Решение о признании права на меры социальной поддержки (вступило в законную силу)



Дело № 2-271/2010г. РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Камешково 01 июля 2010 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе

Председательствующего судьи ТРАВИНАИ.А.,

при секретаре МИШИНОЙ Н.Н.,

с участием:

истца ПРОХОРОВА П.С.,

представителей ответчика - территориального отдела социальной защиты населения ... ЕГОРОВОЙ О.В., ПАВЛОВОЙ Е.Е.,

Департамента социальной защиты населения

... КУЗЬМИНОЙ Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по иску Прохорова П.С. к территориальному отделу социальной защиты населения ..., департаменту социальной защиты населения ..., Министерству РФ ... о признании права на меры социальной поддержки как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

УСТАНОВИЛ:

Прохоров П.С. обратился в Камешковский районный суд Владимирской области с иском к территориальному отделу социальной защиты населения ..., в котором просит суд признать за ним право на меры социальной поддержки как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать данный отдел принять соответствующие документы, подтверждающие его право и направить в Министерство РФ ... для решения, обязать Министерство РФ ... выдать ему удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в форме установленной «Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» утвержденных Постановлением Правительства РФ №849 от 27.12.2004 года.

Определением Камешковского районного суда от Дата обезличена к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент социальной защиты населения ..., Министерство РФ ...

В обоснование иска, поддержанного в судебном заседании истец указал, что он проживал в период с Дата обезличена по Дата обезличена. в г. ..., бывшей Казахской ССР, территории которой Законом республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» были отнесены к зоне повышенного риска от 7 до 35 бэр за весь период испытаний, в связи с чем ему предоставлялись меры социальной защиты, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. В настоящее время он проживает на территории РФ и .... ... он обратился в отдел социальной защиты населения ... с заявлением о выдаче-замене удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, но получил отказ в выдаче (замене) данного удостоверения на том основании, что г. ... не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, утвержденный распоряжением Правительства РФ №356-р от 15.03.1995 года. Не соглашаясь с данным отказом истец указал, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр) осуществлялся на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. В соответствии с Указом Президента РФ № 2228 от 20.12.1993 года граждане, подпадающие под действие Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787- XII и проживающие за пределами Республики пользуются теми же льготами.

В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерацией 10.12.1994 года, документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, при этом, официальные документы сторон пользуются доказательной силой на территориях других договаривающихся стран. Истец считает, что наличие удостоверения Республики Казахстан, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне без дополнительного документального подтверждения является основанием для признания его права на соответствующие льготы на территории РФ. В качестве правового обоснования иска истец ссылается на положения ФЗ №2-ФЗ от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», ФЗ №3-Ф3 от 09 января 1996г. «О радиационной безопасности населения», Определение Конституционного Суда РФ №197-0 от 14 декабря 1999г., №960-О-П от 04 декабря 2007 г.

Представители ответчика - территориального отдела социальной защиты ..., иск не признали, посчитав его необоснованным. В обоснование возражений пояснили, что порядок выдачи удостоверений единого образца, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 849 от 27 декабря 2004 года. Согласно подпункту «б» пункта 3 указанных Правил для получения удостоверения необходимо представить документы, подтверждающие факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания. ... не подтвердила документально факт проживания в 1949-1962 гг. в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания. Истцом также не подтвержден факт и объем причиненного вреда ядерными испытаниями. Предоставленная справка, выданная ... управлением труда и социальной защиты населения республики Казахстан от Дата обезличена Номер обезличен, в которой отсутствуют сведения о суммарной эффективной эквивалентной дозе облучения, не является достоверным доказательством получения дозы облучения, так как содержащаяся в ней информация основана не на специальных исследованиях, а с учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного риска, установленных законом республики Казахстан, не имеющей юридической силы в РФ. Просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - департамента социальной защиты населения ... в судебном заседании так же высказал свою позицию о несогласии с иском Прохорова П.С. по тем же основаниям, что и территориальный отдел.

Представитель ответчика - Министерства РФ ... в судебное заседание не явился, извещены судом, надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении исковых требований Прохорову С.П. отказать, не возражают против рассмотрения дела в отсутствие их представителя.

С учетом мнения участвующих в деле лиц, не возражавших против рассмотрения деле в отсутствие представителя ответчика - представителя ответчика Министерства РФ ..., руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав истца Прохорова П.С., представителей ответчика территориального отдела социальной защиты населения ..., департамента социальной защиты населения ..., исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена Прохоров П.С. проживал в г. ... Республики Казахстан (бывшей Казахской ССР).

