Г.д. № 2-1106/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года г. Камызяк Астраханская область Камызякский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Сидоровой Е.А., при секретаре Пахомовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Камызяк» Астраханской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении на поднадзорной территории была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Город Камызяк» расположено четыре общественных кладбища, которые не состоят на балансе АМО «Город Камызяк», и соответственно правоустанавливающих документов у администрации не имеется. На территории муниципального образования не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг. При этом заявитель просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Камызяк», выразившееся в неприятии мер по содержанию мест захоронений, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования. А также, обязать АМО «Город Камызяк» обеспечить на территории поселения содержание мест захоронений, определить порядок деятельности общественных кладбищ. В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Бестов А.М. отказался от исковых требований в части признания бездействия АМО «Город Камызяк» незаконным, выразившееся в неприятии мер по содержанию мест захоронений и обязании обеспечить на территории поселения содержание мест захоронений. Требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Камызяк», выразившееся в неприятии мер по определению порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования и обязании АМО «Город Камызяк» определить порядок деятельности общественных кладбищ, просил удовлетворить. Представители АМО «Город Камызяк» Потапова С.А. и МУ «Городок» Воробьева А.А., доводы заявления не оспаривали, требования прокурора Камызякского района Астраханской области в части признать бездействие администрации муниципального образования «Город Камызяк» незаконным, выразившееся в определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования признали. Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Город Камызяк» находится четыре общественных кладбища, и соответствующих правоустанавливающих документов у администрации не имеется. Кладбища не состоят на балансе администрации муниципального образования «Город Камызяк». Администрацией муниципального образования «Город Камызяк» не определен порядок деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования. В силу ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ст. 18 данного Закона, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно. В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не выполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно: не приняты меры по определению порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц не только на достойные похороны, но и права родственников умерших на достойное погребение, а также на защиту чести и достоинства граждан при жизни и после смерти. При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 257, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Камызяк» Астраханской области о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений - удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Камызяк» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по определению порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных на территории МО «Город Камызяк» незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Город Камызяк» определить порядок деятельности общественных кладбищ на территории поселения. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате. Судья Е.А. Сидорова Решение не вступило в законную силу.