Дело № 2-193\2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011г. г. Камызяк Астраханской области
Судья Камызякского районного суда Астраханской области Косинов В.В.,
С участием прокурора Мухамбетьяровой С.И.,
при секретаре Барсуковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации; прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился с иском к администрации Муниципального образования <данные изъяты> <данные изъяты> о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> <адрес>. Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст.ст. 7, 10, 11, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», которыми закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, полномочия по организации сбора и вывоза отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления.
В обоснование поданного иска указывается, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области проведена плановая проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления администрацией <данные изъяты> <адрес>, в ходе которой установлено следующее.
Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При этом согласно ст. 2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).
В нарушение данных требований органом местного самоуправления <данные изъяты> не организован надлежащим образом сбор образующихся в процессе жизнедеятельности населения, что приводит к скоплению отходов на почве в неустановленных местах. Таким образом, муниципальным образованием не реализуются полномочия,предусмотренные п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» по организации сбора и вывоза отходов.
Указанное обстоятельство способствует несанкционированному размещению отходов, захламлению и неудовлетворительному санитарному состоянию территории <адрес>.
Так, в <адрес> выявлена несанкционированная свалка мусора и твердых бытовых отходов размером 30.000 кв.м., состоящая из стеклянных бутылок, полиэтиленовых, целлофановых пакетов, пакетов бумажных, пластиковых бутылок, жестяных банок из- под консервов, сухой растительности на удалении 100 метров севернее бугра <адрес> О чем имеется справка о проверке от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель по Камызякскому району Астраханской области ФИО3 Прокурором Камызякского района Астраханской области в отношении главы <данные изъяты> возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
В нарушение требований ст. ст. 7, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории <адрес> не организована планово- регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению территории.
В связи с указанными обстоятельствами прокурор просит обязать ответчика - администрацию <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку на территории <адрес>, выявленную в местах несанкционированного складирования отходов на удалении 100 метров севернее бугра <адрес> на поверхности рельефа почвы площадью 30000 кв.м., провести зачистку территории.
В судебном заседании представитель истца - прокуратуры Камызякского района Астраханской области требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, исковые требования признает.
Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Камызякском и Приволжском районах ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора Камызякского района Астраханской области поддерживает в полном объеме.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Согласно ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
На основании норм Закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. ст. 7 и 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Между тем, в судебном заседании установлено, что в нарушение данных требований федерального законодательства на территории <адрес> надлежащим образом не организована планово-регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории населенного пункта.
Действиями ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются и материалами дела, исследованными в судебном заседании, а именно:
- актом обследования земельного участка по адресу: <адрес>, севернее бугра <адрес> 100 метров, которым было установлено, что данный земельный участок не огорожен, на нем складируется строительный и бытовой мусор (л.д.6);
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы <данные изъяты>» <адрес> ФИО5 (л.д. 16-17).
Статьей 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Данный спор по своему характеру затрагивает экологические правоотношения, поскольку ответчиком нарушается природоохранное законодательство.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камызякского района Астраханской области к администрации Муниципального образования <данные изъяты> о ликвидации несанкционированной свалки на территории <адрес> на удалении 100 метров севернее бугра <адрес> на поверхности рельефа почвы площадью 30000 квадратных метров и зачистки территории удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку на территории <адрес> на удалении 100 метров севернее бугра <адрес> на поверхности рельефа почвы площадью 30000 квадратных метров.
Обязать администрацию <данные изъяты> произвести зачистку территории в <адрес> на удалении 100 метров севернее бугра <адрес> на поверхности рельефа почвы площадью 30000 квадратных метров.
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате на компьютере.
Судья В.В.Косинов