Дата обезличена Прохоров П.С. обратился в территориальный отдел социальной защиты населения ... с заявлением о предоставлении соответствующих документов России для получения льгот для лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Решением территориального отдела социальной защиты населения ... Номер обезличен от Дата обезличена в удовлетворении заявления Прохорову П.С. было отказано, в связи с тем, что г. ... не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний утвержденный распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 года (...).

Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее-Закон) установлены гарантии социальной защиты.

Согласно ст.1 указанного Федерального закона гражданам, которые проживали 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную накопленную эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634 утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно п.2 Правил отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п. 3 Правил).

Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: проживанием гражданина в 1949-1963 годах в определенных Правительством РФ населенных пунктах, а также суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв ( бэр), находящиеся между собой в причинно- следственной связи.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 162-р и от 15 марта 1995 года № 356-р были утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (действуют в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2002 года № 156-р).

Согласно данным перечням населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года

Как установлено в судебном заседании, населенный пункт, в котором проживал Прохоров П.С. в период с Дата обезличена по Дата обезличена не включен в данные перечни.

Соответствующие льготы и компенсации предусмотрены двум категориям граждан. К первой категории отнесены граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), ко второй - более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр).

Подпунктом «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 849) предусмотрено, что для получения удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, от гражданина требуется документальное подтверждение факта проживания в конкретном населенном пункте в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

Согласно ч.1 ст. 5 названного Закона, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.

На основании п. 5 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 849, выдача удостоверений по форме согласно приложению осуществляется Министерством Российской Федерации ...

... не позднее 3 месяцев со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 404-О от 11.07.2006 года признал, что положения подпункта «б» пункта 3 Правил по его конституционно-правовому смыслу не могут рассматриваться как ограничивающие право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для лиц, проживавших в 1949-1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших (суммарную накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

В Определении № 960-О-П от 4.12.2007 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть первая статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, при проживании в населенных пунктах, не включенных Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

При этом право разрешить вопрос о возможности оказания социальной поддержки в случае, если настаивающий на ее получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предоставлено судам общей юрисдикции исходя из фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв ( бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Суть позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном определении состоит в том, что предоставление мер социальной поддержки зависит не от включения или невключения населенного пункта в Перечень, а от факта и объема причинения вреда ядерными испытаниями, которые должны быть подтверждены документально.

Вместе с тем, истцом каких-либо доказательств, свидетельствующих о получении им дозы облучения либо медицинских документов, подтверждающих факт причинения вреда здоровью, вследствие получения радиационного воздействия суду представлено не было.

Ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 года, на которую ссылается истец, всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).

Из этого следует, что Конвенция не дает право гражданам РФ требовать на территории РФ предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании документов, выданных в соответствии с законодательством этого государства.

В обоснование заявленных требований истцом представлена справка ... Управления труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от Дата обезличена Номер обезличен из которой следует, что г. ..., с Дата обезличена по Дата обезличена относилось к зоне повышенного радиоактивного риска с дозой воздействия на население с 7,0 до 35,0 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 г. (...).


Однако, данная справка не является в Российской Федерации достоверным доказательством, получения истцом дозы облучения от 7,0 до 35,0 БЭР, так как содержащаяся в ней информация основана не на специальных исследованиях, а с «учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного радиационного риска», установленных Законом Республики Казахстан, не имеющей юридической силы в РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Поскольку между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют межгосударственные соглашения, подтверждающие взаимное признание социальных гарантий лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

Согласно нормам международного права, а именно статье 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10.12.1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Прохоров П.С. в настоящее время является .... Следовательно, при рассмотрении данного спора суд исходит, прежде всего, из мер социальной поддержки, условий их предоставления, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным в удовлетворении исковых требований Прохорову П.С. отказать.

На основании изложенногоруководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Прохорову П.С. к территориальному отделу социальной защиты населения по Камешковскому району, департаменту социальной защиты населения ..., Министерству РФ ... о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ, как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; понуждении территориального отдела социальной защиты населения ... принять соответствующие документы, подтверждающие го право и направить в Министерство РФ ... для решения; понуждении Министерства РФ ... выдать ему удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в форме, установленной «Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 849 от 27 декабря 2004 года - отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья И.А.ТРАВИН