решение от 04.02.2011 г. по делу №2-100/11 г. по заявлению об отмене постановления терр. избирательной комисии



Дело № 2-100/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково 04 февраля 2011 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Стеций С.Н.,

при секретаре судебного заседания Рябининой М.В.,

с участием:

зам. прокурора .... Иванова С.Ф.

представителей заявителя Сысоева Н.А., Смирновой Е.А., действующих на основании доверенности от Дата обезл.....

заинтересованных лиц: председателя Территориальной избирательной комиссии Манушиной Г.А., действующей ...., Терентьева С.В., его представителя Ножкина М.В., действующего на основании доверенности от Дата обезл.....

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назарова .... об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии .... № от Дата обезл.,

У С Т А Н О В И Л:

Назаров А.В. обратился в суд с заявлением об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии .... (далее ТИК) № от Дата обезл. «О регистрации Терентьева С.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов .... по одномандатному избирательному округу №».

В обоснование заявленных требований указал, что Дата обезл. Постановлением № ТИК .... он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов .... пятого созыва по одномандатному избирательному округу №. Территориальной избирательной комиссией ...., исполняющей обязанности окружной комиссии по тому же округу, Постановлением № от Дата обезл. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Терентьев С.В. Заявитель считает данное решение избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене, в виду того, что Терентьевым С.В. были допущены многочисленные нарушения избирательного законодательства, каждое из которых является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата. Так, изготовление подписных листов из избирательного фонда кандидатом Терентьевым С.В. не оплачивалось, более того избирательный фонд им не был создан вообще, тем самым было нарушено положение п.3 ст. 31 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г. (далее Избирательный кодекс). В нарушение Приложения № 4 к Избирательному кодексу, Терентьевым С.В. в шапке всех подписных листов не указан район проживания. Территориальной избирательной комиссией не было принято во внимание исправление, которое, по мнению заявителя, также влечет признание подписей недействительными. В связи с чем, по мнению заявителя, 100% представленных Терентьевым С.В. подписей избирателей для регистрации являются недействительными, что в силу подп. «д» п.23.1 ст. 33 Избирательного кодекса является основанием для отказа в регистрации кандидата. Также указывает, что сведения о доходах и имуществе представлены Терентьевым С.В. не по форме, предусмотренной Приложением к данному кодексу. По мнению заявителя, подобный подход к проверке документов кандидата Терентьева С.В., его необоснованная регистрация, нарушает гарантированный федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, гарантированный Конституцией РФ.

Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении. Настаивали на том, что Территориальной избирательной комиссией .... принято решение о регистрации кандидата Терентьева С.В. вопреки требованиям избирательного законодательства. В частности на всех представленных Терентьевым С.В. подписных листах в графе «место жительства» не указан район. На подписном листе № в графе «подписной лист удостоверяю» имеются исправления в дате выдачи паспорта ФИО6 Представленные сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, оформлены с нарушением порядка заполнения формы. По мнению представителей заявителя, графа № «доходы» вообще не заполняется, доходы должны указываться в графе №, с указанием суммы по каждому предприятию отдельно. Кроме того, все подписные листы изготовлены Терентьевым С.В. не за счет средств избирательного фонда. Данные нарушения законодательства о выборах, допущенные Терентьевым С.В., являются основанием для отказа в регистрации кандидата.

Председатель Территориальной избирательной комиссии .... Манушина Г.А. требования заявителя не признала, пояснив при этом, что регистрация Терентьева С.В. в депутаты Совета народных депутатов .... по одномандатному избирательному округу № произведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области». При этом избирательные права других кандидатов, в том числе и заявителя Назарова А.В. территориальной избирательной комиссией Камешковского района нарушены не были. Согласно п.8 ст. 56 Избирательного кодекса от кандидатов не требуется обязательного создания избирательного фонда, если число избирателей в округе не превышает пяти тысяч. Председатель ТИК .... считает, что форма подписных листов, представленных Терентьевым С.В., не нарушена. Сведения о месте жительства кандидата в паспорте указано как: ...., то есть без указания района. Более того, в подписных листах в графе «наименования муниципального образования, населенного пункта» указано: ..... Также председатель ТИК .... считает надуманными и необоснованными доводы представителей заявителя о том, что сведения о размере и об источниках доходов имуществе, принадлежащем кандидату, оформлены не по форме.

Терентьев С.В. и его представитель Ножкин М.В. с требованиями Назарова С.В. не согласны, дали пояснения аналогичные пояснениям председателя ТИК .... Манушиной Г.А.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение зам. прокурора ...., полагавшего необходимо отказать в удовлетворении требований заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Решением Совета народных депутатов .... назначены выборы депутатов Совета народных депутатов .... пятого созыва на Дата обезл..

