Дело № 2-132/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камешково 10 февраля 2011 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Стеций С.Н.,
при секретаре судебного заседания Рябининой М.В.,
с участием:
ст.пом. прокурора .... Абрамовой Е.А.
представителей заявителя Шевяковой А.П., действующей на основании протокола заседания координационного совета Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», Зориной О.А., действующейна основании устного заявления Шевяковой А.П., занесенного в протокол судебного заседания, Помыкаловой И.В., действующей по ордеру № от Дата обезл.,
представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Камешковского района Владимирской области Смирновой Е.А., действующей на основании доверенности Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл. отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по единому избирательному округу выдвинутого избирательным объединением Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России».
Владимирское региональное отделение политической партии «ЛДПР» обратилось в суд с заявлением об отмене указанного постановления ТИК Камешковского района, указав, что в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по единому избирательному округу выдвинутого избирательным объединением ВРО ЛДПР, оспариваемым постановлением ТИК Камешковского района, отказано в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (подп. «б» пункт 23.2 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области). Заявитель полагает, что данное постановление принято с нарушением федерального и областного избирательного законодательства. Так, Дата обезл. ВРО ЛДПР представило в ТИК Камешковского района все необходимые документы для выдвижения списка кандидатов, указанные в пунктах 2,3 ст.28, пунктах 14,15.1 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области. 24.01.2011 ТИК Камешковского района приняла постановление № «О заверении списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии ЛДПР по единому избирательному округу». Также, Дата обезл. ТИК Камешковского района уведомила ВРО ЛДПР о том, что имеется неполнота сведений, на основании пунктов 4, 5 ст. 56-1 Избирательного кодекса Владимирской области без указания, какие именно сведения были предоставлены не в полном объеме. На основании данного уведомления, Дата обезл. ВРО ЛДПР дополнительно предоставило в ТИК Камешковского района выписку из протокола внеочередной конференции ВРО ЛДПР от Дата обезл., содержащую сведения о том, что уполномоченный представитель по финансовым вопросам назначен решением конференции и Дата обезл. ВРО ЛДПР, и был предоставлен первый финансовый отчет с приложением всех необходимых документов. По мнению представителя заявителя, если избирательная комиссия не известила избирательное объединение о недостатках в представленных для уведомления документах, она не вправе принимать решение об отказе в регистрации.
В судебном заседании представители ВРО политической партии ЛДПР Шевякова А.П., Зорина О.А., Помыкалова И.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, обратили внимание суда на процессуальные нарушения принятия избирательной комиссией постановления об отказе в регистрации списка кандидатов. Указали, что в соответствии с подп. 33 ст.3 Избирательного кодекса Владимирской области кандидаты имеют право участвовать в наблюдении за работой избирательной комиссии, однако ни кандидаты, ни уполномоченный представитель избирательного объединения не уведомлялись ТИК Камешковского района о проведении Дата обезл. заседания комиссии по принятию решения об отказе в регистрации списка кандидатов ВРО ЛДПР. В нарушение требований п.23 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области копия оспариваемого постановления была выдана уполномоченному представителю не в течение суток с момента принятия решения, а лишь Дата обезл., то есть по истечении 3 суток. Кроме этого, отмечают, что ВРО ЛДПР Дата обезл. представило в ТИК Камешковского района документы для выдвижения списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района по единому избирательному округу. Согласно п.15-1 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области основаниями для отказа в заверении списка являются: отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении списка кандидатов и несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных законом «О политических партиях», федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». ТИК Камешковского района Дата обезл. было принято постановление № «О заверении списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, выдвинутого Владимирским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» по единому избирательному округу». Таким образом, ВРО ЛДПР считало, что ими были представлены в ТИК Камешковского района все необходимые документы, для выдвижения списка кандидатов. По мнению представителей ВРО ЛДПР ТИК Камешковского района не вправе была принимать оспариваемое постановление «Об отказе в регистрации списка кандидатов…..» при наличии постановления «О заверении списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района…….». поскольку при выдвижении списка кандидатов проверялись все необходимые документы.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Камешковского района Смирнова Е.А. требования заявителя не признала, пояснив, что заседание территориальной избирательной комиссии по принятию решения об отказе в регистрации списка кандидатов ВРО ЛДПР проходило Дата обезл., что подтверждается информацией размещаемой в«ГАС-Выборы». В постановлении, выданном уполномоченному представителю ВРО ЛДПР, сотрудником ТИК Камешковского района в дате его принятия допущена техническая ошибка, вместо 31.01.2011г. указано 30.01.2011г, однако смысл и содержание самого постановления при этом не меняется. О дне и времени проведения заседания председатель ТИК Камешковского района лично телефонограммой извещала Калачеву Г.А. - уполномоченного представителя избирательного объединения ВРО ЛДПР, что подтверждается журналом учета телефонных звонков. Также представитель ТИК Камешковского района указала, что проверка документов проводится на протяжении всего времени, то есть с момента подачи документов в ТИК до принятия решения о регистрации списка кандидатов, либо отказе в регистрации. Дата обезл. был составлен итоговый протокол по проверке документов, представленных ВРО ЛДПР, выдвинувшим список кандидатов по единому избирательному округу по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района, в котором указано на отсутствие документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, а именно:
- решения о выдвижении списка кандидатов, оформленное протоколом;
- документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Отмечает, что ТИК Камешковского района отказала в регистрации списка кандидатов на основании отсутствия необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, то есть на основании подп. «б» п.23.2 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, а не на основании наличия среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении списка кандидатов, оформленных с нарушением требований закона, то есть подп. «б1» п.23.2 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области. Закон не предусматривает обязанность ТИК извещать избирательное объединение об отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение ст.помощника прокурора Камешковского района, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Решением Совета народных депутатов Камешковского района № 691 от 14.12.2010 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Камешковского района на 13 марта 2011 года.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «б» пункта 25 ст. 38 указанного ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Аналогичная норма содержится и в подп. «б» п. 23.2 ст. 33 Закона Владимирской области № 10 ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» от 29.01.2003г.
