, организацию ритуальных услуг, определить порядок деятельности общественного кладбища.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.

Судья                                                          Е.А. Сидорова