Постановлением № от Дата обезл. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1,2,3,4,5,6,7,8 по выборам депутатов Совета народных депутатов муниципального образования .... возложены на Территориальную избирательную комиссию .....

Согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии .... № от Дата обезл. Назаров А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов .... пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии ...., исполняющей обязанности окружной комиссии по тому же округу, № от Дата обезл. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Терентьев С.В.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подп. «г» пункта 25 ст. 38 указанного ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

Аналогичная норма содержится и в подп. «д» п.23.1 ст. 33 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г., в силу которой основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Пунктом 44 ст.2 ФЗ № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительной подписью является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Согласно ст. 32 Закона Владимирской области от 06.06.2006 N 78-ОЗ подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы муниципального образования кандидатов в депутаты, выдвигаемых по одномандатным округам, изготавливаются по установленной форме (приложения 3, 4). В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место основной работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и наименование и номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат в депутаты Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), где проводился сбор подписей.

Из представленных подписных листов, следует, что в каждом подписном листе кандидатом Терентьевым С.В. указано: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства, наименование и номер избирательного округа, в котором он выдвигается. Данные о регистрации кандидата указано в соответствии с его паспортом: наименование субъекта РФ, город, улица, номер дома и квартиры. По мнению суда, не указание Терентьевым С.В. района в сведениях о месте его жительства не свидетельствует о неполноте сведений или несоблюдении формы подписного листа. Из текста подписных листов, в частности в графе «наименование муниципального образования, населенного пункта» указан субъект РФ, район, город.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Терентьевым С.В. выполнены все требования, перечисленные в ст. 31 Избирательного Кодекса Владимирской области.

Суд также считает, что исправление, допущенное в подписном листе № в дате выдачи паспорта ФИО6, осуществляющей сбор подписей, не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену всех 10 подписей на листе. В ТИК .... был дополнительно представлен паспорт на имя ФИО6, в котором дата выдачи паспорта Дата обезл. совпадает с датой выдачи паспорта указанной в подписном листе.

Согласно подп. «д» п.12 ст.33 Кодекса Владимирской области, признаются недействительными все подписи в подписном листе в случае, если сбор подписей осуществлялся с нарушением требований статьи 31 настоящего Кодекса или если заполнение подписного листа не соответствует требованиям, изложенным в статье 32 настоящего Кодекса, и (или) подписной лист оформлен не в соответствии с приложениями 2, 2-1, 2-2, 2-3, 3, 4 к настоящему Кодексу.

Пунктом 3 ст. 31 кодекса установлено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, фонда инициативной группы по отзыву депутата, выборного должностного лица.

Вместе с тем, согласно п.8 ст. 56 Кодекса создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится.

Аналогичное требование закона содержится в п. 1 ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Судом установлено, что решением Совета народных депутатов .... № от Дата обезл. утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета народных депутатов .... пятого созыва. Согласно приложению № к данному решению число избирателей в округе № составляет - .....

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что 100% подписей, представленных Терентьевым С.В. для регистрации, должны быть признаны избирательной комиссией недействительными, в силу того, что изготавливались не за счет средств избирательного фонда, являются необоснованными.

Боле того, сам по себе факт отсутствия оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда действующим законодательством не предусмотрен в качестве самостоятельного основания для признания подписных листов недействительными.

Доводы заявителя Назарова А.В. о том, что избирательная комиссия должна была отказать в регистрации кандидата Теретьева С.В. на основании подп. «в1» п.23.1 ст.33 Избирательного кодекса, поскольку кандидатом сведения о доходах и имуществе изложены с нарушением формы, предусмотренной Приложением 10 к Избирательному кодексу, являются необоснованными.

Как следует из представленных ТИК .... документов, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, представлены строго по форме №. Объем информации, содержащийся в представленной форме, не увеличен и не уменьшен, графы не изменялись.

Согласно п. 3 к данному приложению доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) указываются за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от физических и (или) юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. О том, что доходы должны быть конкретизированы, данное положение не требует.

Таким образом, исходя из изложенного, суд считает, что Территориальная избирательная комиссия ...., принимая решение о регистрации Терентьева С.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов .... пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, действовала правомерно в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Назарова .... об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии .... № от Дата обезл. «О регистрации Терентьева С.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов .... по одномандатному избирательному округу №» - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение пяти дней.

Председательствующий С.Н. Стеций