Согласно п.2 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 28 настоящего Кодекса, иных предусмотренных настоящим Кодексом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 19 или 19.1 настоящей статьи.
В частности, в соответствии с подп.3 п.17 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения предоставляет в избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения…) о выдвижении списка кандидатов.
Пункт 3 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области предусматривает, что решение о выдвижении списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указывается: число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции; число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов; решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по единому избирательному округу; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; дата принятия решения.
Таким образом, исходя из данных норм закона, уполномоченный представитель ВРО политической партии ЛДПР должен был предоставить в избирательную комиссию Камешковского района одновременно со списком кандидатов протокол конференции ВРО политической партии ЛДПР.
Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривалось представителями ВРО ЛДПР, данный протокол конференции ВРО политической партии ЛДПР в избирательную комиссию не предоставлялся. То есть требования подп.3 п.17 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, ВРО политической партии ЛДПР выполнено не было. В избирательную комиссию ВРО ЛДПР была представлена выписка из протокола, которая как установлено в ходе судебного заседания, не соответствует протоколу внеочередной конференции ВРО политической партии ЛДПР № от Дата обезл..
Доводы представителей ВРО ЛДПР о том, что, ТИК ...., в силу п.4 ст.33 Избирательного кодекса Российской Федерации, при выявлении после сдачи в избирательную комиссию документов для регистрации неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, обязана была не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом избирательное объединение, не могут быть приняты во внимание. Непредоставление необходимых документов для регистрации списка кандидатов не считается неполнотой сведений о кандидатах и не расценивается как несоблюдение требований закона к оформлению документов. Постановлением ТИК Камешковского района отказано в регистрации списка кандидатов по мотиву отсутствия документов, а не по основаниям наличия в документах неполноты сведений, либо документов, оформленных с нарушением требований закона. Более того, пункт 4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области не возлагает обязанность на избирательную комиссию извещать избирательное объединение об отсутствии у них необходимых документов для регистрации списка кандидатов.
В соответствии с подп.2 п.17 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области уполномоченный представитель избирательного объединения в избирательную комиссию представляет также официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, иного общественного объединения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. (ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" )
Согласно положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, анализируя указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление в сфере регистрации общественных объединений, является Министерство юстиции Российской Федерации, следовательно документом, подтверждающим факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, является документ, выданный Министерством Юстиции Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителей ВРО политической партии ЛДПР, свидетельство о регистрации партии, выданное Министерством юстиции, у них имеется, однако они не посчитали нужным его предоставлять в территориальную избирательную комиссию, поскольку представленное партией в избирательную комиссию свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц выдается Федеральной налоговой службой при наличии свидетельства о регистрации партии в органах юстиции. Однако по мнению суда, данное обстоятельство не освобождает уполномоченного представителя от обязанности представлять в избирательную комиссию документ, предусмотренный подп.2 п.17 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно свидетельство о регистрации партии в органах Министерства юстиции.
Кроме того, суд считает, что постановление ТИК Камешковского района № от Дата обезл. «О заверении списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Камешковского района пятого созыва, выдвинутое Владимирским региональным отделением политической партии ЛДПР по единому избирательному округу» не препятствует принятию Постановления «Об отказе в регистрации списка кандидатов …» при наличии оснований, указанных в п.23.2 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.
При таких обстоятельствах, согласно ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение является законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии Камешковского района № от Дата обезл. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение пяти дней.
Председательствующий подпись С.Н. Стеций
Справка:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2011 года.