Дело №2-720/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камешково. 14 декабря 2010 года.
Камешковский районный суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи АБРАМОВА М.В.
при секретаре БЫКОВОЙ И.В.
а также с участием истца Зезюлиной Н.Ю., представителя ответчика Проничевой Т.П., действующей по доверенности № от Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по иску Зезюлиной Натальи Юрьевны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Камешковском районе об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Дата обезл. Зезюлина Н.Ю. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Камешковском районе (далее Управление) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением № от Дата обезл. Управление отказало в назначении пенсии в связи с отсутствием на момент обращения необходимой продолжительности специального стажа (25 лет), при этом часть периодов были исключены из стажа, дающего право на досрочное назначении пенсии.
Зезюлина Н.Ю. не согласна с данным решением, просит суд обязать Управление назначить ей досрочную пенсию по старости с Дата обезл., включив в специальный стаж следующие периоды работы: с Дата обезл. по Дата обезл. в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты>»; с Дата обезл. по Дата обезл. и с Дата обезл. по Дата обезл. в должности старшей пионервожатой в школе № <данные изъяты>; с Дата обезл. по Дата обезл. и с Дата обезл. по Дата обезл. в должности педагога-организатора <данные изъяты>; периоды нахождения на курсах повышения квалификации всего <данные изъяты> дня; с Дата обезл. по Дата обезл. - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; учебный отпуск всего <данные изъяты> дней.
В судебном заседании Зезюлина Н.Ю. уточнила исковые требования, не настаивает на включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в остальной части иск поддержала, пояснив, что на момент обращения в Управление специальный стаж составлял более 25 лет. Наименование «детский комбинат» никогда не было предусмотрено законодательством. Полагает, что работодатель неправильно сделал запись в трудовой книжке.
Когда она работала пионервожатой, действующее законодательство давало право на включение данного периода работы в специальный стаж.
Как педагог-организатор она работала в школе, организовывала внеурочное время учащихся, каникулярный отдых учеников.
Прохождение курсов повышения квалификации - ее профессиональная обязанность, закрепленная в должностной инструкции. За ней сохранялось рабочее место, заработная плата.
В Дата обезл. году по направлению школы она поступила во Владимирское областное училище культуры, период учебного отпуска составил <данные изъяты> дней. Выезд на сессию ей оплачивался, во время учебы за ней также сохранялось рабочее место и заработная плата. По вышеуказанным доводам просит включить в специальный стаж исключенные периоды работы.
Представитель ответчика Проничева Т.П., действующая на основании доверенности от. <данные изъяты> года, иск не признала по основаниям, изложенным в решении и возражениях, представленных суду, пояснив, что на момент обращения в Управление специальный стаж Зезюлиной Н.Ю. составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Такое детское учреждение как «детский
<данные изъяты>
комбинат» Списком не предусмотрено. Должности «старшая пионервожатая», «педагог-организатор» также не поименованы Списком от 29.10.2002 года №516. Курсы повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, так как в данный период она не могла выработать необходимую педагогическую нагрузку. Также не подлежат включению периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и учебный отпуск.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, ознакомившись с пенсионным делом истца, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначаетсяранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона (для женщин 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В соответствии с записями в трудовой книжке Зезюлиной Н.Ю. она начала трудовую деятельность с Дата обезл. старшей пионервожатой школы № <данные изъяты>.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 01 октября 1993 года, в перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименована должность пионервожатой.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и реализовано, указанный период работы Зезюлиной Н.Ю. в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на такую пенсию.
С Дата обезл. по Дата обезл. Зезюлина Н.Ю. работала воспитателем в детском комбинате <данные изъяты>». Суд считает возможным включить данный период в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Должность «воспитатель» предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержденный постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. Действительно, наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено указанным Списком. Вместе с тем, действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. Законодатель не исключает возможность дополнения наименований таких учреждений территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, оригинальным названием.
Согласно представленным документам истец находилась на курсах повышения квалификации в период работы в школе в общей сложности <данные изъяты> дня: с <данные изъяты> (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней) и <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней). Направление Зезюлиной Н.Ю. на курсы подтверждается соответствующими приказами.
Повышение квалификации по направлению работодателя является должностной обязанностью работника, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой
<данные изъяты>
постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На время прохождения курсов за учителем сохраняется рабочее место, выплачивается заработная плата, производятся все необходимые страховые и пенсионные выплаты.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Данные обстоятельства позволяют включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В период <данные изъяты> годов Зезюлина Н.Ю. проходила обучение во Владимирском областном училище культуры, что подтверждается копией диплома. Количество дней учебного отпуска в указанный период составило <данные изъяты> дней: с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> день); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней); с <данные изъяты> года (<данные изъяты> дней).
Согласно справке Управления образования администрации Камешковского района учебные отпуска Зезюлиной Н.Ю. были оплачены, с начисленных сумм удержаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п.21 Рекомендаций Международной организации труда №148 от 24.06.1974 года «Об оплачиваемых отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или других положений, которые соответствуют национальной практике.
Таким образом, периоды нахождения истца в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Вместе с тем, период работы истца в должности педагога-организатора обоснованно исключен из стажа, дающего право на пенсию, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Данная должность отсутствовала и в Списках, действовавших ранее.
Утверждение истца о фактическом выполнении ею обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми не нашло своего подтверждения в суде.
Должность организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы с детьми впервые была введена письмом Минпросвещения СССР от 19.06.1967 года №52-М. Согласно данному письму указанная должность вводилась на правах заместителя директора школы. При этом, в соответствии с приказом Минпросвещения СССР от 20.02.1978 года №24, которым были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, на указанную должность принимались лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.
Общероссийский классификатором профессий рабочих, должностей служащих, утвержденным Постановлением Госкомстандарта СССР №016 от 27.08.1986 года были предусмотрены должности как организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, так и педагога-организатора.
При этом, согласно утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ №762 от 26.08.2010 года Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, на должность педагога-организатора назначаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование без предъявления требований к стажу работы.
<данные изъяты>
Из анализа названных нормативных актов следует, что вышеуказанные должности не являются тождественными, к ним предъявляются различные квалификационные требования, т.е. законодатель разграничил их, что обусловлено критерием оценки характера и условий работы.
Кроме этого, суд учитывает, что спорные периоды работы истца в должности педагога-организатора по представленным работодателем в пенсионный фонд сведениям отражены без кода льготного стажа.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия необходимого специального стажа, в удовлетворении требований Зезюлиной Н.Ю. следует отказать.
Мнение истца о наличии у нее права на обращение в суд за защитой отсутствующего на данный момент права на назначение трудовой пенсии, являлось ошибочным, поскольку субъективное право на пенсию не возникло и не нарушено. В связи с этим разрешение заявленных требований о включении или не включении спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости является преждевременным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворениииска ЗЕЗЮЛИНОЙ Натальи Юрьевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Камешковском районе об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ М.В.АБРАМОВ.