Решение по г/д № 2-38/2012г. о компенсации морального вреда от несвоевременной выплаты пенсии по инвалидности.



Г.д. № 2-38/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года                                                                               г. Камызяк

Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Сидоровой Е.А.

при секретаре Пахомовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самусенко А.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Камызякском районе Астраханской области, третьему лицу - прокуратуре по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Астраханской области о компенсации морального вреда, причиненного несвоевременной выплатой пенсии по ивалидности

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что является инвалидом второй группы и получает пенсию по инвалидности. В сентябре 2011 года пенсия ему выплачена не была по вине сотрудников УПФ РФ (ГУ) в Камызякском районе Астраханской области. Невыплата пенсии причинила истцу моральный вред, компенсацию которого он оценивает в <данные изъяты> рублей.

Впоследствии, поскольку состояние здоровья истца ухудшилось, он увеличил сумму компенсации морального вреда до <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец доводы иска поддержал, суду пояснил, что несвоевременная выплата пенсии за сентябрь 2011 года привела к тому, что в состав его ежемесячных передач в сентябре не были включены необходимые ему продукты - мед и сливочное масло, что негативно сказалось на его здоровье. Поскольку состояние его здоровья с сентября 2011 года по настоящее время ухудшается, истец полагает, что происходит именно вследствие неправомерных действий пенсионного фонда. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в Камызякском районе Астраханской области Каражанова Л.О. в судебном заседании факт несвоевременной выплаты истцу пенсии за сентябрь 2011 года не оспаривала, суду пояснила, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда вследствие несвоевременной выплаты пенсии, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица - прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, причины неявки суду не известны. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав истца и представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы пенсионного дела Самусенко А.Л. и его медицинскую карту, приходит к следующему.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Статьей 18 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Статьей 23 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в соответствии с которым поскольку нарушения пенсионных прав граждан, затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ отказывает гражданину в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

В судебном заседании на основании содержащегося в материалах пенсионного дела Самусенко Л.А. решения ГУ - Управления Камызякского района ПФР УПФ РФ от 22 апреля 2003 года №1/182 было установлено, что с апреля 2003 года истец получает социальную пенсию по инвалидности. В распоряжении УПФ РФ в Камызякском районе от 18 августа 2010 года указано, что истцу подлежит выплате пенсия по 31 августа 2011 года. Распоряжением УПФР в Камызякском районе от 31 августа 2011 года №152 истцу установлена пенсия с 01 сентября 2011 года по 31 августа 2012 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Представителем ответчика в судебном заседании было подтверждено, что пенсия за сентябрь 2011 года была получена ответчиком в октябре 2011 года.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что она ежемесячно передает истцу продукты питания. Поскольку в сентябре 2011 года пенсия истцу выплачена не была, передачку она передавала за свой счет.

Данные обстоятельства также подтверждены письмом заместителя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области от 19 октября 2011 года.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что она является врачом-фтизиатром в ЛИУ-7. Ей известно, что состояние здоровья истца значительных ухудшений с сентября 2011 года не претерпело. Истец действительно нуждается в дополнительном питании, однако в силу имеющегося у него заболевания он получал лечебное питание. От лечения истец категорически отказывается.

Вышеприведенные показания свидетеля ФИО7 подтверждены в судебном заседании медицинской картой истца и выпиской из его медицинской карты.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истец в сентябре 2011 года пенсию не получал, а пенсионные выплаты за сентябрь были им получены в октябре 2011 года. Доказательств того, что несвоевременная выплата пенсии причинила истцу какой-либо моральный вред, в судебном заседании представлено не было.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Самусенко А.Л. в удовлетворении искового заявления к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Камызякском районе Астраханской области, третьему лицу - прокуратуре по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Астраханской области о компенсации морального вреда, причиненного несвоевременной выплатой пенсии по инвалидности - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Камызякский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 20 февраля 2012 года.

Судья                                                                   Е.А. Сидорова

Решение не вступило в законную силу.